DOI: 10.17689/psy-2016.2.5


УДК 159.923

 

 

 

 

 

Влияние управленческой компетентности руководителя на формирование

организационной культуры профессиональной образовательной организации

© 2016  Бадаева Ирина Михайловна*,

*заместитель директора по учебно-методической работе государственного

бюджетного профессионального образовательного учреждения Саратовской

области «Дергачевский агропромышленный лицей», Саратовская область, 

irinablisnez@yandex.ru

 


 


Аннотация. В статье проводится комплексный анализ управленческой компетентности руководителя, уровня организационной культуры организации, а также исследуется их взаимосвязь, путем использования разнообразных методик.

Ключевые слова: управленческая компетентность, организационная культура, профессиональная образовательная организация.

 

 

 

 

                       

The Influence of the Head’s Administrative Competence on the Formation of the

Organizational Culture of the Educational Organization

© 2016 Badaeva Irina Michailovna*,

*Deputy head for educational and methodical work of the state budgetary

professional educational institution of the Saratov region "Dergachevsky agro Lyceum", Saratov region,

irinablisnez@yandex.ru

 

 

 



Annotation: The article gives a comprehensive analysis of the administrative competence of the head, the level of organization of the organizational culture, and explores their relationship by using a variety of techniques.

Keywords: managerial competence, organizational culture, professional educational organization.

 





В настоящее время в профессиональные образовательные организации активно внедряются рыночные механизмы: дифференциация оплаты труда работников, самостоятельность организации в решении большинства финансовых и материальных проблем, самостоятельность в разработке учебно-методических комплексов образовательных программ. Руководители и педагоги оказались явно не готовы принять на себя в полной мере указанные полномочия. Постоянные изменения внешней среды приводят к нестабильности в коллективе, нервозности, конфликтам и апатии. Создание организационной культуры и управление – важная проблема руководителя.

Для описания организационной культуры используются разнообразные методы. Выбор метода зависит от позиции исследователя и его предпочтений в понимании природы организационной культуры. Количественные методы позволяют достаточно просто и быстро оценить качество организационной культуры. Качественные методы позволяют более глубоко интерпретировать результаты, выявить причинно-следственные связи. В исследовании организационной культуры лицея использовались обе группы методов: анализ документов, полевое наблюдение, анкетирование, интервью.

На сегодняшний день проводилось небольшое количество исследований организационной культуры профессиональных образовательных организаций. Между тем, необходимость таких исследований возникает в связи с реформированием системы среднего профессионального образования.

Незрелость организационной культуры педагогов профессиональных образовательных организаций может оставить нерешенной проблему инновационного развития профессионального образования [3; 4].

Имеющийся диагностический инструментарий, описанный в научной литературе, ориентирован на исследование организационной культуры бизнес-предприятий, поэтому результаты полученных исследований достаточно сложно интерпретировать.

Так как власть лидера исходит из общечеловеческих ценностей, разделяемых работниками организации [2], то мы в своем исследовании в качестве диагностического инструментария для определения лидерских качеств руководителя используем методику изучения профессиональной Я-концепции личности руководителя, предложенная О.Ю. Даниловой. Опросник состоит из пяти блоков и предполагает оценку руководителем утверждения применительно к себе с четырех разных точек зрения:

1)                Я – реальное – то, каков я есть на самом деле; 2) Я – идеальное – то, каким я хотел бы быть в идеале; 3) Я – зеркальное – то, каким меня видят другие; 4) Я – нормативное – то, каким меня хотели бы видеть в идеале другие [1].

Исследование проводилось в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Саратовской области «Дергачевский агропромышленный лицей».

Руководитель образовательной организации оценивает свои лидерские качества достаточно высоко. Максимальными баллами отмечены такие качества как: готовность отстаивать свои убеждения, порядочность, надежность, умение держать слово, упорство, решительность, готовность помочь, оперативность передачи информации, знание перспектив развития отрасли. Самыми низкими баллами оценены руководителем следующие качества: скромность, общительность, умение планировать. Низкий уровень общительности руководителя подтверждают и его подчиненные при исследовании коммуникативной компетентности руководителя. Руководство лицея склонно решать насущные проблемы и текущие задачи, относясь к планированию как ненужному ритуалу, т.е. организация ориентирована на настоящее. Невозможность долгосрочного планирования вытекает из анализа внешней среды лицея, слишком изменчивы многие факторы внешней среды.

Изучение знания педагогическими работниками миссии, целей организации проводилось в форме интервью. В результате исследования выявлено, что с миссией организации и ее целями не знакомы 83% педагогов.

Имидж профессиональной образовательной организации выполняет решающую роль для обеспечения длительного существования организации на рынке образовательных услуг в условиях конкуренции и смены приоритетов, привлекательности организации для абитуриентов [6]. Имидж может изменяться в результате изменения поведения работников, получения клиентом новой информации или в результате длительного общения [5; 7; 8].

Клиентами профессиональной образовательной организации являются ее студенты. Для оценки изменения степени лояльности студентов к организации, конкурентных преимуществ и недостатков, разработана анкета для студентов, в которой используется принцип Р. Райхельда по расчету индекса чистой поддержки NPS. Студентов можно условно разделить на три группы:

  1. Лояльные студенты (оценки 9-10 баллов), рекомендуют учебное заведение своим родственникам, знакомым и друзьям и выражают уверенность, что в повышении уровня развития в результате взаимодействия с учебным заведением.
  2. Нейтральные студенты (оценки 7-8 баллов) выражают мнение, что получили от учебного заведения именно то, что ожидали, но приналичии возможности обучения в более конкурентоспособном учебном заведении, воспользовались бы ею.
  3. Не лояльные студенты (6 баллов и ниже). Испытывают разочарования от учебного заведения и образовательного процесса.

Диагностика уровня организационной культуры с помощью инструмента OKAI на основе использования рамочной конструкции конкурирующих ценностей предполагает исследование организационной культуры по двум измерениям. Первое измерение по вертикали отделяет противоположные по смыслу критерии эффективности организации гибкость, дискретность и динамизм, от критериев стабильность, порядок и контроль. Второе измерение по горизонтали отделяет критерии организационной культуры, ориентированной на внутреннюю интеграцию от критериев, ассоциируемых с внешней ориентацией, дифференциацией и соперничеством. Образуется четыре квадранта – клан, адхократия, рынок, бюрократия (см. рис. 1):