DOI: 10.17689/psy-2014.2.3

 

УКД 159.9

 

 

 


Исследование феномена развития креативного мышления у студентов -

психологов в процессе обучения в вузе

 

© 2014   Ледовских Ирина Александровна, 

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология»

Пензенского государственного университета, г. Пенза sitra@imnbox.ru

 

 

Аннотация: В статье отражена проблема исследования креативного мышления, как важной психолого-педагогической задачи. Потребность общества в педагогах – психологах способных креативно решать задачи и проблемы, ставит вопрос о разработке модели развития креативного мышления у студентов будущих педагогов психологов.

Ключевые слова: креативность, творческое мышление,  социальная направленность, мышление.

 

 

 

Important aspects of the development of the creative thinking of educational

psychologists in university 


©   2014 Ledovskih Irina Alersandrovna,

Candidate of Psychological Sciences, assistant professor at the “General psychology”

department of Penza State University (Penza), sitra@inbox.ru

 

  

Abstract: This paper studies the problem reflects creative thinking as an important psychological and pedagogical problem. There is need in the society for the teachers that can solve problems and issues creatively. It makes the question of developing a model of creative thinking of students that will be psychologists and psychology teachers in the future.

Keywords: creativity, creative thinking, social orientation, thinking.       

 

 

 

В современном обществе вопрос становления развития креативного мышления, считается необходимой психолого-педагогической задачей. Изучение этой проблемы направленно на  решение насущных вопросов высшего образования, поскольку процесс усовершенствования системы образования накладывает новые требования в обучении студентов психологов, готовых креативно справиться с проблемами возникающими в профессиональной деятельности.

В отечественной и зарубежной литературе,  научные представления о содержании понятий «креативность», «креативное мышление», которое мы определяем как свойство личности, проявляющееся в интеллектуальной активности, состоящее в генерировании новых идей, поиске путей практического решения оригинальных, нестандартных ситуативных задач, выборе наиболее продуктивных стратегий деятельности педагога-психолога. Для сопоставления показателей уровня развития креативного мышления до и после эксперимента испытуемые были протестированы с помощью комплекса методов, аналогичного тому, который использовался на контрольном этапе экспериментальной работы. При анализе результатов тестирования выявилось, что испытуемые с низкой креативностью (Э1), прошедшие занятия по экспериментальной программе, предпочли использовать те же ответы, что и в первый раз. Студенты со средними и высокими значениями творческого мышления, входившие в состав экспериментальной группы (Э2), реагировали по-иному: многие не только завершили линии иным сюжетом, но и повысили свой индекс оригинальности, а некоторые поднялись на ступень выше, изменив и индекс уникальности. Показатель уровня развития аналитико-синтетических операций мышления изменился незначительно (табл. 1)

Таблица 1

Уровень развития
общей креативности и аналитико-синтетических операций у студентов
до и после эксперимента (в баллах)

Описание изображения