DOI: 10.17689/psy-2014.2.4

 

УДК 159.923:316.6

 

 

 


Пути формирования эффективного молодежного лидерства

с гуманистической направленностью

 

© 2014   Беспалов Дмитрий Викторович*, Селина Екатерина Вячеславовна**

 *Кандидат психологических наук, декан факультета физической культуры и

спорта, доцент кафедры психологии Курского государственного университета, 

г. Курск bdw23@list.ru

**Студентка Курского государственного университета, г. Курск 

 

 

Аннотация. Анализируются пути исследования и формирования эффективного молодежного лидерства с гуманистической направленностью личности. Молодежный лидер рассматривается как «отражение» процессов, происходящих в группе, и пример для последователей. Описывается опыт работы Курской социально-психологической лаборатории по воспитанию молодежных лидеров (в частности, центра «Комсорг»). Сопоставляются результаты исследований лидерства в детских центрах и школе, устанавливаются особенности личности лидеров–организаторов и дезорганизаторов.

Ключевые слова: лидерство, лидер, деструктивный лидер, малая группа, деструктивное лидерство, развитие лидерства.

 

 

 

The ways of development of effective youth leadership with the focus on

humanism  


© 2014 Bespalov Dmitry Victorovich*, Selina Ekatherina Vyacheslavovna**,

*The Candidate of Psychological Sciences, the dean of PE and Sports Faculty ,

the associate professor of psychology department of Kursk State University (Kursk) bdw23@list.ru

** Student of the Kursk State University, Kursk  

 

Annotation: The ways of research and development of effective humanistic youth leadership are analysed. The youth leader is considered as "reflection" of the group processes and as an example for the followers. The article describes an experience of Kursk social and psychological laboratory of youth leaders education ("Komsorg" center). The results of leadership researches in the children centers and school are compared, features of the personalities of leaders, organizers and disorganizers are identified.

Keywords: leadership, leader, destructive leader, small group.

 

 

Построение гражданского общества, модернизация образования, армии, экономики ведет к изменению требований, предъявляемых лидеру 21 века. Современной России необходимы граждане, способные по-новому решать насущные проблемы, вести за собой. В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение и формирование эффективного молодежного лидерства с гуманистической направленностью. Создание условий, способствующих формированию лидеров в школьные и студенческие годы, является одним из средств создания фонда способных лидеров нации [Уманский, 1980; Чернышев, 2007].

Качества, которыми обладает лидер, являются, с одной стороны, «отражением» процессов, происходящих в группе, с другой стороны, сам лидер оказывает значительное влияние на последователей [Беспалов, 2013; Логвинов, 2014; Lloyd, 1996]. Молодежные лидеры наиболее интенсивно аккумулируют опыт близких им взрослых людей и те прогрессивные веяния, которыми насыщена общественная жизнь. Разумеется, лидер может аккумулировать и негативные проявления из опыта взрослых. Исследование качеств, присущих лидерам, позволяет понять, что ценится в молодежной субкультуре.

В подростковом и юношеском возрасте усиливаются требования, которые предъявляются в системе межличностных отношений, происходит активное усвоение социальных норм. Молодежный лидер является эталоном, наиболее референтным лицом в группе, с помощью которого окружающие оценивают свои и чужие поступки [Бендас, 2000; Bass, 1994]. Лидеры являются объектом идентификации, на них равняются другие члены группы, принимая качества, носителями которых выступает лидер [Кричевский, 1991]. В связи с этим большое значение имеет формирование гуманистической направленности личности лидера. Руководитель любого масштаба должен быть патриотом своей страны, способным своей активной гражданской позицией обогащать других.

В Курской социально-психологической лаборатории, основанной профессором Л.И. Уманским, накоплен богатый опыт воспитания эффективных лидеров, обладающих высокими нравственными качествами. Более 50 лет успешно функционирует созданный Л.И. Уманским, А.С. Чернышевым и др. центр подготовки молодежных лидеров «Комсорг». Разработаны экспериментальные методы изучения и формирования лидеров, которые используются и в настоящее время. Главная цель центра – формирование личности молодежного лидера с гуманистической направленностью и конструктивным настроем, обладающего психологической культурой общения и оказывающего влияние на людей [Чернышев, 2005].

Специфика исследований проблем молодежного лидерства заключается в том, что, во-первых, научные исследования ведутся в тесной связи с потребностями педагогической практики, поэтому психологи работают совместно с педагогами, методистами и организаторами практической работы.

Во-вторых, исследования выполняются, в основном, с помощью организации крупномасштабного (200–250 человек одновременно) естественного, формирующего и локально используемого лабораторного эксперимента. Практически этот принцип проявляется в организации регулярно действующего Центра (школы) подготовки молодежных лидеров «Комсорг», за 53 года подготовившего тысячи молодежных лидеров из числа школьников, учащихся ПТУ, студентов, многие из которых стали впоследствии крупными организаторами в различных отраслях народного хозяйства.

В-третьих, широко используются разработанные в лаборатории аппаратурные психологические методики («Арка», «Групповой сенсомоторный интегратор» со «Стрессором» и др.) как средства диагностики лидерства, организованности группы и т.д., так и социально-психологические тренажеры [Чернышев 2007].

В ходе многолетней работы определились методологические, теоретические и практические основания решения проблемы, которые в кратком виде можно сформулировать следующим образом: по статусу психологическая школа молодежных лидеров является самостоятельным образовательным учреждением в регионе; в условиях наличия самых разнообразных социальных сред в современном обществе: от реликтовых с элементами рабства до демократических – в школе создается развивающая социальная среда типа «социального оазиса» [Чернышев 2007]; приоритет социального обучения в структуре обучения; подготовка лидеров ведется через их активное включение в жизнь группы, т.е. в ее систему отношений и совместную деятельность; предусмотрены формы включения лидеров в социум после окончания школы; тиражирование опыта в регионе путем создания аналогичных школ молодежных лидеров с учетом специфических особенностей контингента (так, уже в настоящее время в Курской области наряду с «Комсоргом» функционируют другие центры: «Монолит», «Аргон», «Гайдаровец», «Спасатель» и др.) [Лунев, 1991; Чернышев, 2007].

Эффективность психологической школы лидеров положительно оценена в средствах массовой информации, официальными организациями и лицами (Л.И. Уманский и А.Н. Лутошкин стали Лауреатами премии Ленинского комсомола, А.С. Чернышев получил общественную национальную премию им. Петра Великого, проект кафедры психологии КГУ «Социально-психологические основы лидерства и организованности в молодежных группах» по итогам Национального психологического конкурса «Золотая Психея» признан победителем в номинации «Лучший проект 2001 года в практической психологии»). Однако самой высшей оценкой следует считать благодарные отзывы самих воспитанников и их удачно сложившиеся службы.

С учетом накопленного опыта в 2013-2014 гг. в двух детских центрах – «Гайдаровец» и «АРГОН» – нами проводилось исследование, целью которого было выяснение роли эксперимента в формировании молодежного лидерства и организация эксперимента по формированию эффективного молодежного лидерства с гуманистической направленностью личности. В общей сложности исследовано 153 человека. Результаты сравнивались с данными, полученными в школьной среде.

Основными задачами деятельности названных детских центров было формирование у воспитанников организаторских навыков, развитие активности и творческих способностей, а также накопление опыта продуктивного межличностного взаимодействия. Для решения поставленных задач педагоги–организаторы совместно с психологической службой стремились предоставить каждому ребёнку широкие возможности для проявления с лучшей стороны, его талантов и способностей. Для этого подростки включались в широкий «веер» совместной деятельности.

Установлено, что в большинстве случаев лидерами в группах являлись индивиды, до этого несколько раз посещавшие детские центры Курской области, в которых идет целенаправленная подготовка молодежных лидеров. Характерным в этом плане был отряд «Древляне». В данной группе абсолютным лидером выступал Сергей П., шесть раз принимавший участие в работе центров «Комсорг», «Монолит» и «Гайдаровец». В управлении отрядом ему активно помогали Полина В., Алиса Г. (жительница республики Беларусь), также много раз посещавшие подобные центры. Единственным из лидеров, не имевшим подобной практики, был Константин Ш. В ходе беседы с ним было установлено, что он имеет опыт лидерства – является капитаном баскетбольной команды и активно принимает участие в общественной жизни школы. Испытуемый проявил субъектность, смог в условиях школы сформировать у себя организаторские способности, которые приобрели дополнительный импульс в детском центре.

Сравнительное изучение стиля и структуры межличностных отношений лидеров в школе и детских центрах с помощью теста–опросника Т. Лири показало статистически значимое отличие (на уровне ρ £ 0,05) по показателю «отзывчивость». Это значит, что лидерам в детских центрах (12,1 балл) свойственны более высокая по сравнению со школой (6,4 балла) эмпатия, умение сопереживать, альтруизм, гуманизм. Соотношение лидеров–юношей и девушек в различных средах неодинаково и во многом обусловлено характером выполняемой группой деятельности (в детском центре 47% девушек и 53% юношей; в школе 71% девушек и 29% юношей). То есть детском центре создаются оптимальные условия для проявления лидерских качеств независимо от пола. Изучение особенностей «отрицательного лидерства» показало, что в молодежных группах есть авторитетные лидеры–дезорганизаторы, мешающие осуществлению группой основной цели деятельности. Применительно к объекту нашего исследования они препятствуют осуществлению учебной и воспитательной деятельности. Противоположностью лидеров–дезорганизаторов являются лидеры–организаторы, которые объединяют и направляют членов группы на решение задач в русле основной деятельности. Установлено, что эффективные лидеры–организаторы обладают характеристиками, оказывающими позитивное влияние на успешность совместной деятельности группы, а именно: способностью к гармонизации индивидуальных и групповых мотивов, расширению включенности индивидов в совместную деятельность на всех этапах ее реализации, созданию в группе положительного психологического настроя. Наблюдается определенная специфика: в школе больше лидеров–дезорганизаторов, чем в детских центрах, что можно объяснить, исходя из установленного нами механизма появления в группе лидеров–дезорганизаторов. В школе ученику сложно выразить потребность вести за собой других для достижения положительных целей в рамках официальных структур, поэтому он становится лидером–дезорганизатором, выражая таким образом свою нереализованную активность. В детских центрах создаются оптимальные условия для реализации лидерского потенциала, вследствие чего здесь меньше лидеров–дезорганизаторов. В рассматриваемых выборках выявлены отличия в сочетании официальной и неофициальной структуры лидерства. В молодежных группах в развивающих социальных средах наблюдалось практически полное совпадение официальной и неофициальной структур лидерства, что положительно влияло на совместную деятельность группы. В исследуемых группах школьников только половина официальных руководителей выполняло функцию неформального лидера.

В условиях развивающей социальной среды, по сравнению с вузом, за счет меньшего размера учебных групп, специальных психологических занятий, включения учащихся в различные виды взаимозависимой совместной деятельности, в группах меньше аутсайдеров и больше молодых людей, обладающих лидерским потенциалом. Соотношение лидеров-юношей и девушек в различных средах неодинаково и во многом обусловлено характером выполняемой группой деятельности. В школе, за счет большей прилежности и усидчивости, преобладают лидеры-девушки, а в социально улучшенной среде наблюдается примерно равное соотношение лидеров-девушек и юношей.

Существует следующая тенденция: в школе больше лидеров-дезорганизаторов, чем в детских центрах. Уменьшение числа лидеров-дезорганизаторов в детских центрах связано с тем, что многие лидеры-дезорганизаторы и особенно лидеры «смешанного типа» в социально обогащенной ситуации жизнедеятельности группы изменили свой статус: стали лидерами-организаторами, либо утратили свой лидерский статус.

Дополнительное исследование, проведенное нами после окончания пребывания испытуемых в детском центре, показало, что в школе ученики получили на 15% больше выборов в качестве лидеров-организаторов. Многие лидеры смешенного типа изменили свой статус – стали лидерами-организаторами. Участвовавшие в эксперименте школьники приобрели необходимые навыки организаторской работы. Это подтверждается результатами работы на приборе-модели совместной деятельности «Арка». Тот факт, что не произошло «глобального» переноса всего положительного, приобретенного респондентами в социально обогащенной среде, в обычные условия, по нашему мнению, связан с устоявшимися ролевыми нормами и ожиданиями одноклассников.

Исследование личностных особенностей молодежных лидеров показало сделать следующие выводы:

1. В условиях развивающей социальной среды у подростков и юношей возрастает желание работать над собой, искать свой жизненный путь, актуализируется стремление к самореализации, выходящей за рамки привычной деятельности. Юноши, имеющие опыт пребывания в развивающих социальных средах, имеют представление о себе как о сильной, здоровой личности, знают свои недостатки и преимущества, умеют выгодно применять их в повседневной жизни.

2. Различия в социальной среде влияют на особенности личностных черт и структуру межличностных отношений лидеров. В условиях развивающей социальной среды лидерам свойственны более высокие по сравнению с вузом уверенность в себе, доминирование, эгоистичность, нонконформизм, склонность к соперничеству. Для лидеров-студентов в большей степени характерна комформность, мягкость, ожидание помощи и советов, склонность к восхищению окружающими. У студентов-лидеров выше подозрительность, наблюдается большая осторожность в поступках, склонность фиксировать внимание на неудачах. Наличие данных качеств объясняется тем, что лидеры молодежных движений постоянно организовывают реальную деятельность, руководят проектами в городах, участвуют в молодежной политике, находятся в поиске новых идей.

3. Молодые люди, имеющие опыт организации профильных смен, замечают в себе ряд положительных изменений: развитие коммуникабельности и организаторских способностей, творческое раскрытие личности. У них появляется мотивация к дальнейшему развитию и самосовершенствованию, осваиваются новые виды деятельности, происходит их обогащение. Кроме того, данные позитивные изменения имеют тенденцию «импульса» – проявляется отсроченный эффект их воздействия.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о позитивном влиянии социально обогащенных сред на развитие личности молодежных лидеров. За сравнительно короткий срок происходит «социальное обновление» личности. Контраст, существующий между развивающими социальными средами и традиционными учебно-воспитательными организациями, создает дополнительный эффект психологического воздействия на личность.

Подводя итог работы, можно сделать вывод о том, что изученные развивающие социальные среды способствовали актуализации лидерства, а также его количественному и качественному позитивному преобразованию. Ведущую роль в этом процессе играло повышение организованности групп, социальное, духовное и предметное обогащение деятельности, интенсификация интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих компонентов совместной деятельности, демократическое внедрение организационного порядка, общая пространственная организация коллективных действий, создание атмосферы поддержки и товарищества и др.


Литература:

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства: дисс. ... докт. психол. наук.  Спб., 2000.  339 с.
  2. Беспалов Д.В., Набасова Н.В. Динамика лидерства в группах различной организованности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета.  2013.  № 1 (25).  С. 222-230.
  3. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. М.: Статут, 2007.  542 с.
  4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты.  М., 1991.  207 с.
  5. Логвинов И.Н. Гендерные аспекты проблемы потребности в достижении у молодежных лидеров // Пензенский психологический вестник.  2013. №1 (1). С. 15-30.
  6. Лунев Ю.А., Кошкина Т.А. Центру подготовки молодежных  лидеров 30 лет // Психологический журнал. Том 12, № 6, 1991. С. 179.
  7. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников /  Л.И. Уманский.  М.: Просвещение, 1980. 160с.
  8. Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству  (экспериментальный подход). Воронеж: Изд-во «Кварта», 2007.
  9. Bass B.M., Avolio B.J. Improving organizational effectiveness through transformational leadership Text. / Thousand Oaks, CA : Sage Publications, 1994. 238 pp.
  10. Lloyd B. A new approach to leadership // Leadership and organizational development journal. 1996. Vol. 17. N 7. P. 29-32. 

Reference:

  1. Bendas Т.V. Gendernaya psihologiya liderstva: diss. ... dokt. psihol. nauk.  SPb., 2000.  339 s.
  2. Bespalov D.V., Nabasova N.V. Dinamika liderstva v gruppah razlichnoj organizovannosti // Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta.  2013.  № 1 (25).  S. 222-230.
  3. Krichevskij R.L. Psihologiya liderstva: Uchebnoje posobie. М.: Statut, 2007.  542 s.
  4. Krichevskij R.L., Dubovskaya Е.М. Psihologiya maloj gruppy: teoreticheskij i prikladnoj aspekty.  М., 1991.  207 s.
  5. Logvinov И.N. Gendernye aspekty problemy potrebnosti v dostizhenii u molodezhnyh liderov // Penzenskij psihologicheskij vestnik.  2013. №1 (1). S. 15-30.
  6. Lunev U.А., Koshkina Т.А. Tsentru podgotovki molodezhyh  liderov 30 let // Psihologicheskij zhurnal. Tom 12, № 6, 1991. S. 179.
  7. Umaskij L.I. psihologiya organizatorskoj deyatelnosti shkolnikov /  L.I. Umanskij.  М.: Prosveshchenie, 1980. 160 s.
  8. Chernyshev А.S., Lobkov U.L., Sarychev S.V., Skuryatin V.I. Sotsialno odarennye deti: put k liderstvu  (eksperimentalnyj podhod). Voronezh: Izd-vо «Kvarta», 2007.
  9. Bass B.M., Avolio B.J. Improving organizational effectiveness through transformational leadership Text. / Thousand Oaks, CA : Sage Publications, 1994. 238 pp.
  10. Lloyd B. A new approach to leadership // Leadership and organizational development journal. 1996. Vol. 17. N 7. P. 29-32.