DOI: 10.17689/psy-2015.1.6

 

УДК 159.913

 

Эмоциональное выгорание специалиста: опыт экспериментального исследования

© 2015 Левит Леонид Зигфридович


кандидат психологических наук, доцент, директор Центра психологического здоровья и образования г. Минск (Беларусь), leolev44@tut.by

 

         Аннотация. В публикации проводится теоретический анализ и экспериментальное исследование по выяснению взаимосвязей между понятиями «эмоциональное выгорание», «эгоизм» и «альтруизм». С этой целью используются диагностическая методика MBI и авторский опросник «ЭЛУ Плюс». На основе полученных результатов делается вывод о влиянии «базового» эгоизма человека на степень его эмоционального выгорания. В то же время высший уровень системы «Эгоизм» (зрелый индивидуализм) и связанная с ним самоактуализация являются факторами, препятствующими выгоранию. Разные уровни системы «Эгоизм» по-разному влияют на эмоциональное выгорание, способствуя, либо, наоборот, препятствуя ему.  Показано, что высокие показатели индивида по шкале «Базового» эгоизма опросника «ЭЛУ Плюс» могут отныне расцениваться как противопоказание к работе в профессиях системы «человек-человек». Ранее имевшиеся представления относительно связи эгоизма специалиста помогающей профессии с его эмоциональным выгоранием получили частичное экспериментальное подтверждение.

         Ключевые слова: альтруизм, личностная уникальность, самоактуализация, системный подход, счастье, эгоизм, эмоциональное выгорание.

 

 

Emotional Burnout of a Specialist: An Experimental Investigation

© 2015 Levit Leonid Zigfridovich


Ph.D., Associate Professor, Director, Center for mental health education Minsk (Belarus), leolev44@tut.by

 

         Annotation. Theoretical analysis and experimental investigation dealing with the interactions between «emotional burnout», «egoism» and «altruism concepts» are conducted in the publication. With this aim, the «Maslach Burnout Inventory» as well as the author’s diagnostic inquiry «ELU Plus» are used. With the help of the results obtained, the author makes a conclusion concerning the influence of the «Basic» egoism of an individual on the degree of his emotional burnout. At the same time, the higher level of the «Egoism» system (mature individualism) as well as a person’s self-actualization are proved to be the factors which prevent from the burnout. It is shown that different levels of the «Egoism» system act differently, promoting or restricting emotional burnout of a specialist. The high scores of the «Basic» egoism scale may now be treated as a kind of contra-indication for a specialists’s work in «person-person» professions. Thus the earlier ideas about the influence of a worker’s level of egoism on his emotional burnout were partially confirmed in the experiments.

         Key words: altruism, emotional burnout, egoism, personal uniqueness, self-actualization, systemic approach, happiness.

 

         Эгоизм как возможный фактор эмоционального выгорания: постановка проблемы. Известно, что эмоциональное или психическое «выгорание» представляет собой состояния физического, умственного, эмоционального истощения, проявляющиеся в профессиях социальной сферы (психологи, врачи, учителя и т.д.). С точки зрения К. Маслач и С. Джексон, создателей известного опросника, измеряющего степень выгорания, данный синдром может быть представлен как трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений [30].

         В данной публикации мы предлагаем достаточно новый и необычный способ рассмотрения эмоционального выгорания – через анализ его взаимосвязей с понятием «эгоизм». Не в последнюю очередь подобный подход связан с разработкой в 2006 – 2012 гг. автором статьи «Личностно-ориентированной концепции счастья» (ЛОКС), в которой реализация субъектом своего потенциала (в том числе, профессионального) описывается через взаимодействие двух многоуровневых систем – «Личностной уникальности» и «Эгоизма» [8; 9; 12; 13; 17; 27]. На основе теоретической концепции автор разработал практические методики (опросники «ЗУЛУРЭГ», «ЭЛУ» и «ЭЛУ Плюс»), позволяющие измерять выраженность и взаимодействие компонентов ЛОКС [6; 8; 10; 12; 13].

         Прежде всего, определим эгоизм как «теорию, согласно которой «Я» индивида является или должно являться основой мотивации и целью его собственных действий» [31]. Все «конечные» желания и нужды такого индивида направлены на самого себя.

         Следует признать, что термин «эгоизм» практически не используется в современной академической русскоязычной психологии за исключением публикации К.Муздыбаева в которой приведена и диагностическая методика [19]. Отдельные упоминания и определения эгоизма в ряде работ (Л. И. Божович, Т. А. Флоренская и др.), а также в популярных интернет-источниках, обычно имеют негативную окраску, оставшуюся, с советских времен и противопоставляющую интересы индивида интересам коллектива. В постсоветской психологии эгоизм остается, пожалуй, одним из наиболее отрицательно нагруженных понятий, «моральной низости» которого соответствует такой же «морализаторский» уровень его трактовки [9; 13; 20].

Так, в работе А. Ю. Василенко, посвященной профилактике синдрома эмоционального выгорания, «традиционно», хотя и без каких-либо доказательств утверждается, что эгоизм способствует возникновению выгорания, в то время как альтруизм – препятствует ему [2]. Высокий уровень самоактуализации личности признается важным фактором профилактики выгорания. Несколько забегая вперед, хотели бы отметить, что в ЛОКС самоактуализация личности как раз и достигается с помощью высшего уровня системы «Эгоизм» (зрелый индивидуализм), что позволяет по-новому увидеть закономерности эмоционального выгорания. В вышеуказанной статье можно заметить определенное противоречие в терминах: если речь идет действительно о самоактуализации, процессе реализации субъектом собственного потенциала, то указанное понятие и по смыслу, и чисто лингвистически гораздо ближе к эгоизму, чем к альтруизму. Разумеется, «плодами» продуктивной самореализации индивида могут воспользоваться и другие люди, однако называть подобный процесс изначально «альтруистическим» не представляется обоснованным.

Зарубежная (в основном англоязычная) психология характеризуется двойственным, амбивалентным отношением к эгоизму. Приведем характерную цитату Э. Фромма: «Современная культура вся пронизана табу на эгоизм. Нас научили тому, что быть эгоистичным грешно, а любить других добродетельно. Несомненно, это учение находится в вопиющем противоречии с практикой современного общества, признающего, что самое сильное и законное стремление человека – это эгоизм…» [24, с.560]. Оттого и пожелание человеку «не быть эгоистом» столь же двусмысленно, поскольку может означать директиву «не любить себя» и «не быть собой», подавляя тем самым спонтанное и свободное развитие личности [24, с.564]. В другой современной работе признается, что, с одной стороны, для субъекта полезно придерживаться эгоистической мотивации, заботиться, в первую очередь, о себе, но, с другой – нельзя ни в коем случае открыто говорить об этом окружающим [34].

Сравнение эгоизма со «змеиной кожей» в статье И.А. Рудзит [22] также демонстрирует неоднозначное отношение к данному понятию. С одной стороны, эгоизм служит защитной, т. е. полезной для человека «оболочкой», а с другой – метафора змеи намекает на «низость» эгоизма.

Как отмечает С. Холмс, изучение эгоизма зарубежной наукой на протяжении веков действительно осуществлялось по двум расходящимся направлениям. С одной стороны, предполагалось, что эгоизм ухудшает отношения между людьми вследствие возникающего между ними соперничества, с другой – что он является необходимым «мотором» любого предпринимаемого человеком усилия [26, p. 286]. Что ж, по крайней мере, «двусторонняя» трактовка любого явления, по-прежнему оставаясь недостаточной, все же лучше, чем односторонне-тенденциозная.

Ту же противоречивость можно при желании заметить в отношениях между «эгоизмом» личности и ее «эмоциональным выгоранием». С одной стороны, уже отмечалось, что эгоизм признается фактором, способствующим выгоранию (по неясным и недоказанным причинам). С другой стороны, здравый смысл подсказывает, что эгоизм как «самосохранение» и нежелание работника чрезмерно «отдавать себя», может наоборот препятствовать или тормозить эмоциональное выгорание, в то время как чрезмерный альтруизм – способствовать ему. 

Бытующее в психологии представление о том, что альтруизм однозначно препятствует эмоциональному выгоранию, выглядит абсолютно необоснованным. Перед глазами сразу появляется трагический образ альтруиста Данко, «выгоревшего» в прямом смысле слова. Профессиональный девиз «Служа другим, сгораю сам» при всем его внешнем героическом благородстве также свидетельствует об альтруизме как явлении, способствующем эмоциональному выгоранию. Отметим, что впервые эмоциональное выгорание было отмечено как раз у чрезмерно добросовест­ных работников и представителей социальных профессий, в которых требуется альтруистическая ориентация [3; 4; 21].

Видимо, неслучайно в одной из современных работ признается, что общественное устройство, основанное на принципах альтруизма, (приоритете чужих потребностей перед собственными) являлось бы нелепым и нежизнеспособным [31]. Вот что писал в отношении избыточного альтруизма А. Юинг: «Общество, в котором каждый проводил свою жизнь, отдавая все удовольствия другим, было бы еще более абсурдным, чем то, в котором его члены умывали бы друг друга. Кто будет способен принять и использовать в своих интересах помощь в сообществе абсолютно неэгоистичных людей? Бесцельный отказ от собственного счастья представляет собой не что иное как причуду или глупость» [25, p. 20].

Таким образом, возникает теоретическая проблема, касающаяся соотношения эгоизма, альтруизма и эмоционального выгорания индивида, требующая экспериментального прояснения.

Уровни и функции эгоизма как системы. Выше уже отмечалось, что в разработанной «Личностно-ориентированной концепции счастья» (ЛОКС) самореализация индивида описывается через взаимодействие двух многоуровневых систем – «Личностной Уникальности» и «Эгоизма» (рис. 1).