DOI: 10.17689/psy-2015.1.10

 

УДК 159.9.072.432

 

Теоретические аспекты проблемы устойчивости к стрессу

в педагогической деятельности

 

© 2015  Жуковский Владимир Петрович*, Шанин Сергей Викторович**

*доктор педагогических наук, профессор проректор по инновационной деятельности, заведующий кафедрой профессионального образования Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», г. Саратов

** кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела сопровождения инновационных проектов государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», г. Саратов doios@yandex.ru

 

Аннотация: Проводится дефиниционный анализ понятий «стресс», «стрессоустойчивость», рассматриваются теоретико-методологические аспекты проявления стрессоустойчивости в педагогической деятельности, при этом особое внимание уделяется анализу копинг-поведения. В следующей части статьи приводятся результаты экспериментального исследования, направленного на комплексную оценку проявления симптомов стресса у педагогических работников. Определяется структурный состав стрессоустойчивости, дается характеристика ее компонентов: мотивационно-ценностного, эмоционально-регуляционного, когнитивного, нравственно-этического.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, копинг-поведение

 

Theoretical Aspects of the Problem of Resistance to the Stress in Pedagogical Activity


©   2015  Zhukovsky Vladimir Petrovich *,  Shanin Sergey Viktorovich**

*Dr. Sc., Professor, Vice-Rector, Head: Department of Vocational Education, State independed  institution of additional professional education «Saratov regional institution of education development», Saratov

** Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Head of the department of support of innovative projects State independed  institution of additional professional education «Saratov regional institution of education development, Saratov,  doios@yandex.ru

 

Annotation. The article gives definitions to the terms “stress” and “ability to handle stress”. It considers theoretical and methodological aspects of ability to handle stress in pedagogical activity paying special attention to analysis of coping behavior. In the next part of the article there are results of the experiment which gives the comprehensive assessment of stress symptoms of teachers. Structural composition of ability to handle stress and characteristics of its components (motivational, axiological, emotion regulatory, cognitive and moral) are given in the article.

 

Keywords: Stress, resistance to stress, koping-behavior

 

В условиях современных социокультурных реалий, модернизационных процессов, происходящих в системе российского образования, интенсифицируется деятельность педагогических работников, повышаются психофизиологические нагрузки, обусловленные высоким темпом и разносторонностью педагогической деятельности.

В этой связи траектория профессиональной деятельности педагога характеризуется большим объемом информационных потоков и социальных контактов, может сопровождаться наличием различных стресс-индуцированных расстройств, что ведет к нарушению эмоциональной, физиологической, интеллектуальной стабильности и снижению качества педагогической деятельности. Поэтому представляется весьма важной проблема развития стрессоустойчивости педагогических работников, формирования у них готовности к преодолению стрессогенных факторов внешней социальной и внутренней образовательной сред, построению индивидуальных стратегий регуляции стресса.

В современной научной литературе представлено множество определений понятия стресса, которые укладываются в различные группы, трактующие стресс как 1) реакцию организма на единичные или комплексные раздражители, имеющие разную природу (H.Selye [10]), 2) нарушение личностной адаптации под воздействием эмоциогенных ситуаций (Ю.А Александровский [1]), 3) процесс трансакции между человеком и внешней средой (R.Lazarus [9], C.Cooper [8]), 4) особое психофизиологическое состояние организма человека (В.В. Суворова [7]), 5) причина снижения уровня психического и (или) физиологического здоровья, вызванного повышенным уровнем напряжения (Л.А. Китаев-Смык [2]).

Не вдаваясь в подробный терминологический анализ, отметим, что стресс представляет собой состояние повышенной психической напряженности и дезорганизации поведенческой траектории человека вследствие воздействия различных факторов внешней среды, имеющих социальный, психологический или профессиональный характер (R. Lazarus [9]). При этом R. Lazarus дифференцирует стресс посредством разграничения его психологических и физиологических особенностей. В первом случае акцент делается на субъективной оценке человеком стрессовой ситуации и отражении в сознании ее сложности и последствий для психической стабильности; во втором аспекте (физиологическом) актуализируется воздействие определенного физического раздражителя, приводящего в итоге к физиологической патологии.

Принимая позицию R.Lazarus, отметим, что подобная дифференциация весьма условна – очевидно, что данные составляющие стресса находятся в режиме взаимного проникновения: физическое воздействие неизменно влечет за собой изменение психологического состояния личности (эмоционального, когнитивного, поведенческого), равно как негативные психические стресс-факторы могут привести к изменению функциональных систем организма.

Говоря о стрессе в профессиональной деятельности педагогических работников, мы будем ориентироваться на его психологический аспект, принимая во внимание наличие в педагогической деятельности психической напряженности, которая может перейти в свое пограничное состояние – психологический стресс.

В современных исследованиях (А.Б. Леонова, В.Е. Орел, Ю.В. Щербатых, О.В. Нестерова) психологический стресс применительно к деятельности специалистов различного профиля получил название «профессиональный стресс». По мнению исследователей в данном понятии фокусируются возможные стресс-факторы, вызванные увеличением профессиональных нагрузок в различных сферах деятельности, влекущих за собой не только изменения психологических и физиологических состояний человека, но и снижение производительности труда.

В общем смысле профессиональный стресс характеризуется напряженностью специалиста в связи с выполняемыми трудовыми функциями в результате воздействия на него отрицательных эмоциональных стресс-факторов (Н.В. Самоукина [5]). Стресс в педагогической деятельности вызывается определенной образовательной, воспитательной, социальной ситуацией под воздействием специфических стресс-факторов (большой объем поступающей информации, наличие коммуникативных барьеров в процессе взаимодействия участников образовательных отношений, боязнь допустить ошибку в педагогической деятельности, конкуренция в педагогической среде, организационные условия педагогической деятельности и др.), которые, в свою очередь, вызывают психическое или физиологическое напряжение.

Экспериментальное исследование, направленное на оценку проявлений стресса у педагогических работников (в диагностической работе приняли участие 68 педагогов), было организовано с применением методик Э. Шострома, Б. Басса, Р. Лазаруса, Т.В. Барласа, теста ситуативной тревожности Спилбергера, методики Дж. Роттера, Ю.В. Щербатых. Анализ эмпирических данных, полученных по результатам экспериментального среза, показал, что в большинстве случаев проявления стресса находят выражение в эмоциональном и поведенческом аспектах при достаточно выраженной симптоматике физиологических реакций (рис.).