DOI: 10.17689/psy-2018.1.5
УДК 159.9
Дифференциальная психологическая диагностика подростков с девиантным поведением
© 2018 Вартанян Гаянэ Аршалуисовна*, Пащина Светлана Михайловна**,
*кандидат психологических наук, помощник
декана
Факультета психологии Санкт-Петербургского государственного
университета (г. Санкт-Петербург) g.a.vartanyan@gmail.com
**кандидат педагогических наук, доцент, кафедры педагогики,
психологии и социальной работы Омской гуманитарной академии (г. Омск)
Аннотация: Статья посвящена вопросам организации достоверной дифференциальной психологической диагностики подростков с девиантным поведением. Авторами описываются результаты проведённого ими многоэтапного исследования, в ходе которого из большого числа использованных психодиагностических методик была определена совокупность взаимодополняющих клинико-психологических и психодиагностических методик, наиболее релевантных изучению психологических особенностей подростков с девиантным поведением, в том числе с сексуальными девиациями. На основе анализа полученных результатов определяются сферы применения выявленной совокупности методик.
Ключевые слова: психологическая диагностика, девиантное поведение, подростки.
Differential psychological diagnosis of
adolescents with deviant behavior
© 2018 Vardanyan Gayane Arshaluyusovna *, Pashchina Svetlana
Mikhailovna **,
* Сandidate of Psychological
Sciences, Dean's assistant
Faculty of Psychology of St. Petersburg State University
(St. Petersburg, Russia) g.a.vartanyan@gmail.com
** Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chair of Pedagogy,
Psychology and Social Work of the Omsk Humanitarian Academy (Omsk, Russia)
Annotation: The paper is devoted to the issues of organization of reliable differential psychological diagnosis of adolescents with deviant behavior. The authors describe the results of a multistage study carried out by them, during which a set of complementary clinical, psychological and psychodiagnostic techniques, most relevant to the study of the psychological characteristics of adolescents with deviant behavior, including sexual deviations, was identified from a large number of psychodiagnostic methods used. Based on the analysis of the results obtained, the scope of the identified set of methods is determined.
Key words: psychological diagnosis, deviant behavior, adolescents.
Достоверная дифференциальная психологическая диагностика позволяет не только правильно поставить психологический диагноз, но и грамотно сформулировать мишени для оказания психологической помощи. Психологическая диагностика подростков с нарушениями поведения различного генеза представляет в этом смысле особую сферу, поскольку правильно подобрать необходимый диагностический комплекс зачастую является сложной задачей.
При работе над диссертационным исследованием, направленным на всестороннее изучение клинико-психологических особенностей несовершеннолетних, осуждённых за преступления сексуального характера (Г.А. Вартанян, С.В. Горбатов, 2018), мы столкнулись с проблемой релевантности используемого диагностического инструментария. Комплексное исследование клинико-психологических особенностей указанной группы подростков на основе сравнительно-сопоставительного анализа с особенностями подростков, осуждённых за другие виды преступлений разной степени тяжести, и с правопослушными подростками потребовало использования не просто методик, исследующих те или иные психологические конструкты, а таких, которые были бы информативными в контексте специфических особенностей подростков, осуждённых за сексуальные преступления. С этой целью из 18 клинико-психологических и психодиагностических методик нами эмпирическим путем был осуществлён отбор методик, наиболее соответствующих цели и задачам диссертационного исследования.
Подбор методик осуществлялся в 3 этапа, в
нём участвовали 335 респондентов: 215 подростков мужского пола в
возрасте 16 – 17 лет, из которых 75 – это подростки, осуждённые за
преступления сексуального характера, 80 – подростки (по 20 человек
в каждой группе), осуждённые за преступления насильственного и
корыстного типов, осуждённые условно подростки и воспитанники
школы-интерната, не имеющие криминального анамнеза, 60 – учащихся
старших классов, также не имеющие криминального анамнеза.
В исследовании, кроме того, приняли участие 120 родителей
подростков: 44 родителя осуждённых за сексуальные преступления (31
мать и 13 отцов) и 76 родителей учащихся старших классов (40
матерей и 36 отцов).
На первом этапе нами было обследовано 120
подростков, разделённых на 6 групп (по 20 подростков в каждой): 4
группы подростков с криминальным анамнезом: осуждённые за
преступления сексуального характера, за преступления
насильственного и корыстного типов, а также осуждённые условно
подростки; и 2 группы правопослушных подростков: воспитанники
школы-интерната и учащиеся старших классов. На данном этапе для
изучения психологических особенностей несовершеннолетних,
осуждённых за преступления сексуального характера, нами были
использованы следующие методики: «16-факторный личностный опросник»
(R.B. Cattell, в ред.
А.Н. Капустиной, 2004; далее – 16 PF (C)) – для изучения
индивидуально-психологических особенностей личности;
«Патохарактерологический диагностический опросник» А.Е. Личко
(2009) – для изучения типа акцентуаций характера подростков, типов
психопатии и сопряжённых с ними личностных особенностей (далее –
ПДО); «Диагностика межличностных отношений» (Т.F. Leary, в ред.
Л.Н. Собчик, 2002; далее – ДМО) – для изучения предпочитаемого
стиля межличностных отношений и характера поведения подростков в
группе и обществе в целом, а также для изучения субъективной оценки
«Я» в сопоставлении с идеалом своего «Я»; методика «Рисунок
несуществующего животного» в авторской модификации (далее – РНЖ) –
для изучения самооценки подростков, актуального психологического
состояния, особенностей взаимоотношений с противоположным полом и
психологической зависимости от матери, а также экспериментальная
авторская анкета «Социальное благополучие в семье» (далее – АА-1
СБС), составленная на основании имеющихся в научной литературе
критериев социального благополучия. Анкета состоит из 29 вопросов
открытого и закрытого типа и отражает такие характеристики семей
несовершеннолетних, как состав и статус семьи, занятость родителей,
взаимоотношение с сиблингами и т.д.
В результате обследования при помощи методики 16 PF (C) нам удалось установить, что указанную группу несовершеннолетних от других групп подростков с криминальным анамнезом отличают интровертированность и низкая чувствительность (p≤0,05 для всех сравнений), от учащихся старших классов – такие особенности интеллектуальной деятельности, как невысокая оперативность мышления, конкретность и некоторая ригидность мышления (p≤0,001).
Методика ПДО позволила установить, что
эпилептоидный тип акцентуации характера свойственен практически
всем подросткам с криминальным анамнезом – осуждённым за
преступления сексуального характера, за преступления
насильственного и корыстного типов.
У осуждённых условно подростков выявлен смешанный (промежуточный)
эпилептоидно-истероидный тип акцентуации характера; у воспитанников
школы-интерната – гипертимный тип, у учащихся старших классов –
психастенический. Таким образом, согласно полученным результатам по
методике ПДО, эпилептоидный тип акцентуации характера в чистом или
смешанном виде свойственен группе подростков, имеющих криминальный
анамнез, что, на наш взгляд, может выступать отличительной чертой и
фактором делинквентного поведения подростков.
Методика ДМО позволила выявить, что несовершеннолетние, осуждённые за сексуальные преступления, а также осуждённые за преступления насильственного типа и осуждённые условно подростки отличаются от других групп подростков преобладающим ответственно-великодушным типом межличностных отношений, при этом только у осуждённых за сексуальные преступления данный тип акцентуирован. Подростки, осуждённые за преступления корыстного типа, воспитанники школы-интерната и подростки контрольной группы отличаются преобладающим властно-лидирующим типом межличностных отношений, при этом, только у осуждённых за корыстные преступления данный тип акцентуирован.
Изучая особенности взаимоотношений подростков с противоположным полом и психологическую зависимость от матери при помощи экспериментальной авторской модификации РНЖ, мы ни у одной из групп подростков не выявили негативного отношения к противоположному полу и/или психологической зависимости от матери. Следует отметить, что используемая модификация, как и сама методика, является вспомогательной к применяемому диагностическому пакету методик, а её данные – лишь дополнительными и уточняющими. Кроме того, как показывают личный опыт авторов диссертационного исследования и анализ полученных данных, информативность данной модификации отмечается при индивидуальной личностной диагностике, а сама методика может быть полезна при составлении условно-вариативного прогноза.
Экспериментальная авторская анкета АА-1 СБС, также используемая как вспомогательная, показала, что несовершеннолетние, осуждённые за преступления сексуального характера, в отличие от учащихся старших классов, воспитываются преимущественно в неполных (p≤0,01) многодетных (p≤0,05) семьях женщинами, не имеющими постоянной работы (мамы, бабушки). Близким родственникам подростков данной группы характерна судимость (p≤0,001 – отцам/отчимам, p≤0,05 – сиблингам), а самим подросткам – побеги из дома.
Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что не все выбранные нами методики отражают глубинные психологические конструкты, свойственные несовершеннолетним, осуждённым за преступления сексуального характера, а выбранное нами проблемное поле и диагностический комплекс для его изучения не отражают целостной картины. В связи с чем мы предположили, что полноте картины будет способствовать диагностика детско-родительских отношений и социально-семейной ситуации несовершеннолетних, осуждённых за сексуальные преступления. Для проведения диагностики мы отобрали 2 группы несовершеннолетних: подростков, осуждённых за сексуальные преступления, и учащихся старших классов; а также привлекли к исследованию родителей и тех и других несовершеннолетних.
Как мы уже отмечали, предыдущий этап
позволил нам из подобранных методик определить наиболее релевантные
для изучения психологических особенностей подростков. Ими оказались
методики ПДО и ДМО. К данным методикам на втором этапе мы добавили
методики «Суверенность психологического пространства личности» С.К.
Нартовой-Бочавер (2004) (далее – СППЛ); «Анализ семейных
взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера,
В.В. Юстицкиса (1996) (далее – АСВ) – для изучения различных
нарушений процесса воспитания, типов негармоничного патологического
воспитания и некоторых психологических причин этих нарушений, а
также экспериментальную авторскую анкету «Половое воспитание в
семье» (далее – АА-2 ПВС) в двух формах – для подростков и для
родителей, по 17 и 25 вопросов соответственно – для изучения
особенностей полового воспитания и сексуального просвещения в
семьях подростков и семьях их родителей. Анкета содержала вопросы
открытого типа о тех или иных аспектах полового воспитания, включая
сексуальное просвещение.
На данном этапе были обследованы 200 человек, из которых 80 – это 2 группы подростков по 40 человек в каждой и 120 родителей, гендерный состав которых приведён выше.
В результате нам удалось подтвердить полученные на первом этапе данные об акцентуации характера и преобладающем стиле межличностных отношений несовершеннолетних, осуждённых за сексуальные преступления. Новые данные были получены о нарушенной суверенности психологического пространства личности в группе несовершеннолетних осуждённых, а именно: суверенности физического тела (p≤0,01), территории, вещей, привычек (p≤0,001 для всех сравнений), – в то время как у учащихся старших классов нарушена суверенность социальных связей и ценностей (p≤0,001 для всех сравнений).
Поскольку у делинквентных подростков
преобладают неполные семьи
(в 65 % случаев), сравнительный анализ детско-родительских
отношений мы проводили только по данным матерей подростков обеих
групп. Анализ не выявил преобладающего типа семейного воспитания у
подростков, совершивших сексуальные преступления, в отличие от
контрольной группы подростков, тип семейного воспитания родителей
которых отличается минимальностью санкций (p≤0,001) и
требований-запретов (p≤0,01). Однако у родителей делинквентных
подростков выявлены личностные проблемы родителей, такие как
воспитательная неуверенность матерей (при p≤0,001) и их
одновременное предпочтение в сыновьях мужских и женских качеств
(p≤0,05 для всех сравнений).
Представления о половом воспитании, включая
сексуальное просвещение, и его роль в семьях подростков и семьях их
родителей, были изучены при помощи анкеты АА-2 ПВС и обработаны с
помощью контент-анализа.
В результате чего нам удалось установить некоторые отличительные
особенности в группе осуждённых за сексуальные преступления. В
частности, установлено, что представления о половом воспитании
таких подростков носят скорее чувственный и эмоциональный характер,
в отличие от подростков контрольной группы, чьи представления носят
более рациональный характер. Представления о половом воспитании
родителей осуждённых подростков больше отражают взаимоотношения с
матерью и с противоположным полом, в то время как ответы родителей
учащихся старших классов можно объединить в категорию «интимная
жизнь и её последствия». На значимость роли полового воспитания в
жизни человека, включая сексуальное просвещение, указали
большинство респондентов обеих групп. Остальные представления в
группе несовершеннолетних осуждённых распределились следующим
образом: «продуктивные» (половое воспитание – звено, формирующее
представления о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной) и
«непродуктивные» (роль полового воспитания – исключительно
репродуктивная функция; социально желательные ответы, а также
отражающие текущую ситуацию подростков). Ответы родителей
осужденных подростков можно объединить в категорию «прививание
порядочности». Все группы респондентов отметили значимость бесед с
ребёнком о сексуальной жизни, которые необходимо начинать с
подросткового возраста (подробнее результаты описаны в
диссертационной работе).
Проанализировав полученные результаты, мы
вновь пришли к выводу, что для создания целостной картины о
специфических особенностях несовершеннолетних, осуждённых за
преступления сексуального характера, необходимо ещё более расширить
изучаемые феномены. Так, нам представилась важной оценка
детско-родительских отношений самими подростками, с одной стороны,
и, учитывая специфику изучаемой группы несовершеннолетних и
специфику проявлений этих девиаций, изучение агрессивности,
защитно-совладающего поведения и ценностно-мотивационной сферы
личности, включая отношение к себе и особенности полового
самосознания, – с другой. Для этого мы обследовали 15
несовершеннолетних, осуждённых за преступления сексуального
характера, не участвовавших в предыдущих этапах исследования.
Исследование проводилось при помощи следующих методик: «Индекс
жизненного стиля» (R. Plutchik, H. Kellerman, H.R. Conte, в адапт.
Л.И. Вассермана с соавт., 2005; далее – ИЖС); «Ценностные
ориентации» М. Рокич (А.А. Карелин, 2000; далее – ЦО); «Способы
совладающего поведения» (R. Lazarus & S. Folkman, в адапт.
Т.Л. Крюковой с соавт., 2004; далее – ССП); «Смысложизненные
ориентации» Д.А. Леонтьева (2006; далее – СЖО); «Маскулинность –
фемининность»
S. Bem; Е.П. Ильин, 2003; далее – МиФ); «Тест руки» Э. Вагнера (в
адапт.
Т.Н. Курбатовой, О.И. Муляр, 2001; далее – «Тест руки») и
«Поведение родителей и отношение подростков к ним» (С.Е. Schaefer,
в адапт.
Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромициной, 2004; далее –
ПоР).
Результаты были получены следующие: у большинства несовершеннолетних, осуждённых за преступления сексуального характера, была обнаружена агрессивность в структуре личности, исследуемая при помощи методики «Тест руки» (М=0,82; σ=0,31).
Методика ИЖС показала, что наиболее используемым механизмом психологической защиты осуждённых подростков является «Реактивные образования» (М=91; σ=18,61, p≤0,05), наименее – «Регрессия» (М=45; σ=38,72, p≤0,01).
По методике ССП мы выявили, что несовершеннолетние осуждённые чаще используют копинг-механизм «Дистанцирование» (М=53; σ=12,54, p≤0,05) и «Бегство-избегание» (М=53; σ=15,28, p≤0,05).
Изучение ценностных ориентаций несовершеннолетних осуждённых (методика ЦО) позволило установить, что в классе терминальных ценностей, т.е. ценностей-целей, преобладающими выступают «красота природы и искусства», «свобода» (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) и «творчество» (p≤0,05 для всех сравнений). В классе инструментальных ценностей, т.е. ценностей-средств, преобладающими выступают «аккуратность» (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), «исполнительность» (дисциплинированность) (p≤0,05 для всех сравнений) и «твёрдая воля» (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями) (p≤0,01). Преобладающий класс ценностей выявлен не был.
Анализ смысложизненных ориентаций осуждённых за сексуальные преступления подростков показал, что общий показатель осмысленности жизни в данной группе подростков, по сравнению с нормативной группой, находится на низком уровне (М=78, σ=13,99).
Методика МиФ позволила установить преобладание «андрогинности» гендерной идентичности несовершеннолетних осуждённых (М= – 0,19; σ=0,77).
Методика ПоР показала, что, по мнению самих детей, в отношении родителей к подросткам преимущественно встречается отвержение подростков матерями (М=2,42; σ=0,78, p≤0,05) и позитивный интерес со стороны отцов (М=3,80; σ=1,09, p≤0,05), рассматривающийся как отсутствие грубой силы со стороны отцов и стремление к компромиссу в отношениях.
По результатам третьего этапа методика ИЖС
была заменена на методику «COPE» (C.S. Carver, M.F. Scheier, J.K.
Weintraub, ред. С.В. Горбатова,
В.В. Шукайло, 2005; далее – «COPE») как более информативную при
обследовании подростков с отклоняющимся поведением.
Результаты, полученные по методике ЦО, несмотря на возможность подвергать их различного рода анализу и подтверждению (например, выявленные ценности аккуратности и исполнительности могут дополнять диагностированный эпилептоидный тип акцентуации характера), однако, по нашему мнению, являются достаточно спорными в силу возрастных особенностей обследуемых. Данные, полученные по методике СЖО, как и по методике ЦО, также могут быть обусловлены возрастными особенностями, а также текущей ситуацией подростков – социальной изоляцией.
Данные, полученные по методике МиФ, позволяют определить лишь степень «андрогинности», «маскулинности» и «фемининности» личности, о чём единого мнения в научном сообществе не сложилось до настоящего времени. Впоследствии мы заменили оригинальную версию данной методики на её адаптированную версию А.А. Ткаченко, Г.Е. Введенского, Н.В. Дворянчикова (2001), добавив методику «ФПО» (фигура-поза-одежда) Д.К. Соломоновой (А.А. Ткаченко, Г.Е. Введенский, Н.В. Дворянчиков, 2001) (далее – ФПО), направленную на изучение полового самосознания и индивидуальных представлений о гендерных нормах и степени их усвоенности, структуре гендерной идентичности, индивидуальным гендерным предпочтениям и особенностям сексуальных предпочтений.
Таким образом, вышеописанные три этапа позволили подобрать методики, наиболее релевантные исследованию подростков с девиантным поведением, в том числе, сексуальным. Предлагаемые методики образуют три блока, отражающих определённые психологические характеристики подростков: индивидуально-психологические особенности (характерологические особенности, особенности ценностно-мотивационной сферы личности, защитно-совладающее поведение), половое самосознание и детско-родительские отношения.
Для диагностики подростков с девиантным поведением, и прежде всего с нарушениями сексуального поведения, мы предлагаем использовать следующие методики (таблица 1):
Таблица 1. Комплекс методик для психодиагностики подростков с девиантным поведением
Исследуемые характеристики |
Наименование методики |
Блок индивидуально-психологических особенностей |
ПДО, ДМО, СППЛ, «Тест-руки», ССП, «COPE» |
Блок полового самосознания |
МиФ (в адапт.), ФПО |
Блок детско-родительских отношений |
АСВ, ПоР, анкета на изучение социально-семейной ситуации для уточнения (в нашем исследовании это экспериментальный авторский вариант АА-1 СБС) |
В случае выявления нарушений по блоку полового самосознания считаем целесообразным дополнительно использовать методики, направленные на изучение сексуальных девиаций, полового воспитания и т.д. В нашем исследовании мы использовали авторскую модификацию методики РНЖ, а также экспериментальную анкету на изучение полового воспитания, в том числе сексуального просвещения в семьях подростков и семьях их родителей (АА–2 ПВС).
Таким образом, в результате проведения многоэтапного исследования из большого числа использованных психодиагностических методик нами была определена совокупность взаимодополняющих клинико-психологических и психодиагностических методик, наиболее релевантных изучению психологических особенностей несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе осуждённых за преступления сексуального характера.
Представленный нами комплекс методик предлагается как один из вариантов для достоверной и полной психологической диагностики несовершеннолетних с поведенческими девиациями, в том числе, с сексуальными. Результаты личной авторской апробации предлагаемого комплекса говорят о том, что данный комплекс отвечает требованиям достоверной дифференциальной диагностики подростков с девиациями в поведении различного генеза.
Определённая нами совокупность методик может быть использована также в образовательных организациях общего образования для выявления подростков, имеющих риск нарушений психической адаптации, поведенческих нарушений, а также применяться практическими психологами, работающими в клинике подростковой пограничной психиатрии, в целях дифференциальной психологической диагностики и при планировании психокоррекционной и социореабилитационной работы с подростками с нарушениями поведения различного генеза.
Апробированная на разных группах подростков с криминальным анамнезом и правопослушных подростках совокупность методик может быть рекомендована также для использования психологам, работающим в области медицинской и юридической психологии, в том числе при работе с различными контингентами осуждённых, при разграничении юридически релевантных психосексуальных расстройств и конкретных видов противоправного сексуального поведения, при разработке превентивных и психокоррекционных мероприятий, направленных на борьбу с рецидивами и преступлениями сексуального характера, совершаемыми подростками, а также для использования в системе профессионального образования и повышения квалификации работников профессиональных служб и силовых ведомств.
Литература:
References: