Описание изображения

DOI: 10.17689/psy-2013.1.1

 

УДК 378.18

Феномен свободного выбора субъекта и социальное

самочувствие студенческой молодежи

© 2013  Зябина Ольга Владимировна


аспирант кафедры практической психологии Балашовского института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского,

г. Балашов zyabina87@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования самодетерминации личности в контексте социального самочувствия, в котором приняли участие 130 студентов гуманитарных специальностей 1–2 и 4–5 курсов ВУЗа.

Ключевые слова: самодетерминация, социальное самочувствие студенческой молодежи, свободный выбор, самоценность.

 

Phenomenon of a person’s free choice and social

well-being of college kids

© 2013  Zyabina Olga Vladimirovna

post-graduate student at the experimental psychology department of Balashov branch ofSaratovStateUniversitynamed after N.G. Chernyshevskij,

(Balashov), zyabina87@mail.ru


 Annotation. This article contains the results of empirical study of a person’s self-determination in the context of a social well-being, in which 130 students from the humanitarian disciplines of 1st-2nd and 4th-5th years of education in the university took place.

Keywords: self-determination, social well-being of college kids, free choice, inherent value.

         

Изучение особенностей студенческой молодежи приобретает все большую актуальность на фоне глобальных перемен современного общества. Студенческая молодежь является наиболее активной, динамично развивающейся частью общества, восприимчивой к различным социальным изменениям. Проявление активной социальной позиции, самостоятельности, способности к саморазвитию – вот основные характеристики молодежи, а в частности юношеского периода развития личности.

В связи с чем, актуальным представляется изучение свободного выбора в различных сферах жизнедеятельности и особенностей социального самочувствия молодежи. Определившись в профессиональном выборе, студенческая молодежь активно проявляет себя в социуме, в формальных и неформальных группах. В тоже время общество ожидает от молодежи активной социально-ответственной позиции, за счет которой выстраивается будущее государственной политики. Как правило, молодежь не осознает возлагаемую на них ответственность и использует свой свободный выбор в личных целях, которые расходятся с общественными ожиданиями.

Понятие «свободный выбор» мы рассматриваем в рамках процесса самодетерминации. Понятие «Самодетерминация» определяется, как способность выбирать и иметь выбор, в отличие от подкрепляемых реакций, удовлетворения влечений и действий под влиянием других сил, которые также могут рассматриваться как детерминанты поведения человека.

Таким образом, процесс самодетерминации, в первую очередь, связан с собственной активностью личности, способностью свободно выбирать пути своего развития.

От того, насколько проявляется процесс самодетерминации молодежи и насколько она принимается общественным мнением, зависит в целом социальное самочувствие молодого поколения. Исследование проблемы самодететерминации личности нельзя отнести к разряду традиционных тем исследования. Понятие «самодетерминация» берет свои истоки из философских представлений о свободе. Исследованием проблемы самодетерминации занимались такие зарубежные психологи, как Э. Фромм и В. Франкл. В отечественной психологии по данной проблеме можно отметить работы С.Л . Рубинштейна, В.А . Петровского, Д.А . Леонтьева и Е.Р. Калитеевской [Карина, 2009].

Наиболее признанной считается теория самодетерминации американских психологов Э. Деси и Р. Райана, в которой основной акцент ставится на собственную активность человека, на его свободный выбор, основанный на осознании своих потребностей [Леонтьев, 2000]. Неоднозначность и недостаточная разработанность проблемы самодетерминации свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения данного феномена в социально-психологической практике.

В своем исследовании самодетерминацию мы рассматриваем в контексте социального самочувствия молодежи. Исследование социального самочувствия, так же во все времена было актуальным для философов, психологов, социологов.

Психологический подход к проблеме социального самочувствия предполагает рассмотрение его как социально психологического состояния, возникающего у человека под воздействием объективных факторов жизнедеятельности как макромасштабных, так и личностных (Е.И. Головаха,
Р.В. Панина, Н.Е. Симонович) [Русалинова,1994].

Социальное самочувствие рассматривается нами на микроуровне, в котором определяется отношение человека к себе, к окружающим, своему статусу в обществе в контексте реализации его актуальных потребностей при взаимодействии с социальной средой. Однако, несмотря на интерес к этому феномену понятие «социальное самочувствие» на сегодняшний день в психологической практике не имеет однозначного и общепризнанного определения.

В связи с малоизученностью особенностей свободного выбора личности, влиянием его на социально-психологическую адаптацию, в своем исследовании мы проанализируем специфику взаимосвязи самодетерминации и социального самочувствия студенческой молодежи. Для более детального изучения проблемы самодетерминации были выбраны следующие составляющие ее компоненты: осмысленность жизни, жизнестойкость личности, воля.

В качестве компонентов социального самочувствия выступили такие показатели самоотношения, как внутренняя честность, самоуверенность, саморуководство, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность и показатели социально – психологической адаптации – адаптивность, приятие себя, приятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Балашовского института Саратовского государственного университета. В исследовании принимали участие студенты гуманитарных специальностей 1–2 и 4–5 курсов ВУЗа. Выборка составила 130 человек.

В качестве методического инструментария были использованы следующие методики: «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева; опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса; шкала базовых убеждений
Р.Я Янов-Бульмана; тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова); методика диагностики волевого потенциала (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов,Г.М. Мануйлов).

Полученные результаты исследования были обработаны методами математической статистики с помощью компьютерной программы SPS 13,0.
С помощью корреляционного анализа Спирмена мы сопоставили показатели самодетерминации и социального самочувствия в начале юношеского периода и на его завершающей стадии.

Полученные данные не выявили значимых различий в рассматриваемых показателях. По нашему мнению, это может быть связано с тем, что на протяжении всего юношеского периода происходит становление осмысленного независимого поведения у студентов от мнения окружающих и вырабатываются устойчивые свободные взгляды на происходящие события в различных сферах жизнедеятельности.

Следовательно, мы можем раскрыть общие показатели характерные для студенческой молодежи в целом. Исходя из общих данных взаимосвязи самодетерминации и социального самочувствия студенческой молодежи, остановимся отдельно на некоторых значимых показателях.

Рассматривая осмысленность жизни в целом у студентов (цели, процессы, результат), мы определили положительную корреляцию с такими показателями как внутренняя честность (0,306, при p≤0,01), самоуверенность (0,645, при p≤0,01), саморуководство (0,482, при p≤0,01), самоценность (0,372 при p≤0,01), самопривязанность (0,381 при p≤0,01), адаптивность (0,600 при p≤0,01), приятие себя (0,513 при p≤0,01), приятие других (0,403 при p≤0,01), эмоциональный комфорт (0,430 при p≤0,01), внутренний контроль (0,434 при p≤0,01), ценность собственного «Я» (0,370 при p≤0,01), жизнестойкость (0,503 при p≤0,01) и воля (0,474 при p≤0,01). То есть, чем выше показатели осмысленности жизни, тем выше проявляются показатели самоотношения: молодые люди склонны чувствовать уверенность в собственных силах, удовлетворенность результатами своей деятельности, считать себя активной личностью, способной контролировать происходящие события, ожидать одобрительного отношения со стороны окружающих. Студенты проявляют интерес к собственной личности, себя оценивают как сильную личность, имеющую достаточно свободы выбора для воплощения своих целей. Также наличие высокой осмысленности жизни предполагает проявление высокой адаптивности, дружеского отношения к себе и к окружающим, преобладание положительных эмоций и чувства благополучия своей жизни. Была выявлена значимая положительная корреляция осмысленности жизни с показателями жизнестойкости и волей, то есть, чем выше студенты будут проявлять осмысленность жизни, тем выше степень их совладания со стрессом и меньше внутреннее напряжение.

Вместе с тем установлена отрицательная корреляционная связь осмысленности жизни в целом с такими показателями как внутренняя конфликтность (rs = - 0,287, при p≤0,05), самообвинения (rs = - 0,266, при p≤0,05) и ведомость (rs = - 0,490, при p≤0,01). Следовательно, чем выше осмысленность жизни у студентов, тем меньше у них проявляется неудовлетворенность собой и своей деятельностью, меньше необоснованных обвинений в свой адрес.

Компонент самоотношения «самоуверенность» положительно коррелирует с осмысленностью жизни в целом (rs = 0,645, при p≤0,01) и с такими показателями как саморуководство (rs = 0, 438, при p≤0,01), зеркальное «Я» (rs = 0, 487, при p≤0,01), самоценность (rs = 0, 492, при p≤0,01), самопринятие (rs = 0, 365, при p≤0,01), самопривязанность (rs = 0, 575, при p≤0,01), адаптивность (rs = 0, 612, при p≤0,01), приятие себя (rs = 0, 604, при p≤0,01), приятие других (rs = 0,354, при p≤0,01), эмоциональных комфорт (rs = 0, 351, при p≤0,01), внутренний контроль (rs = 0, 404, при p≤0,01), доминирование (rs = 0, 403, при p≤0,01). Также данный компонент положительно коррелирует с базовыми убеждениями личности (справедливость мира, ценность собственного «Я», степень самоконтроля, степень везения) и показателями жизнестойкости (rs = 0,569, при p≤0,01), волей (rs = 0, 548, при p≤0,01). Чем выше уверенность студентов в собственных силах и удовлетворенность своими способностями, тем выше у них проявляется осмысленность жизни, целеустремленность, самостоятельность и активность в поступках, интерес к своему духовному миру. Они склонны ждать уважения к себе со стороны окружающих, при этом сами готовы проявлять дружеское отношение и положительные эмоции к окружающим и себе. Чем выше шкала самоуверенности, тем больше человек склонен проявлять ответственность за свои поступки, контролировать ситуацию и стараться доминировать в отношениях с окружающими. Студенты, которые проявляют в своем поведении самоуверенность, имеют развитую волю и в целом жизнестойки к различным трудностям.

Показатель «самоуверенность» отрицательно коррелирует с такими характеристиками как внутренняя конфликтность (rs = - 0, 356, при p≤0,01), и самообвинение (rs = - 0, 293, при p≤0,05). Студенты, высокоценящие свою личность, не склонны обвинять себя в различных неудачах и поэтому внутренне они принимают свою позицию и доминирующие убеждения, а мнение других остается на втором плане.

Шкала «саморуководство» положительно коррелирует с показателями общей осмысленности жизни (цели, процесс, результат, локус контроля «Я», локус контроля «Жизнь») (rs =0, 482, при p≤0,01), с показателями самоотношения – самоуверенность (rs = 0,438, при p≤0,01), зеркальное «Я» (rs = 0, 347, при p≤0,01), самоценность (rs = 0, 343, при p≤0,01), самопринятие (rs = 0, 368, при p≤0,01), самопривязанность (rs = 0, 523, при p≤0,01), адаптивность (rs = 0, 512, при p≤0,01), приятие себя (rs = 0,465, при p≤0,01), приятие других (rs = 0,286, при p≤0,01), эмоциональных комфорт (rs = 0,361, при p≤0,01), внутренний контроль (rs = 0, 315, при p≤0,01). Отмечается положительная корреляция шкалы «саморуководство» с базовыми убеждениями личности: ценность собственного «Я» (rs = 0, 265, при p≤0,05), степень самоконтроля (rs = 0, 302, при p≤0,01), степень везения (rs = 0, 310, при p≤0,01), а также с показателями жизнестойкости личности (rs = 0, 519, при p≤0,01), и волей (rs = 0,353, при p≤0,01). Наличие такой корреляции предполагает, что чем выше студенты ощущают свою роль в собственной судьбе и считают себя причиной происходящих с ними событий, тем выше у них проявляются такие показатели как целеустремленность, самостоятельность в принятии решений, уверенность в собственных силах и поступках, а также осмысленность жизни в целом. Вместе с тем ощущение себя причиной происходящих с тобой событий предполагает высокую оценку собственной личности, своих качеств и принятия себя, а также высокий уровень адаптивности в обществе, эмоционального комфорта, благосклонного отношения к окружающим людям, проявление твердой воли и стойкости в стрессовых ситуациях.

Выявлена отрицательная корреляция шкалы «саморуководство» со шкалой «ведомость» (rs = - 0,292, при p≤0,05), что характеризует студентов, самостоятельно организующих свою деятельность и судьбу как не склонных к ведомости и подчинению окружающим. Шкала «Самоценность» положительно коррелирует с показателями общей осмысленности жизни (rs = 0, 372, при p≤0,01), показателями самоотношения – «самоуверенность» (rs = 0, 492, при p≤0,01), «саморуководство» (rs = 0, 343, при p≤0,01), «зеркальное «Я»» (rs = 0, 353, при p≤0,01), «самопринятие» (rs = 0, 505, при p≤0,01), «самопривязанность» (rs = 0, 451, при p≤0,01); показателями социальной адаптации – адаптивность (rs = 0, 558, при p≤0,01), приятие себя (rs = 0, 623, при p≤0,01), эмоциональный комфорт (rs = 0, 414, при p≤0,01), внутренний контроль (rs = 0, 364, при p≤0,01), доминирование (rs = 0, 391, при p≤0,01); с такими базовыми убеждениями как «ценность собственного Я» (rs = 0, 342, при p≤0,01) и «степень удачи» (rs = 0, 260, при p≤0,05), а также с показателями жизнестокойсти (rs = 0, 238, при p≤0,05).

Убежденность студентов в ценности собственной личности и заинтересованность в собственном «Я» предполагает высокую целеустремленность и направленность в будущее, удовлетворенность своей деятельностью и самостоятельность в принятии решений, уверенность в собственных силах, поступках и высокий уровень осмысленности жизни в целом. Также чем выше у студентов проявляется заинтересованность в собственной личности, тем выше их представление о себе как о сильной и самостоятельной личности, способной контролировать свою судьбу и нести ответственность за совершенные поступки.

Отрицательная корреляция шкалы «самоценность» выявлена с показателями «внутренняя конфликтность» (rs = - 0, 313, при p≤0,01) и «самообвинение» (rs = - 0,391, при p≤0,01), что характеризует студентов с развитым чувством ценности своей личности как людей, не склонных к заниженной самооценки, обвинениям в свой адрес и внутренним противоречиям.

Компонент самоотношения «самопринятие» положительно коррелирует с показателем смысложизненных ориентаций локус контроля «жизнь» (rs = 0, 233, при p≤0,05), с показателями самоотношения - самоуверенность (rs = 0, 365, при p≤0,01), самруководство (rs = 0, 368, при p≤0,01), зеркальное «Я» (rs = 0, 264, при p≤0,05), самоценность (rs = 0, 505, при p≤0,01), самопривязанность (rs = 0, 491, при p≤0,01); с показателями социальной адаптации – адаптивность (rs = 0, 335, при p≤0,01), приятие себя (rs = 0,443, при p≤0,01); с таким компонентом базовых убеждений как ценность собственного «Я» (rs = 0, 286, при p≤0,05), а также с волей (rs = 0, 333, при p≤0,01).

Таким образом, чем выше молодые люди проявляют степень принятия себя, одобрения своих планов и благосклонного отношения к своей личности в целом, тем больше они проявляют убежденность в том, что они способны управлять своей жизнью, совершать свободный выбор и контролировать свои действия. Чем выше проявляется самопринятие у студентов, тем выше у них показатель адаптивности, убежденность в ценности собственного «Я» и развитая воля. Отрицательная корреляция «самопринятия» с такими показателями как «внутренняя конфликтность» (rs = - 0, 295, при p≤0,05) и «самообвинение» (rs = - 0, 284, при p≤0,05) указывает на то, что чем выше степень принятия себя со всеми достоинствами и недостатками, тем меньше студентам свойственны внутренние противоречия, сомнения, негативные эмоции в свой адрес и чувство вины.

Показатель самоотношения «внутренняя конфликтность» положительно коррелирует с показателями дезадаптивность (rs = 0, 366, при p≤0,01), неприятие себя (rs = 0, 275, при p≤0,05), эмоциональный дискомфорт (rs = 0, 465, при p≤0,01), внешний контроль (rs = 0, 481, при p≤0,01) и самообвинение (rs = 0, 729, при p≤0,01). То есть, чем выше у студентов проявляется внутренняя конфликтность, тревожные состояния и несогласие с собой, тем выше его дезадаптация в обществе: он видит в себе больше недостатков, склонен к чувству вины и недовольством собой, преобладают негативные эмоции. Также внутренняя конфликтность отражается на показателях самоотношения и на базовых убеждениях ((благосклонность мира (rs = - 0, 238, при p≤0,05), доброта людей (rs = - 0, 249, при p≤0,05), ценность собственного «Я» (rs = - 0, 504, при p≤0,01), степень самоконтроля (rs = - 0, 311, при p≤0,01), степень везения (rs = 0, 384, при p≤0,01)), коррелирует с жизнестойкостью (rs = - 0, 479, при p≤0,01) и волей (rs = - 0, 374, при p≤0,01). Чем выше внутренняя конфликтность и несогласие с собственным «Я», тем ниже убежденность в ценности «Я» и вера в то, что в мире больше добра, тем ниже проявляется жизнестойкость и воля, молодые люди чаще делают акцент на неудачах и неспособности справится с проблемными ситуациями и причиной всех неудач видят себя.  Показатели социальной адаптации – адаптивность, приятие себя, приятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль на высоком уровне значимости положительно коррелирует с такими показателями как ценность собственного «Я», жизнестойкость и воля. То есть, студенты с высоким уровнем социальной адаптации, удовлетворенности собой и своими действиями высоко ценят себя как личность, способны противостоять возникшим трудностям и проявляют развитую волю. Поскольку значимых различий во взаимосвязи самодетерминации и социального самочувствия между студентами начальных и выпускных курсов не выявлено, то мы можем говорить об особенностях данной взаимосвязи студенческой молодежи в целом. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что рассмотренные в нашем исследовании компоненты самодетерминации – осмысленность жизни, жизнестойкость личности, и воля взаимосвязаны с показателями самоотношения и социальной адаптации.  Студенты, проявляющие высокие показатели осмысленности жизни: целеустремленность, самостоятельность действий, ответственность, развитую волю и жизнестойкость, склонны испытывать удовлетворение собой, своей жизнью, они принимают себя со всеми достоинствами и недостатками, проявляют дружеское отношение к окружающим и испытывают эмоциональный комфорт. При этом для них не свойственна внутренняя конфликтность, необоснованные обвинения в свой адрес. Итак, в ходе исследования было выявлено, что студенты, проявляющие активную позицию, самостоятельность, осознанность, жизнестойкость и волю, удовлетворены собой, своей жизнью, высоко оценивают себя и свои достижения, что говорит о благоприятном социальном самочувствии студенческой молодежи. Исходя из полученных данных, в дальнейшем мы планируем расширить данные исследования и сравнить полученные результаты в группе студенческой молодежи с показателями студентов, обучающихся в профучилищах, и работающей молодежью с данного возраста, для того, чтобы охарактеризовать процесс самодетерминации и особенности социального самочувствия в юношеском возрасте в целом. Такое сравнение позволит нам более детально изучить особенности проблемы, а также разработать для молодого поколения программу тренинга, направленную на развитие выработки эффективных стратегий управления временными ресурсами для достижения поставленных целей и осознание ответственности за избранные средства достижения целей.

 

Литература:

1. Богатова Е.Б., Константинов В.В. Устойчивость личности к информационному воздействию как центральное психологическое образование эпохи глобализации // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1154-1155.

2. Карина О.В., Шустова Н.Е., Киселева М.А. Проблематика самодетерминации и экспектаций личности в гуманитарных науках. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2009. 77 с.

3. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 15–25.

4. Русалинова А.А . Социальное самочувствие человека в современном мире как наученная проблема // Вестник СПбГУ. 1994. Сер.6. № 1. С. 49–60.


References 

1. Bogatova E.B., Konstantinov V.V. Ustoichivost lichnosti k informacionnomu vozdeistviu kak centralnoe psihologicheskoe obrazovanie epohi globalizacii // Izvestia Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. 2012. №28. S.1154-1155.

2. Karina O.V., Shustova N.E., Kiseleva M.A. Problematika samodeterminacii ekspektaci lichnosti v gumanitarnih naukah.Saratov: Izd-vo «Saratovsky istochnik»б 2009. 77 S.

3. Leontiev D.A. Psihologia svobody: k postanovke problemi samodeterminacii lichnosti // Psihol. jurnal. 2000. T.21. №1. S.15-25.

4. Rusalinova A.A. Socialnoe samochuvstvie cheloveka v sovremennom mire kak nauchnaia problema // Vestnik SPbGU. 1994. Ser.6. №1. S.49-60.