DOI: 10.17689/psy-2016.2.6


УДК 159.9

 

 

 

 

 

 

Факторы удовлетворенностью жизнью у представителей

разных типов профессий

© 2016  Аринушкина Наталья Сергеевна*,

*кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология и прикладная

социология» Саратовского государственного технического

университета  имени Гагарина Ю.А. (г. Саратов)

arinoushkina@yandex.ru

 

 


 


Аннотация: Статья посвящена изучению взаимосвязи удовлетворенности жизнью и социально-психологических установок представителей социономических и технических профессий. Построены иерархии ценностей личности  представителей социономических и технических профессий, изучены факторы, определяющие удовлетворенность жизнью в данных видах профессий.

Ключевые слова: личность, удовлетворенность жизнью, установка, социономические и технические профессии. 

 

 

 

 

 

                       

The Factors of Life Contentment Among Reprezentatives of Different Types of Proffesions

© 2016 Arinushkina Natalia Sergeevna*,

*Ph.D., Associate Professor of "Psychology and Applied Sociology"

Department Saratov State Technical Gagarin Y.A. University (Saratov)

arinoushkina@yandex.ru

 

 

 

 



Annotation: The paper reports the relation of contentment with life and socio-psychological attitudes of representatives of socionomic and technical professions. A hierarchy of values of the individual representatives socionomic and technical professions, is described, the determining contentment co with life in these kinds of jobs factors are studied.

Keywords: personality, life satisfaction, installation, socionomic and technical professions

 





С целью профессионального совершенствования, повышения потенциала работников разных типов профессий значимым является повышение осознанности своего профессионального «Я», становление готовности осуществлять профессиональную деятельность, овладение социально-психологическими установками, необходимыми для данной профессии, удовлетворенность трудом и жизнью в целом.

Проблема установки в психологии имеет длительную и специфичную традицию исследованию. Она начинается с разработки данного понятия в научной школе Д.Н. Узнадзе. В психологии существует близкое совпадение терминов «установка» и «социальная установка». Между тем данное совпадение случайное, поскольку по смыслу данные понятия разводятся. Согласно представлениям Д.Н. Узнадзе, понимается как неделимое и общностное, изменяемое во времени состояние личности, по характеристикам которого можно говорить об активности субъекта. Данное понимание «установки» напрямую связано с общепсихологической трактовкой, в которой отсутствует социально-психологическая интерпретация поведения личности, а напрямую связана с реализацией и достижением потребностной сферы личности.

Аттитюд понимался всеми как «определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное, на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение». В представленном определении значимая роль уделялась индивидуализации состояния, связи с наличным опытом субъекта и отмечалась регулирующая функция для координации поведения личности.

В отечественной психологии концепции и понятия, которые в некоторой степени близки к идее социальной установки, возникли в рамках изучения других психологических проблем и отражают только отдельные свойства социальной установки.

Использованы следующие методы исследования:

теоретический анализ (изучались научные публикации по проблемам удовлетворенности жизнью, субъективным благополучием, социально-психологических установок личности);

методы психодиагностики (использовались методики: Шкала удовлетворённости жизнью, методика «Уровень социальной фрустрированности», методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф.Потемкиной), шкала базисных убеждений (Р. Янов-Бульман, адаптация Падуна и Котельниковой), методика «Ценностные ориентации» (М. Рокича), методика «Удовлетворенность трудом» (В.П.Захарова));

методы математико-статистической обработки данных. (с целью установления достоверности полученных данных, использовались методы математико-статистической обработки данных. Были применены следующие методы: метод определения средних, ошибок средних, процентное соотношение показателей, t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ по методу Пирсона).

Проведен сравнительный анализ показателей удовлетворенности жизнью представителей социономических и технических типов профессий, проведен расчет t-критерия Стьюдента для несвязанных выборок. По шкале удовлетворённости жизнью полученное эмпирическое значение t (2.3) находится в зоне неопределенности, что свидетельствует о наличии различий на уровне значимости p<0.05. Что свидетельствует о том, что в выборке представителей социономических профессий удовлетворенность жизнью выше, нежели в выборке представителей технических профессий. Соответствие жизни собственному идеалу, удовлетворенность условиями жизни, достижениями выше у представителей социономических профессий.