DOI: 10.17689/psy-2017.2.3


УДК 159.9

 

 

 

 

 

 

Гражданская позиция современной молодежи: феноменология,

тенденции, перспективы

 

© 2017  Клейберг Юрий Александрович*

*академик РАЕН, доктор психологических наук,

доктор педагогических наук, профессор Московского государственного

 областного университета (г. Москва) klab53@rambler.ru

 

 

 

 

 

Аннотация.  Автор исследует одну из актуальных проблем современной науки – гражданские позиции молодежи, раскрывает сущностно-содержательную основу гражданской позиции личности, указывает на тесную связь становления гражданской позиции со становлением самой личности. По итогам проведенного исследования, автор дает характеристику гражданской позиции современной молодежи, раскрывает тенденции и перспективы.

Ключевые слова: молодежь, гражданская позиция, феноменология, современные тенденции, перспективы.

 

 

 

                       

Civilian Position of Modern Youth: Phenomenology,

Trends, Prospects

 

© 2017 Klayberg Yuriy Aleksandrovich*
*
Academician of the Russian Academy of Natural Sciences,

Professor, Doctor of Psychology, Doctor of Pedagogy

Moscow State Regional University (Moscow) klab53@rambler.ru

 

 

 

 

 

 

Annotation. The author explores one of the pressing problems of modern science – civilian positions of young people, reveals the essentially-content basis of civilian position of personality, shows the close relationship of the formation of civilian position with the formation of the personality itself. According to the results of the study, the author characterizes the civil position of today's youth, reveals trends and prospects.

Keywords: youth, civilian position, phenomenology, modern trends and prospects.

 

Сразу замечу, что понятие «гражданская позиция» не имеет в науке единой дефиниции, оно является дискуссионной категорией. Это связано, вероятно, с тем, что существует большое количество научных подходов, точек зрения, концепций, где ученые выделяют разные критерии и личностные индикаторы, являющиеся неотъемлемой составляющей гражданской позиции, определяют различные компоненты гражданской позиции, факторы влияния и т.п. (Л.М.Архангельский, 1983; О.Г.Дробницкий, 1974; А.Г.Здравомыслов и др., 1996; В.В.Чернов, 2008; Н.И.Элиасберг и др., 2004; и др.).

Отмечу также и то, что геополитическое положение России накладывает некоторые особенности на протекание социальных, политических, экономических и социокультурных процессов, развития ее территорий, и как следствие, – на молодежную политику.

Современная ситуация в России, характеризующаяся имманентным кризисом в экономике, науке, образовании, политике, воспитании и т.п., низким уровнем жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии самой мобильной его категории – молодежи. Однако это требует основательного демонтажа существующих подходов, программ, проектов и системы в целом к разработке и осуществлению молодежной политики на государственном уровне.

В этой связи возникает необходимость в мониторинговых исследованиях проблем современной молодежи, ее образа жизни, потребностях, интересах, ценностях, гражданской позиции и т.п. Сознание молодого поколения в сложившейся социально-экономической ситуации является наиболее незащищенной и подверженной различным радикальным и экстремистским идеям и манипуляциям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости формирования позитивной гражданской позиции молодежи, адекватной современным реалиям, наполнить ее новыми смыслами и содержанием. Это и есть, как мне думается, генеральная задача государственной политики, государственно-общественной системы социализации молодежи, институтов социализации, разработчиков законов, программ и проектов, ответственных за молодежную политику на всех уровнях исполнительной и законодательной власти. При этом у нашего государства и у регионов есть реальная возможность занять в этой сфере лидирующее положение, обеспечив себе, тем самым, передовые позиции в развитии территорий, обезопасив их от деструктивной трансформации духовно-нравственных ценностей и ориентиров, социокультурных традиций, смыслов жизни, размывания в личности уникальной этнонациональной основы, того «таинственного центра личности ‒ «Я», о котором писал А.Н.Леонтьев [5, с. 228], а также деструктивных тенденций маргинализации, криминализации, радикализма, экстремизма, терроризма и т.п.

И в этом смысле молодежная политика может (и должна!) стать инструментом развития и преобразования страны. Это потребует от всех участников процесса социального становления молодежи и, конечно, самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач, в том числе задач государственной безопасности.
Но для этого необходимо проделать серьезный анализ состояния сформированности гражданских позиций в молодежной среде, чтобы представить целостную картину проблематики и направлений развития государственной молодежной политики на современном этапе. Это необходимо для того, чтобы придать новый импульс, говоря словами Н.А.Бердяева, развитию «активности действий» молодых граждан и формированию созидательной «активности духа» [1], что особенно важно для обеспечения стабильности в обществе и государстве в переходные периоды.
Гражданская позиция личности представляется нам как деятельность и как устойчивое свойство личности. При этом личность мы рассматриваем как с точки зрения ее внутренней позиции (мысли, чувства, установки, мотивы, позиции), так и с точки зрения ее поведения в обществе. Однако внутренняя позиция человека может не соответствовать его поведенческим паттернам в обществе и не соответствовать общепринятым нормам и ориентирам, или находится в оппозиции, даже быть деструктивной по сути.
Чтобы понять сущностно-содержательную основу гражданской позиции личности, необходимо разобраться, какие индикаторы и компоненты она имеет. Таковыми являются:
А) социальная активность – сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности;
Б) гражданское самосознание личности – осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка своих социальных установок, самого себя как творца, носителя общественно значимой позиции;
В) гражданские качества, формирующиеся под влиянием социальной среды и собственных усилий юной личности по развитию своих потребностей, ценностей, установок и позитивных мотивов.
Более глубокое представление о понятии «гражданская позиция» дает выделение различных ее уровней и типов, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Гражданская позицияи личности 
в зависимости от различных признаков


ГРАЖДАНСКАЯ  ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

По уровню проявления

- Активная

- Пассивная

- Индифферентная

По частоте проявления

- Регулярная

- Эпизодическая

- Отсутствующая

По уровню развития

- Зрелая

- Незрелая

По уровню индивидуализации

- Индивидуальная

- Групповая

По уровню приобретения

- Осознанная

- Навязанная

По уровню полезности

- Конструктивная

- Деструктивная