DOI: 10.17689/psy-2018.2.4

УДК 37.015.3

 

О необходимости внедрения дисциплины «психология коррупционной деятельности»

в высшее и дополнительное профессиональное образование

© 2018 Моисеев Артем Валерьевич*, Моисеева Ирина Геннадьевна**

*преподаватель кафедры общей и юридической психологии,

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (г. Калуга), sudebnij.expert.kaluga@gmail.com

**кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и юридической психологии,

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (г. Калуга), iri25100@yandex.ru

 

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования правосознания антикоррупционной направленности в процессе обучения. На основе теоретического анализа этой проблемы нами предлагается возможный путь ее разрешения с помощью разработки программы учебной дисциплины, позволяющей осуществлять формирование всех структурных компонентов правосознания антикоррупционной направленности. Данная программа обладает универсальностью и позволяет сформировать компетенции антикоррупционной направленности, как у студентов различных направлений подготовки, так и уже состоявшихся специалистов в сфере служебной деятельности.

Ключевые слова: коррупция; формирование антикоррупционных компетенций; правосознание; программа формирования; высшее образование; дополнительное профессиональное образование.

 

About the necessity of introduction of the discipline

«psychology of corruption activity» in the higher and additional professional education

 

© 2018  Moiseev Artem Valerievich*, Moiseeva Irina Gennadievna**

* Lecturer, Department of General and Legal Psychology,

Kaluga State University K. E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia), sudebnij.expert.kaluga@gmail.com

** Ph.D. in Psychology, Senior Lecturer, Department of General and Legal Psychology,

Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia), iri25100@yandex.ru

 

Annotation: This paper discusses the need of the state in the formation of legal awareness of anti-corruption orientation in the learning process. Based on the analysis of the development of this problem and taking into account the functional structure of legal awareness, we propose a program of discipline that will allow the formation of all structural components of the formation of legal awareness of the anti-corruption orientation. This program is universal and allows to define the competence of the anti-corruption orientation as the students in various areas of different areas of training, and established specialists in service activities.

Key words: corruption, formation of anti-corruption competences, legal awareness, program of formation, higher education, additional professional education.

 

Противодействие преступлениям коррупционной направленности является приоритетным направлением государственной политики России. Согласно данным МВД России, в начале года в нашей стране было совершено 2600 преступлений коррупционной направленности, наблюдается рост количества преступлений этого типа на 26,5% [Состояние преступности в России за январь …, 2018]. Подтверждают данную тенденцию и данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации: 2356 преступлений, связанных с взяточничеством (ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ) при увеличении на 9,4 %, и 405 преступлений, связанных с злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) при увеличении на 18,8 %. Преступления коррупционной направленности составляют 0,88 % от общего показателя, занимая 5 строчку в удельном весе отдельных видов преступлений от общего числа зарегистрированных преступлений [Состояние преступности в России за январь-февраль …, 2018]. В связи с этим для увеличения эффективности превентивных мер по противодействию преступлениям коррупционной направленности указом Президента РФ № 378 от 29 июня 2018 г. был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы.

Одним из важных разделов данного Национального плана противодействия коррупции является повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания. Основной задачей для правительства Российской Федерации является внедрение компетенций антикоррупционной направленности на всех этапах обучения (в образовательные стандарты общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования). Вузовское образование может (и должно) обеспечить формирование антикоррупционных компетенций в процессе осуществления общеобразовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования.

Отечественными учеными проведены исследования по изучению формирования антикоррупционных компетенций у будущих специалистов Федеральной налоговой службы [Печенкин, 2012], у курсантов ведомственного вуза ФСИН [Панова и др., 2018], у HR-менеджеров [Черняк, 2018] и т.п. Зарубежные исследователи также занимались проблемами формирования компетенций антикоррупционной направленности в ходе обучения [Пандере, 2018; Heyneman, 2004; Komalasari et al., 2015; Rao et al., 2016].

Однако понимание антикоррупционной компетенции в современных исследованиях не соотносится с понятием правосознания. Во-первых, их авторы к ключевым аспектам разрешения проблемы относят знания, умения и навыки, которые позволяют соответствовать требованиям профессии и осуществлять профессиональную деятельность через правовые решения. Так, В.А. Печенкин под правовой компетентностью понимает «индивидуальную интегративную характеристику степени соответствия требованиям профессии в области правоприменительной практики, системное социально-психологическое качество субъекта профессиональной деятельности, которое определяется специальными знаниями, умениями рационально организовать профессиональную деятельность, актуализированными практическими навыками, необходимыми сотруднику государственной гражданской службы для принятия и реализации корректного правового решения в условиях коррупционных рисков, коррупционного давления, многомерное образование, определяющееся через совокупность психологических и акмеологических факторов на субъектном, индивидуально-личностном, деятельностном уровнях» [Печенкин, 2012, с. 10.].

Во-вторых, большинство исследований ставят во главу угла когнитивный компонент правосознания. Так, Д.В. Пшеничнюк делает акцент на обучение студентов распознаванию коррупционного поведения [Пшеничнюк, 2017]. Однако формирование только с этой точки зрения позволит нивелировать лишь появление правового инфантилизма, но не устранит другие деформации правосознания [Моисеев, 2016].

В Национальном плане противодействия коррупции такие компетенции определяются как «позволяющие выработать нетерпимое отношение к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности – содействовать пресечению такого поведения» [Указ президента …, 2018]. То есть в правовом определении, помимо познавательного, подчеркиваются оценочный и регулятивный компоненты правосознания. Соответственно, подход к формированию компетенций антикоррупционной направленности должен базироваться на комплексном развитии всех структурных компонентов правосознания обучающегося.

Основными методами выступают общетеоретические методы (анализ научной литературы, сравнительный анализ, обобщение и др.).

Программа формирования правосознания антикоррупционной направленности конструировалась таким образом, чтобы сформировать все его компоненты. Использовалась функциональная трехкомпонентная структура: «познавательный компонент выражается, главным образом, осведомленностью о том, что является коррупционными действиями и какая уголовная ответственность предусмотрена законом. Оценочный компонент определяется как отношение личности к коррупции (в широком смысле слова). Регулятивный компонент правосознания антикоррупционной направленности заключается в правовых установках модели поведения коррупционера (взяткополучателя) и коррумпера (взяткодателя) в потенциально коррупционных ситуациях» [Моисеев, 2017, с. 582].

Ориентиром для создания программы формирования правосознания антикоррупционной направленности могут выступать методические рекомендации «Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих», которые предлагают следующее содержание разделов:

«1. Природа коррупции как социального явления.

Понятие и признаки коррупции.

Исторические аспекты возникновения коррупции. Причины коррупции.

Содержание коррупции как социально-правового явления.

Национальный план противодействия коррупции. Отношение к коррупции в обществе.

2. Правовые основы противодействия коррупции.

Классификация правовых способов противодействия коррупции.

Нормативно-правовая база противодействия коррупции.

Международно-правовые аспекты противодействия коррупции.

Конституционные основы противодействия коррупции.

Нормы трудового законодательства и противодействие коррупции.

Нормы гражданского законодательства и предупреждение коррупции.

Административно-правовые антикоррупционные нормы.

Уголовное законодательство и борьба с коррупцией.

Нормативные правовые акты и обеспечение противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации.

Антикоррупционное законодательство зарубежных государств.

3. Статус федерального государственного служащего и соблюдение им требований к служебному поведению.

Правовое положение федерального государственного служащего.

Факторы, влияющие на коррупционное поведение федерального государственного служащего.

Основные формы проявления коррупции в системе государственной службы.

Предотвращение, выявление и урегулирование конфликта интересов на государственной службе.

4. Способы преодоления коррупции в государственном управлении.

Статус федерального государственного органа.

Проблемы упорядочения государственных функций.

Полномочия федеральных государственных органов в сфере противодействия коррупции.

Использование административных процедур и регламентов. Многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, предоставления государственных услуг в электронной форме.

Устранение административных барьеров и легальные отношения с бизнес-структурами.

Институциональная основа противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти.

Организация противодействия коррупции в сфере деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне.

5. Типичные коррупционные правонарушения.

Основные виды правонарушений коррупционного характера в системе государственной службы.

Эффективность конкурсных процедур по поводу использования государственного имущества и бюджетных средств.

Коррупционные правонарушения при осуществлении закупок, поставок, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Рейдерство: типичные коррупционные проявления.

Оказание публичных услуг гражданам и юридическим лицам и коррупция.

Коррупционные правонарушения в сфере лицензирования и иного осуществления контрольно-разрешительной деятельности.

Уязвимость процедур регистрации юридических лиц, сделок с недвижимостью.

Коррупционные риски в процессе подготовки, принятия и реализации законов и иных нормативных правовых актов.

6. Юридическая ответственность за коррупционные правонарушения.

Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения. Дисциплинарная ответственность служащих. Административная ответственность граждан, юридических лиц и должностных лиц за коррупционные правонарушения. Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности.

7. Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции

Оперативно-розыскная деятельность по выявлению и пресечению коррупционных преступлений.

Расследование уголовных дел о коррупционных преступлениях.

Органы прокуратуры и иные правоохранительные органы в сфере противодействия коррупции. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

8. Гражданское общество против коррупции.

Общественный контроль как средство противодействия коррупции.

Преодоление правового нигилизма и повышение правовой культуры граждан.

Роль общественных объединений и средств массовой информации в борьбе с коррупцией.

Формирование антикоррупционного общественного мнения и поведения. Меры общественного осуждения.

Взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти и местного самоуправления.

9. Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции.

Международные организации по противодействию коррупции.

Группа государств против коррупции (ГРЕКО) и проблемы участия России в ее деятельности.

Международные конвенции в области противодействия коррупции.

Национальное антикоррупционное законодательство – сравнительный анализ.

Международный и зарубежный опыт организации антикоррупционного обучения.» [Методические рекомендации, 2012, с. 8-10].

Однако данная программа, которая представляет примерное содержание разделов, имеет два важных ограничения. Во-первых, следует указать на отсутствие универсальности. Как указано в названии рекомендаций, данная программа направлена на обучение федеральных государственных служащих и не может применяться в образовательном процессе студентов. Во-вторых, в данной программе отсутствует психологический компонент, который необходим для формирования правосознания антикоррупционной направленности. Программа дисциплины «Психология коррупционной деятельности» направлена на обучение будущих специалистов различных направлений подготовок, а также специалистов в сфере служебной деятельности. Программа этой учебной дисциплины имеет не только психологическое содержание, но и включает значительную часть правовых понятий. Это связано с тем, что для формирования познавательного компонента правосознания антикоррупционной направленности необходимы знания юридического характера о коррупции и коррупционных преступлениях.

Программа дисциплины «Психология коррупционной деятельности» содержит следующие разделы:

1. Общая характеристика коррупции.

1.1. История возникновения коррупции и причины ее появления.

1.2. Правовая, экономическая, социологическая и психологическая характеристика коррупции.

2. Преступления коррупционной направленности.

2.1. Правовая характеристика преступлений коррупционной направленности. Основные виды коррупционных преступлений.

2.2. Психологические особенности коррупционера и коррумпера.

2.3. Юридическая ответственность за преступления коррупционной направленности.

3. Противодействие коррупции

3.1. Правовые способы противодействия коррупции. Международный опыт противодействия коррупции.

3.2. Религиозно-нравственные основы противодействия коррупции.

3.3. Психологические особенности противодействия коррупции. Приемы противодействия психологическому воздействию коррупционера и коррумпера.

Данные разделы позволяют использовать методы активного обучения для формирования высокого уровня каждого компонента правосознания [Бадмаев, 2001]. Так, сформированность познавательного компонента предполагает не только теоретические знания о коррупционных отношениях, но и  способность определять правомерность тех или иных действий субъектов отношений. Поэтому программой предусмотрены учебные задачи, позволяющие выработать данное умение. Формирование оценочного компонента правосознания антикоррупционной направленности следует осуществлять с помощью тех методов обучения, которые позволят отрефлексировать негативные последствия коррупции и развить отрицательное отношение к неправомерному поведению. Посредством тренинговых упражнений возможно формирование регулятивного компонента правосознания, в частности, через отработку плана действий обучающегося при попадании в коррупционную ситуацию. Направленность содержания программы на соответствующий компонент правосознания отображено на рис. 1.

 

Описание изображения

Рис. 1. Направленность разделов программы на соответствующие компоненты правосознания антикоррупционной направленности

 

Таким образом, внедрение учебной дисциплины «Психология коррупционной деятельности» позволит осуществить комплексное формирование всех компонентов правосознания антикоррупционной направленности.

Внедрение дисциплины «Психология коррупционной деятельности» позволит осуществить формирование правосознания антикоррупционной направленности у обучающихся разных направлений подготовки и уже работающих специалистов, также и предотвратить развитие различных деформаций компонентов правосознания.

 

Литература:

  1. Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии / Б. Ц. Бадмаев М.: Владос, 2001. 304 с.
  2. Методические рекомендации «Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих», одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 25 сентября 2012 г. № 34). Москва, 2012. 25 с.
  3. Методы и приемы активного обучения психологии в вузе и школе / Ключникова Г.А. и др. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. 176 с.
  4. Моисеев, А.В. Отношение к коррупции как особенность правосознания у студентов-психологов / Моисеев А.В. // Материалы студенческой научной конференции Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского 2016 года. Калуга: Издательство КГУ имени К.Э. Циолковского, 2016. С. 189-191.
  5. Моисеев, А. В. Способ диагностики оценочного компонента правосознания антикоррупционной направленности / А. В. Моисеев // Молодежь – науке и практике: Взгляд в будущее / Сборник материалов международной научно-практической конференции: ФБГОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского». 12-13 декабря 2017 г. / Под ред. И. П. Краснощеченко. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. С. 580-586.
  6. Пандере, Д. З. Формирование антикоррупционной компетенции врача-эксперта в сфере дальнейшего образования / Д. З. Пандере // Современные тенденции развития науки и технологий. 2018. № 5. С. 124-127.
  7. Панова, О. Б. Актуальность программы антикоррупционного воспитания курсантов ведомственного вуза ФСИН России / О. Б. Панова, С. В. Охапкин // «Педагогика и психология: перспективы развития»: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 05 марта 2018 г. Чебоксары, 2018. С. 18-22.
  8. Печенкин, В. А. Формирование антикоррупционной компетентности государственных служащих / В. А. Печенкин: автореф. дис. ... к. псхл. н.: 19.00.06. Москва, 2012. 25 с.
  9. Пшеничнюк, Д. В. Психологические условия формирования у студентов способов распознавания коррупционного поведения / Д. В. Пшеничнюк: автореф. дис. ... к. псхл. н.: 19.00.07. Москва, 2017. 30 с.
  10. Состояние преступности в России за январь 2018 года. Министерство внутренних дел Российской Федерации. ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». Москва, 2018. 51 с.
  11. Состояние преступности в России за январь-февраль 2018 года. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Главное управление правовой статистики и информационных технологий. Москва, 2018. 52 с.
  12. Указ президента Российской Федерации от 29.06.2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы».
  13. Черняк, Т.В. Способы формирования антикоррупционной компетентности будущих HR-менеджеров в процессе обучения / Т. В. Черняк // «Управление человеческими ресурсами: теория, практика, перспективы»: сборник научных трудов. Под ред. С. И. Сотниковой. Выпуск 4. Новосибирск, 2018. С. 204-212.
  14. Heyneman, S. P. Education and corruption / S. P. Heyneman // International Journal of Educational Development. 2004. Vol. 24, Iss. 6. pp. 637-648.
  15. Komalasari, K. Integration of anti-corruption education in school’s activities / K. Komalasari, D. Saripudin // American Journal of Applied Sciences. 2015. Vol. 12, Iss. 6. pp. 445-451.
  16. Rao, S.A. Fighting Corruption In Education: A Case Study Of Interventions In Low-Income Countries / S. A. Rao, T. Georgas // The International Journal of Social Sciences and Humanities Invention. 2016. Vol., 3 Iss. 2. pp. 1849-1861.