DOI: 10.17689/psy-2015.1.11

 

УДК 159.923 (075.8)

 

Неопределенность самоидентичности: девиантологический конструкт

© 2015  Клейберг Юрий Александрович

доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии Московского государственного областного университета, академик РАЕН, г. Москва, klab03@rambler.ru

 

Аннотация. В статье представлен анализ современной проблемы – психологии неопределенности и личностной идентичности (самоидентичности)  в ракурсе девиантологической науки. Дается девиантологический конструкт понятия «неопределенность». Представлена модель субъекта девиантного поведения, стержнем которой является провокативный стимул и установка. Указывается, что самоидентичность реальна, если она подтверждается другими, что она – результат взаимодействия самоидентификации и идентификации другими. Заключается, что ситуации неопределенности часто мотивируют личность на девиантную идентичность, девиантные поступки.

Ключевые слова: неопределенность, самоидентичность, девиантное поведение, девиантологический конструкт.

 

The Uncertainty of Self-Identity: Deviantological Construct

© 2015 Kleyberg Yuri Alexandrovich
Doctor of Psychology, Doctor of Education, professor of work psychology and organizational psychology at Moscow State Regional University, the Academy of Natural Sciences, Moscow, klab03@rambler.ru

 

Annotation. The article presents data on modern problem – the psychology of uncertainty and personal identity (self-identity) from the point of view deviantological science. The analysis of the concept of "uncertainty". Presents the basic outline of the subject of deviant behavior, the core of which is a provocative stimulus. States that self-identity is real, if it is confirmed by others; it is the result of the interaction of self-identification and identification by others. Is that the situation of uncertainty often motivate the person to deviantological identity, deviant acts.

Keywords: uncertainty, self-identity, deviant behavior, deviantological construct.

 

Во все исторические времена человек перманентно пребывал как бы в двух «мирах» – все возрастающей внешней (социальной, политической, экономической) и внутренней (экзистенциальной, ценностно-смысловой, мотивационно-потребностной) ситуативной неопределенности.

Неопределенность существования человека в мире потрясений, изменений и кризисов связана с отсутствием устойчивых, интегрирующих ценностных ориентиров. Человек пребывает в мозаичной, калейдоскопичной, фрагментарной культуре, где потерялась связь поколений, в результате чего деформируются или исчезают ориентиры для формирования самоидентичности, человек перестает чувствовать свою принадлежность определенной культуре. Сама же культура обезличивается, а стремление личности к совершенству – не имеет смысла.

Неопределенность все настойчивее проникает в человеческую жизнь, становится яркой и неотъемлемой ее характеристикой. Понятно, что в ситуации чрезмерных социальных потрясений формирование позитивной самоидентичности затруднительно, если вообще возможно.

Зарубежные исследователи чаще всего под неопределенными ситуациями понимают сложные, незапланированные, противоречивые, имеющие многочисленные объяснения ситуации, включающие в себя несовместимость между двумя знаниями, а также знанием и опытом, знанием и поведением. 

Понятие неопределенности сводится к прилагательному неопределенный (прил.1. Точно не установленный; 2. перен. Не вполне отчетливый, неясный; 3. перен. Уклончивый, туманный.) [Ерофеева, 2000, с.254]. Из этого толкования ясно, что в любом варианте употребления слова «неопределенность», оно будет характеризоваться недостаточностью информации, неизвестностью [Дубенцов, 2011, электронный ресурс, дата обращения 03.06.2015], скрытостью и латентностью. В Оксфордском толковом словаре по психологии находим: «Неопределенность» – состояние убеждения, когда человек не вполне убежден, когда он не уверен»  [Оксфордский словарь…, 2002]. Как видим, контекст такой трактовки применительно к человеку характеризуется неизвестностью и, стало быть, его несовершенством, даже ущербностью. Но, как известно, все знать невозможно! Поэтому состояние неопределенности всегда сопровождает человека, поскольку сама жизнь непредсказуема, противоречива и неоднозначна.