DOI: 10.17689/psy-2016.1.11
УДК 159.923:316.6:37

© 2016 Коповая Оксана Владимировна*
*кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Балашовского института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, (г. Балашов), mkrass@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются новые формы девиантного поведения возникшие в последние годы под влиянием современного информационного пространства. Современная наука столкнулась с появлением новых факторов влияющих на формирование поведенческих девиаций. Перед психолого-педагогическим научным сообществом стоить важная задача разработки эффективных средств профилактики новых форм девиантного поведения, очевидно, что существующая практика профилактики девиантного поведения требует значительного пересмотра и обновления современным инструментарием.

Ключевые слова: информационное пространство, девиантное поведение, кибер-преступность, социальные коммуникации.

 

New Forms of Deviant Behavior of Teenagers in Today Information Society
© 2016 Kopovaya Oksana Vladimirovna*

*Candidate of Pedagogical Sciences, professor of the Pedagogy Department of the Balashov Institute, a branch of Chernyshevsky Saratov State University, (Balashov), mkrass@yandex.ru

Annotation: The article deals with new forms of deviant behavior have arisen in recent years under the influence of modern information space. Modern science is faced with the emergence of new factors influencing the formation of behavioral deviations. Before the psychological and pedagogical research community be an important task of developing effective means of preventing new forms of deviant behavior, it is obvious that the current practice of prevention of deviant behavior requires a significant revision and updating of modern instruments.

Keywords: information space, deviant behavior, cyber-crime, social communication.

 

Проблема девиантного поведения подростков — одна из актуальных психолого-педагогических проблем. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются несовершеннолетними (школьниками) [1].

Девиантное поведение, трактуемое как пренебрежение общепринятыми нормами социального взаимодействия, приобрело в настоящее время массовый характер. Данная проблема актуальна для широкого круга специалистов так или иначе связанных с работой с молодежью, а именно социальных психологов, педагогов, медиков, работников правоохранительных органов. Динамика развития характера социального взаимодействия, стремительное распространение новых форм коммуникации посредствам социальных сетей, всевозможных онн-лайн сервисов требует нового понимания нормы поведения и как следствие понимания отклонения от нормы (девиации).

Особенно остро встала проблема изучения девиантного поведения в последние годы, так как именно в последнее десятилетие современная наука столкнулась с появлением новых факторов влияющих на формирование поведенческих девиаций. Это во многом связано с экспансивным развитием медиапространства, которое формирует совершенно иную реальность определяющую многие социальные процессы.

К основным формам девиантного поведения в традиционном широком смысле Я. И. Гилинский и В. С. Афанасьев относят: 1) алкоголизация и другие формы аддикции; 2) осознанное совершение правонарушений; 3) суицидальное поведение; 4) проституцию; 5) сексуальные девиации. Иногда к ним добавляют игроманию и другие зависимости граничащие с психическими расстройствами. Все многообразие форм отклоняющегося поведения можно подразделить на три группы: собственно девиантное, делинквентное (криминальное, преступное) и аддективное [1].

Современное медиапространство — сложная, самоорганизующаяся среда, имеющая свою структуру, знание которой позволяет лучше понять, какие именно средства и механизмы необходимы для формирования культуры медиапотребления. Можно выделить две составляющие информационного пространства: конструктивную (имеет образовательное, релаксационное значение) и деструктивную (популяризирует образцы поведения, противоречащие норме, не несёт полезной информации) [2].

Мы наблюдаем возникновение и стремительное развитие совершенно новых молодежных увлечений, многие из которых сопряжены с преступлением закона в той или иной степени. Распространение и популяризация новых деструктивных моделей поведения в подростковой среде при современном уровне развития технических средств коммуникации происходит гораздо быстрее чем научное и педагогическое сообщество реагирует на эти риски. Только за последние несколько лет появилось множество новых видов поведенческих девиаций, возникновение которых обусловлено стремительным развитием Интернета и социальных сетей, а также ростом уровня доступности современных компьютерных технологий, например, кибербуллинг, шоплифтинг и др. Так, кибербуллинг (преследование, издевательство, унижение, оскорбление в социальных сетях и Интернет-форумах) превратился в России из некоего «экзотического» явления в серьезную проблему всего за 5 лет.

Компания Intel Security (McAfee), долгое время работающая на российском рынке в сфере кибербезопасности, предприняла исследование кибербуллинга «Подростки за компьютером-2014: вопросы защиты личной информации, общения в социальных сетях и кибербуллинга». В результате исследования были получены следующие данные: среди тех, кто признался в том, что сам стал объектом виртуальной травли, 72% в качестве причины назвали свою внешность, 26% — национальность или вероисповедание и 12% заявили, что решающим фактором послужила половая сфера.

Среди свидетелей виртуальной травли 53% ответили, что жертвы были обижены или разозлились, и 47% отметили, что жертвы были вынуждены ликвидировать свои страницы в социальных сетях, при этом недооценивая значительный эмоциональный эффект происшедшего. 24% подростков-свидетелей не знают, что им делать в случае, если они станут объектом оскорблений или травли в сети Интернет.

Многие подростки активно афишируют свои персональные данные и личную информацию в сети Интернет и особенно в социальных сетях. Только 61% интернет-пользователей активировали настройки конфиденциальности личной информации на своих страничках в социальных сетях для защиты своего контента; 52% не отключают функцию определения (т. е. данные об их текущем местоположении находятся в открытом доступе для посторонних); 14% публикуют свой домашний адрес в сети — это на 27% больше по сравнению с данными прошлого года.

Подростки опасаются нарушения конфиденциальности (25%) и взлома личного пространства в Интернет (24%) в большей степени, нежели собственной непопулярности (16%) или кибербуллинга (12%) (рисунок 1) [3].

Рисунок 1.

Другим социально-опасным феноменом является «шоплифтинг». Шоплифтинг — это демонстрация в социальных сетях похищенных из магазинов товаров, при которой важна сумма похищенного. Тот подросток, который продемонстрирует в соответствующей группе в социальной сети фотографию похищенного на наибольшую сумму, повышает свой статус в этой группе, получает «уважение» и симпатию среди участников, выражающуюся в комментариях и «лайках». Проводятся участниками групп соревнования по шоплифтингу, критерием определения победителя в которых является сумма похищенного. Это явление приобретает угрожающий масштаб. В социальных сетях можно обнаружить множество подобных групп с общим количеством участников, превышающим сотню тысяч человек.

Правоохранительные органы в сложившихся условиях часто бывают бессильны особенно в вопросах профилактики перечисленных форм девиации. Фактически все формы кибер-девиации, а сегодня можно уже с уверенностью говорить о том что кибер-девиация вполне реальна, латентны и трудно выявляемы. По данным Федеральной службы государственной статистики в России количество несовершеннолетних, совершивших преступления в 2015 году составило 61,8 тысяч человек. Общее количество преступлений с участием несовершеннолетних в последние года сокращается (рисунок 2) [4], однако растет доля преступлений связанных с развитием социальных сетей и кибер-преступностью в целом.

Рисунок 2.

Перед психолого-педагогическим научным сообществом стоить важная задача разработки эффективных средств профилактики новых форм девиантного поведения, очевидно, что существующая практика профилактики девиантного поведения требует значительного пересмотра и обновления современным инструментарием.

 

Литература:

  1. Коповая, О. В. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения в подростковом возрасте: учебное пособие / О. В. Коповая, М. А. Ерофеева, А. С. Коповой. — М.. «Спутник+», 2004. — 57с.
  2. Коповой, А. С. Формирование отклонений в поведении подростков под воздействием современного информационного пространства / А. С. Коповой, О. В. Коповая, Е. В. Кравченко // Инициативы XXI века. — 2013. — № 1. — С. 71-73.
  3. McAfee: исследование «Подростки за компьютером-2014: вопросы защиты личной информации, общения в социальных сетях и кибербуллинга» // Технологии в образовании: новости и события. — URL: http://educationevents.ru/2014/06/19/mcafee-research-about-internet-saf…
  4. Федеральная служба государственной статистики: Правонарушения. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/infraction/#

References:

  1. Kopovaya, O. V. Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti deviantnogo povedeniya v podrostkovom vozraste: uchebnoe posobie / O. V. Kopovaya, M. А. Erofeeva, А. S. Kopovoj. — M.. «Sputnik+», 2004. — 57s.
  2. Kopovoj, А. S. Formirovanie otklonenij v povedenii podrostkov pod vozdejstviem sovremennogo informatsionnogo prostranstva / А. S. Kopovoj, O. V. Kopovaya, E. V. Kravchenko // Initsiativy XXI veka. — 2013. — № 1. — S. 71-73.
  3. McAfee: issledovanie «Podrostki za komp’yuterom-2014: voprosy zashhity lichnoj informatsii, obshheniya v sotsial’nykh setyakh i kiberbullinga» // Tekhnologii v obrazovanii: novosti i sobytiya. — URL: http://educationevents.ru/2014/06/19/mcafee-research-about-internet-saf…
  4. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki: Pravonarusheniya. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/infraction/#