DOI: 10.17689/psy-2014.2.5

 

УДК  378:159.9

 

 

 


Личностные факторы развития профессиональной рефлексии студентов,

обучающихся по направлению «Психология»

 

© 2014   Романова Марина Владимировна, 

 старший преподаватель кафедры «Общая психология» Пензенского

государственного университета, г. Пенза, marinaaa.82@bk.ru

 

 

Аннотация: в статье анализируется роль личности студента в процессе обучения и его личностные факторы в развитии профессиональной рефлексии, которая в дальнейшем определяет  уровень профессионализма психолога в практической деятельности. Данный анализ позволяет скорректировать психолого-педагогические условия обучения студентов: сделать акцент на развитии личностных факторов и профессиональной рефлексии студентов, обучающихся по направлению «Психология».

Ключевые слова: личностный фактор; профессиональная рефлексия; познавательная деятельность; общение; мотивация; эмпатия; социальный интеллект; уровень субъективного контроля; смысложизненные ориентации.

 

 

 

 

Personal factors of professional reflection of psychology students 


©   2014 Romanova Marina Vladimirovna,

Senior lecturer at the “General psychology” department of Penza State

University (Penza), marinaaa.82@bk.ru

 

  

Annotation: The article analyzes the role of student individuality during his study and personal factors in professional reflection development that defines further the level of psychologist professionalism in practice. This analysis allows correcting psycho-educational study environment of students: to focus on the development of personal and professional reflection factors of psychology students.

Keywords: the personal factor; professional reflection; cognitive activity; communication; motivation; empathy; social intelligence; level of subjective control; the meaning of life orientation.

 

 

 

В психологии образования охарактеризованы психологические механизмы саморазвития личности студентов (целеобразование, рефлексивная самоорганизация, интериоризация, идентификация). Выделены психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование у студентов психологических предпосылок профессиональной самореализации: системный подход к организации процесса их психологической подготовки; установление субъектно-субъектных отношений между преподавателями и студентами как психологической основы их продуктивного учебного взаимодействия; влияние на структуру ценностей студентов; ориентация на развитие их творческой индивидуальности; актуализация потребности в самореализации; повышение компетентности в области психологии профессионализма. Но не обозначено значение самой личности студента в деятельности по развитию профессиональной рефлексии и повышению уровня профессионализма в дальнейшем.

Отличительной чертой человека по сравнению с животным является наличие сознания, которое возникает благодаря языку (речи) и труду (деятельности) [Леонтьев, 1981]. Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели в результате возникших у него потребности и мотива. Деятельность должна быть целенаправленной, иначе она может превратиться в импульсивное нерегулируемое поведение. Также деятельность должна носить и продуктивный характер, то есть у нее должен быть конечный результат.
В качестве результата могут выступать и продукты внешнего мира (техника, искусство, научный труд), и преобразования в самом человеке (знания, умения, способности). В зависимости от того, какие изменения являются главными для самого человека, выделяют разные типы деятельности: трудовую, познавательную, коммуникативную и т.п.

Для студента главным видом деятельности является обучение (познавательная деятельность). Продуктами этой деятельности выступают знания, умения и навыки, полученные в ходе обучения. Конечно, так происходит не всегда, потому что не все студенты желают и могут учиться, причем не просто учиться, а занимать действительно активную позицию в процессе обучения, то есть быть субъектом данной деятельности.

Но, наряду с деятельностью, становление человека как личности может происходить и посредством общения и посредством саморазвития. В сфере деятельности происходит расширение «применения человека»: личностный выбор и освоение человеком новых видов деятельности, выявление наиболее значимых аспектов осваиваемой деятельности, подчинение всех остальных видов деятельности главному и акцентирование внимания на нем.

Сфера общения очень важна для студента, особенно для студента, обучающегося по направлению «Психология», так как выбранная профессия предполагает сферу коммуникативного взаимодействия с другими людьми. В сфере общения происходит расширение и углубление его связей, а уже впоследствии могут отмечаться различные личностные изменения в человеке. В сфере коммуникации осуществляется становление образа «Я» под влиянием включения человека в разные социальные группы.

Вступая в общение друг с другом, студенты преследуют определенную цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильного поступка, дать рекомендации, проконсультировать по интересующим вопросам, понравиться. Все это происходит за счет использования речи, экспрессии, эмоций, т.е. наблюдается попытка еще и повлиять на другого человека (на собеседника).

Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид деятельности, необходимо также видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности. Общение – сильнейший фактор, участвующий в формировании личности. Но она носит не только коммуникативный, но и перцептивный (восприятие друг друга) и интерактивный (взаимодействие) характер. Данные стороны общения определяют процесс взаимодействия, делают студентов активными участниками этого процесса и определяют их деятельность. Уровень активности субъекта в большей степени зависит от его свойств (социальный интеллект, мотивация, способности), процессов (мышление, память, эмоции) и состояний (напряжение, апатия).

Также общение как деятельность имеет большое значение для развития эмоциональной и волевой сферы студента. Будет ли он настойчивым, решительным, смелым, целеустремленным в будущей профессии психолога или у него будут преобладать противоположные качества – все это в очень большой степени определяется тем, насколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные ситуации общения, в которых студент изо дня в день оказывается в процессе обучения в вузе. Впоследствии это будет определять его поведение в профессиональной деятельности.

 Собственный опыт, складывающийся у студента из непосредственного познания людей, переживаний по поводу их поведения при встречах с ними и его собственных действий в ответ на их поведение, – это только один из путей формирования качеств, необходимых ему для успешной практической деятельности психолога. Другой путь – это постоянное обогащение теоретическими сведениями, относящимися к различным областям человекознания, проникновение во все новые пласты психики человека, постижение законов, управляющих его поведением, через чтение литературы, просмотр реалистических по своему содержанию фильмов и спектаклей; наконец, это проникновение во внутренний мир человека, понимание механизмов, обеспечивающих его существование, т.е. непосредственное участие в многообразии окружающего мира, представленного в жизнедеятельности человека. Именно тогда существующая действительность будет определять личностную сущность человека, в нашем случае – студента.

Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки овладения профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения, приводят к становлению личности как специалиста-профессионала.

В качестве критерия профессиональной зрелости рассматривается профессиональная рефлексия [5]. Это механизм осмысления и переосмысления своей профессиональной деятельности и себя как ее субъекта с целью прогнозирования, критического анализа, реорганизации, оценки эффективности развития личности. Это постоянное размышление о самом себе и своей деятельности.

Способность студента, обучающегося по направлению «Психология», анализировать и оценивать свои чувства, сильные и слабые стороны своей личности, степень их соответствия профессиональным задачам свидетельствует  о его уровне развития профессиональной рефлексии.

Рефлексия дает возможность избежать негативных последствий стереотипизации, проявляющихся в ошибках восприятия и понимания,
в искаженной интерпретации действий и поступков, в формировании предубеждений, что способствует организации конструктивного психологического общения и взаимодействия.

Особенности восприятия и понимания механизмов профессионализма являются показателями сформированности ядра профессионального мировоззрения студентов, будущих психологов, так как в этом восприятии проявляются все когнитивные и регулятивные системы профессионала.

Рефлексия представляет собой вектор развития субъектности, индивидуальности, уникальности и неповторимости личности. Студент же, являясь личностью, должен занимать активную, целеустремленную, жизнеспособную позицию в деятельности, которая и определяет его как субъекта. Личность студента – является носителем данной субъектности в рамках развития профессиональной рефлексии.

В то же время личность детерминирует развитие рефлексии относительно практической деятельности (а именно профессиональной рефлексии). Качество и интенсивность развития профессиональной рефлексии зависят  от таких личностных факторов, как: мотивация, эмпатия, социальный интеллект, уровень субъективного контроля, смысложизненные ориентации.

Прежде чем описывать непосредственные личностные факторы и их значимость в развитии профессиональной рефлексии, необходимо уточнить понятие «личностный фактор» и раскрыть его суть.

Начнем с определения понятия «фактор: factor (англ.) – это тот, кто (или что) движет, действует, созидает, делает (от лат. facere – делать).
В настоящее время данное слово используется в экономических и политических науках и носит чаще всего коммерческий характер, так как имеет в себе смысловую нагрузку некоего посредника между чем-то
и чем-то.

Если понятие «фактор» применять в психологии, то его содержание уже будет другим – это некий ресурс или условие для чего-то. А. Р. Лурия изучал данное понятие в рамках его применения к психологической науке (нейропсихологии). В его работе фактор трактуется как структурная единица высших психических функций: «...различные функции включают общий фактор, и выделение этих общих факторов способствует гораздо более глубокому анализу структуры психических процессов» [Лурия, 2002].

Фактор – это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты.

В то же время существует психологическое определение понятия «фактор», которое трактуется как структурный компонент какого-либо процесса, явления, обстоятельства. Если мы данный содержательный аспект перенесем на личность, то получим структурные компоненты личности, т.е. ее характеристики.

Характеристика – это понятие, которое может быть собирательным, единичным, положительным, отрицательным, конкретным, абстрактным и т.д. В качестве таких «понятий» мы исследуем рефлексивность, социальный интеллект, эмпатию, мотивацию, уровень интернальности и смысложизненные ориентации, которые по классификации психических явлений представляют психические свойства личности. То есть данные понятия относятся к личности и поэтому называются характеристиками личности, или личностными характеристиками. В свою очередь характеристики относятся к понятию «фактор» как его структурные компоненты, поэтому мы можем утверждать, что личностные характеристики являются компонентами личностного фактора, т.е. составляют эти факторы.

В результате мы можем сделать вывод, что личностные факторы – это общие факторы, включающие в себя различные компоненты (в нашем случае личностные характеристики), которые способствуют более глубокому изучению личности в развитии профессиональной рефлексии.

«Рефлексивность» – это психическое свойство личности, т.е. его характеристика. Она тоже входит в состав личностных факторов, формирующих и развивающих профессиональную рефлексию, которая сознательно опирается на свои «сильные стороны» и минимизирует свои «слабые стороны» в профессиональной деятельности, а также позволяет психике выделить и зафиксировать в самой себе те или иные стороны своей качественной определенности; репрезентировать свои особенности. Именно благодаря дифференциации личностных факторов становится возможным «доступ» к каждому отдельно взятому их качеству, психическому свойству.

Кроме того, критерием успешного становления специалиста также выступает его мотивация, т.е. то, что побуждает к данному виду деятельности. Уровень мотивации к профессиональной деятельности зависит от характера мотивирования субъекта, побуждения человека к выполнению трудовых задач путем активизации его потребностно-волевой сферы.

О сформированности профессиональной мотивации можно судить по положительному отношению человека к своей профессии, степени удовлетворенности ею, а также по ведущим мотивам выбора этой профессии и самой профессиональной деятельности.

Успешность в профессиональной деятельности неразрывна связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению. Н. П. Локалова, например, указывает на то, что успех в деятельности психолога напрямую зависит от уровня процессов его мышления [Локалова, 2010]. Но часто бывает, что одаренные студенты недостаточно успешны в профессиональной деятельности. Профессия психолога сопряжена с умением владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие, что является незаменимым качеством, так как речь идет о сфере деятельности, подразумевающей непосредственное общение с окружающими. Это основное в работе психолога. Общий интеллект является фактором академической успешности, что не всегда определяет высокие достижения в будущей профессии. Социальный интеллект формируется и развивается в процессе обучения, общения и с помощью активных методов обучения (тренингов). Он относится к профессионально-важным качествам психолога, определяет успешность профессиональной деятельности и способствует успехам в профессии. В тесной взаимосвязи с интеллектуальной сферой находятся структуры личности, связанные с ценностными ориентациями, смыслообразованием и смысложизненными ориентациями.

Смысложизненные ориентации личности являются результатом отношений человека к самому себе и с другими людьми. Они формируются в момент становления студента как субъекта собственного развития, способного осознавать и анализировать свои жизненные цели и определять адекватные перспективы профессионального роста. Поэтому профессиональное образование для студентов психологов становится рефлексивной средой, которая создает оптимальные условия для формирования у них смысложизненных ориентаций. Но недостаточная их осознанность приводит к тому, что процесс профессионализации становится спонтанным и немотивированным, а это определяет уровень профессиональной рефлексии, отражающий успешность будущей профессиональной деятельности.

Также в развитии профессионализма у студента важен эмоциональный компонент. Понимание другого человека посредством эмоционального вчувствования в его переживания характеризует механизм эмпатии. Нельзя понять другого человека, не вступив в какие-то личностные отношения с ним. К. Роджерс утверждал, что эмпатия психолога влияет на развитие личности клиента, что выступает признаком профессионализма практического психолога [Роджерс, 1994]. Эмпатия также является профессионально-важным качеством психолога и поэтому определяет развитие профессиональной рефлексии у студента.

Кроме того, важным фактором в развитии профессиональной рефлексии выступает локус-контроль. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Для эффективной профессиональной деятельности психолога важен уровень интернальности, который будет коррелировать и с уровнем смысложизненных ориентаций, и с социальным интеллектом, потому что эти личностные факторы будут определять поведение личности и в случае неудач, и в сфере достижений в профессиональной деятельности.

Все вышеперечисленные личностные факторы должны развиваться под влиянием специальных методов обучения, суть которых сводится к развитию активности студента не только в процессе академических занятий,  но и в практической деятельности во время  прохождения практики.

Таким образом, можно утверждать, что личностные факторы способствуют развитию профессиональной рефлексии у студентов, обучающихся по направлению «Психология». В то же время, профессиональная рефлексия определяет положительную динамику развития социального интеллекта, мотивации, эмпатии, уровня субъективного контроля, смысложизненных ориентаций. И данное взаимодействие, наряду с психолого-педагогическими условиями обучения, оказывает влияние на будущую профессиональную деятельность психолога, а также обеспечивает ее успешность.


Литература:

1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. –
4-е изд. – М. : Изд-во МГУ, 1981. – 584 с.

2. Локалова Н.П. Связь понимания предмета психологии и  профессионального мышления психологов // Психологический журнал. – 2010. – № 3. – С. 33–96.

3. Лурия  А.Р. Основы нейропсихологии – М. : Академия, 2002. – 384 с.

4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека /
– М. : Прогресс ; Универс, 1994. – 480 с.

5. Романова М.В. Профессиональная рефлексия студентов педагогов-психологов: методологический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2012., №2. С.381

 

Reference:

1. Leontev А.N. Problemy razvitiya psihiki / А.N. Leontev. –
4-е izd. – М. : Izd-vо MGU, 1981. – 584 s.

2. Lokalova N.P. Svyaz ponimaniya predmeta psihologii i  professionalnogo myshleniya psihologov // Psihologicheskij zhurnal. – 2010. – № 3. – S. 33–96.

3. Luriya  А.R. Osnovy nejropsihologii – М. : Akademiya, 2002. – 384 s.

4. Rodzhers К. Vzglyad na psihoterapiju. Stanovlenie cheloveka /
– М. : Prograss ; Univers, 1994. – 480 s.

5. Romanova М.V. Professionalnaya refleksiya studentov pedagogov-psihologov: metodologicheskij aspekt // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012., №2. s.381