DOI: 10.17689/psy-2017.2.2


УДК 89.5

 

 

 

 

 

Характеристика межличностной коммуникации подростков-

активных пользователей Интернет-сети

 

© 2017 Буянова Валентина Васильевна*, Жуина Алена Игоревна**,

 Жуина Диана Валериевна***

*кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и прикладной психологии

 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

им. М.Е. Евсевьева» (г. Саранск) dianazhuina@yandex.ru

**студентка направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль – Иностранный

 язык (английский) ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

им. М.Е. Евсевьева» (г. Саранск) dianazhuina@yandex.ru

***кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и прикладной психологии

 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

 им. М.Е. Евсевьева» (г. Саранск) dianazhuina@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

Аннотация. В статье представлен  анализ зарубежных и отечественных подходов к проблеме изучения межличностной коммуникации у подростков – активных пользователей Интернет-сети. Раскрыты особенности воздействия длительного общения в киберпространстве на личность подрастающего поколения. Представлены результаты эмпирического исследования межличностной коммуникации, уровня коммуникативной компетентности, типов реакций на коммуникативные ситуации у подростков – активных пользователей Интернет. Сравнительный анализ особенностей общения подростков показал, что подростки, предпочитающие виртуальное общение реальному, характеризуются низким уровнем общительности, не достаточно сформированными коммуникативными умениями, демонстрируют зависимую и агрессивно-компетентностную реакции в ситуациях критики (справедливой и несправедливой), конфликта, необходимости обратиться с просьбой, оказать и принять сочувствие и поддержку, вступить в контакт с другим человеком.

Ключевые слова: межличностная коммуникация, виртуальная реальность, коммуникативная компетентность, общительность,  виртуальное общение, подростки.  

 

 

                       

Characteristics of interpersonal communication of

adolescents-active users of the Internet network

 

© 2017  Buyanova Valentina Vasilevna*, Zhuina Alena Igorevna**,

 Zhuina Diana Valerievna***

*Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Special and

 Applied Psychology of the «Mordovian State Pedagogical Institute. M.E. Yevsevyev»

(Saransk) dianazhuina@yandex.ru

**student of the direction of training "Pedagogical Education" (profile - Foreign

 Language (English) «Mordovian State Pedagogical Institute named after ME Yevsevyov»

 (Saransk) dianazhuina@yandex.ru

***Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Special and

 Applied Psychology «Mordovian State Pedagogical Institute. M.E. Yevsevyev»

 (Saransk) dianazhuina@yandex.ru

 

 

 

 

 

Annotation. The article presents an analysis of foreign and domestic approaches to the problem of studying interpersonal communication among adolescents - active users of the Internet network. The features of the impact of prolonged communication in cyberspace on the personality of the younger generation are revealed. The results of empirical research of interpersonal communication, the level of communicative competence, types of reactions to communicative situations among adolescents - active Internet users, are presented. A comparative analysis of the characteristics of adolescents' communication showed that adolescents who prefer virtual communication to the real ones are characterized by a low level of sociability, insufficiently developed communicative skills, demonstrate a dependent and aggressively competent response in situations of criticism (fair and unjust), conflict, the need to ask, and accept sympathy and support, make contact with another person.

Keywords: interpersonal communication, virtual reality, communicative competence, sociability, virtual communication, adolescents. 

 

В современном обществе происходят процессы активного внедрения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в сферу межличностной коммуникации. Информационная среда оказывает значительное влияние на повседневную жизнь не только взрослого человека, но и подрастающего поколения. Вопрос об успешном развитии личности подрастающего поколения и благоприятной адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни,  диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к школьному и внешкольному образованию, где особое значение приобретает формирование у учащихся навыков эффективной межличностной коммуникации, как залога их благополучного развития [Zhuina D.V., 2014].

Виртуальная активность современной молодежи, в том числе интерактивная коммуникация, чаще всего реализуется именно в Интернет-сети. Исследования в этой области ведутся с начала 90-х годов XX в. Так, ряд авторов (А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, И.В. Шевченко, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, Е.И. Дмитриева, В.П. Долматов, А.В. Хуторской, S.A. Birnie, D.N. Greenfield, P.M. Valkenburg, J. Peter, T.  Postmes, K.S. Young и др.) рассматривают проблему воздействия сетевых ресурсов на личность активных пользователей Интернет-пространства в двух аспектах: изучение влияния киберпространства на особенности познавательных процессов и специфики общения людей, склонных к долговременному нахождению в виртуальной среде и взаимодействию с виртуальным и реальным собеседником [Young K., 1996].

Поскольку в последнее время Интернет стал неотъемлемым элементом повседневной жизни и местом времяпрепровождения огромного количества людей, изучение влияния социальных сетей на личность имеет особую важность и актуальность, особенно в подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обладает наибольшей чувствительностью к влиянию информационных и коммуникационных технологий. Под воздействием Интернета происходят изменения в ценностных ориентациях молодежи, формируется новый по своему содержанию, качеству вид общения. Такое стремительное развитие информационных технологий и захват социальными сетями внимания подавляющего большинства подростков ставит проблему влияния виртуального общения на их способность полноценно общаться в реальной жизни, на развитие и формирование коммуникативной компетентности.

Активное вхождение в сетевое пространство и адаптация к условиям деятельности, опосредованной сетевыми ресурсами, ставит актуальную на сегодняшний день проблему изучения особенностей межличностной коммуникации подростков – активных пользователей Интернет-сети.

Психологические исследования в сфере общения посредством интернета можно распределить по нескольким основным направлениям: социально-психологические и педагогические аспекты коммуникативных процессов в сети (М. Ю. Бухаркина, А. Е. Войскунский,  А. Е. Дмитриева, В. П. Долматов,  Е. Жичкина, Е. С. Полат, А. В. Хуторской, И. В. Шевченко,  и др.); изучение формирования социального сознания под влиянием новых возможностей идентификации и самопрезентации, а также специфики сетевого общения (Е. П. Белинская, В. А. Бурова, Е. Н. Блохина, Э. В. Губенко, В. Becker, Р. Kelly и др.); рассмотрение особенностей нахождения детей и их родителей в компьютерную среде и в мире сетевых ресурсов (Дж. Сулер, Ш. Текл, П. Уоллес и др.); выявление социально-психологических особенностей общения посредством Интернета (Н. Деринг, В. Фриндте, Т. Келер и др.); проблема Интернет–зависимости (В. А. Бурова, Ц. П. Короленко, А. Ф. Шайдулина, R. A. Devis и др.) [Жуина Д. В., Жуина А. И., 2017].

На основании анализа психологических исследований по данной проблематике, можно говорить о позитивных и негативных последствиях активного интернет–общения, проявляющиеся в процессе реальной межличностной коммуникации.

Как постоянные, так и эпизодические контакты требуют особых умений, которые именуются коммуникативными. Нужно уметь, например, обратиться к незнакомому человеку с какой–либо просьбой, правильно отреагировать на просьбу другого человека, извиниться за невольно причиненное неудобство, с подобающей скромностью ответить на чей–либо комплимент и т.д. Обладание такого рода умениями делает общение легким и приятным для обоих партнеров [Буянова В. В., 2016].

С другой стороны, недостаточная сформированность коммуникативных умений нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций, к проявлениям агрессии, ничем не оправданной враждебности или, наоборот, к пассивности, бездеятельности, равнодушию в отношении потребностей и просьб других людей.

С целью изучения особенностей межличностной коммуникации подростков - активных пользователей Интернет-сети, нами было проведено эмпирическое исследование с использованием следующего психодиагностического инструментария: анкета «Как часто ты общаешься в социальных сетях?»; методика «Изучение компетентности в общении» (В. Ф. Ряховский), методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин); Тест коммуникативных умений Л. Михельсона (в адаптации Ю. З. Гильбуха); метод математической обработки данных «φ-критерий Фишера».

В исследовании приняли участие 50 учащихся 9 классов МОУ «Гимназия 19», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г.о. Саранск Республики Мордовия. Результаты эмпирического исследования позволили выявить особенности межличностной коммуникации подростков – активных пользователей сети Интернет.

Результаты анкетирования показали, что большинство подростков (77%) приравнивают общение в социальных сетях к реальному общению. 25% опрошенных считают, что общаться в социальных сетях легче, чем в реальной жизни. Более 60% респондентов проводят время в социальных сетях во время встреч с друзьями, уроков или приема пищи. 83% испытуемых предпочитают обсудить проблемные вопросы с друзьями по телефону или в социальных сетях, чем встретиться лично.

Результаты, полученные с помощью методики изучения компетентности в общении В. Ф. Ряховского (табл.1), позволили выявить, что у значительной части подростков – 40 % – отмечены низкие показатели компетентности в общении, у 28 % учащихся – средний уровень компетентности в общении, у 12 % – уровень выше среднего и у 4 % отмечается уровень компетентности в общении ниже среднего. Тогда как лишь у 16 % выявлен высокий уровень компетентности в общении.

Таблица 1

Показатели сформированности компетентности в общении подростков

(Методика изучения компетентности в общении В. Ф. Ряховского)

Уровень развития компетентности в общении

Количество (%)

Высокий

8 (16 %)

Выше среднего

6 (12 %)

Средний

14 (28 %)

Ниже среднего

2 (4 %)

Низкий

20 (40 %)

 

В ходе использования методики КОС-2 установлено (табл. 2), что у значительной части подростков – 40 % учащихся – отмечается низкий уровень развития коммуникативных способностей, у 34 % учащихся – средний, для 22 % учащихся характерен высокий уровень сформированности коммуникативной стороны общения и лишь у 4 % опрашиваемых проявляется высший уровень развития коммуникативных способностей.

Таблица 2

Показатели сформированности коммуникативной стороны общения подростков (КОС-2)

Уровень коммуникативных и организаторских склонностей

Количество (%)

Высший

2 (4 %)

Высокий

11 (22 %)

Средний

17 (34 %)

Низкий

20 (40 %)

 

В ходе изучения коммуникативных умений по тесту Л. Михельсона (табл. 3) было выявлено, что в ситуациях, требующих реакции на положительные высказывания партнера по общению основная масса подростков – активных пользователей сети интернет, демонстрирует зависимый тип поведения (46%). Меньшее их количество (34%, 16% и 4%) проявляют смешанный и компетентный  и агрессивный типы поведения. В ситуациях, требующих реакции на отрицательные высказывания партнера по общению, доминирующим типом поведения у подростков выступает агрессивный (52%). Примерно одинаковое количество подростков демонстрируют зависимый (22%) и смешанный (20%) типы поведения, и только 6% испытуемых – компетентный. Ситуации, в которых к подростку обращаются с просьбой и ситуации беседы вызывают у большинства испытуемых зависимый тип поведения (48% и 44% соответственно). У оставшихся учащихся типы поведения распределяются практически равномерно: агрессивный (22% и 26% соответственно), смешанный (по 16%) и компетентный (по 14%). В ситуации, требующей проявления эмпатии, превалирует зависимый тип поведения (54%). Остальные типы поведения распределились следующим образом: агрессивный (22%), смешанный (20%) и компетентный (4%).

Таблица 3

Показатели сформированности коммуникативных умений

(«Тест коммуникативных умений Л. Михельсона»)

Типы коммуникативных ситуаций

Типы поведения

зависимый

компетентный

агрессивный

смешанный

ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера

23

(46%)

8

(16%)

2

(4%)

17

(34%)

ситуации, в которых подросток требуется реакция на отрицательные высказывания

11

(22%)

3

(6%)

26

(52%)

10

(20%)

ситуации, в которых к подростку обращаются с просьбой

24

(48%)

7

(14%)

11

(22%)

8

(16%)

ситуации беседы

22

(44%)

7

(14%)

13

(26%)

8

(16%)

ситуации, в которых требуется проявление эмпатии

27

(54%)

2

(4%)

11

(22%)

10 

(20%)

 

Использование φ-критерия Фишера позволило установить статистически значимые различия в уровни развития коммуникативной компетентности и типах поведения в ситуациях межличностной коммуникации (р £ 0,05-0,01).

В заключении можно сделать вывод о том, что влияние виртуальной реальности на современное подрастающее поколение очень велико. Наряду с положительными моментами, проявляющимися в виде экономии времени на поиск информации, возможность общения на расстоянии, можно отметить и достаточно большое негативное воздействие, которое оказывает на подростка длительное пребывание в сети Интернет. Сюда можно отнести общее воздействие на физическое и психическое здоровье подростков, развитие личности и на их межличностное общение в реальной действительности. Учитывая вышеназванные проблемы, мы провели эмпирическое исследование, обобщенные результаты которого подчеркивают низкий уровень коммуникативной компетентности и коммуникативных умений подростков – активных пользователей сети Интернет. 

 

Литература:

  1. Буянова В.В. Изучение уровня сформированности личностных универсальных учебных действий у учащихся на ступени основного общего образования / В.В. Буянова, Д.А. Бадьярова // сб. науч. трудов по материалам VI Всероссийской научно–практической интернет–конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии» с элементами научной школы для молодых ученых, 9 ноября 2016 г., г. Саранск / под ред. М. И. Каргина, А. Н. Яшковой ; Мордов. гос. пед. ин–т. – Саранск, 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD–ROM).
  2. Жуина Д.В. Особенности виртуального общения подростков в соцсетях и его влияние на их общение в реальной жизни / Д.В. Жуина, А.И. Жуина // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – Том 8 (№ 6–2) – С.249–252.
  3. Young K.  Internet Addiction: The Emergence of a New Clinical Disorder, CyberPsychology and Behavior. – 1996. – Vol. 1. n. 3.
  4. Zhuina D.V. Diagnostics of career orientation peculiar for the personality of pedagogy students // Life Science Journal. – 2014. – 8(11). – P. 586-589.
  5. Zhuina D.V. The acmeological center: The results of its activity of fostering competitive specialists // Life Science Journal. – 2014. – 8(11). – P. 539-541.

References:

  1. Buyanova V.V. Izuchenie urovnya sformirovannosti lichnostnyih universalnyih uchebnyih deystviy u uchaschihsya na stupeni osnovnogo obschego obrazovaniya / V.V. Buyanova, D.A. Badyarova // sb. nauch. trudov po materialam VI Vserossiyskoy nauchno–prakticheskoy internet–konferentsii «Aktualnyie problemyi i perspektivyi razvitiya sovremennoy psihologii» s elementami nauchnoy shkolyi dlya molodyih uchenyih, 9 noyabrya 2016 g., g. Saransk / pod red. M. I. Kargina, A. N. Yashkovoy ; Mordov. gos. ped. in–t. – Saransk, 2016. – 1 elektron. opt. disk (CD–ROM).
  2. Zhuina D.V. Osobennosti virtualnogo obscheniya podrostkov v sotssetyah i ego vliyanie na ih obschenie v realnoy zhizni / D.V. Zhuina, A.I. Zhuina // Sovremennyie issledovaniya sotsialnyih problem. – 2017. – Tom 8 (# 6–2) – S.249–252.
  3. Young K. Internet Addiction: The Emergence of a New Clinical Disorder, CyberPsychology and Behavior. – 1996. – Vol. 1. n. 3.
  4. Zhuina D.V. Diagnostics of career orientation peculiar for the personality of pedagogy students // Life Science Journal. – 2014. – 8(11). – P. 586-589.
  5. Zhuina D.V. The acmeological center: The results of its activity of fostering competitive specialists // Life Science Journal. – 2014. – 8(11). – P. 539-541.