DOI: 10.17689/psy-2018.2.7

УДК 159.9.07

 

Взаимосвязи психодинамических и личностных свойств старших школьников

с разным уровнем интенционального опыта и ценностей[1]
© 2018  Вихман Александр Александрович
*
*кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии, директор института психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь) vixmann@mail.ru

 

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязей свойств темперамента и личности в ситуациях высокого и низкого интенционального опыта и ценностей на выборке старших школьников (n=105). Опираясь на теорию ментального опыта М.А.Холодной и теорию интегральной индивидуальности В.С.Мерлина-Б.А.Вяткина, были выявлены и проанализированы особенности систем связей между уровнями индивидуальности. Выявлено, что в зависимости от уровня интенционального опыта меняется логика взаимосвязи между личностными свойствами и эмоциональной сферой темперамента. Эти факты свидетельствуют об эмерджентных свойствах, проявляющихся при анализе системных взаимосвязей и о возможном влиянии ценностно-смысловой сферы на развитие свойств темперамента.

Ключевые слова:ментальный опыт, интенциональный опыт, темперамент, свойства личности.



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Пермского края в рамках научного проекта № 18-413-590007

 

 

 

Relationships of psychodynamic and personal properties

of schoolchildren with different levels

of intentional experience and values

© 2018  Vikhman Aleksandr Aleksandrovich*

*Ph.D. in Psychology, Associate Professor of the Department of Practical Psychology.

Director of the Institute of Psychology, Perm State Humanitarian Pedagogical University

(Perm, Russia) vixmann@mail.ru

Annotation:  The paper presents the results of an empirical study of the relationship between the properties of temperament and personality in situations of high and low intentional experience and values ​​on a sample of senior schoolchildren (n = 105).  Based on the theory of mental experience of M.A.Kholodnoy and the theory of integral individuality of V.S.Merlin-B.A.Vyatkin, the features of the systems of connections between levels of individuality were identified and analyzed.  It was revealed that, depending on the level of intentional experience, the logic of the relationship between personal characteristics and the emotional sphere of temperament changes.  These facts testify to the emergent properties that manifest themselves in the analysis of systemic interrelations and the possible influence of the value-semantic sphere on the development of temperament properties.

Key words: mental experience, intentional experience, temperament, personality, integral individuality.

 

 

На данный момент в психологии способностей и когнитивной науке в целом накоплена разнообразная научная информация о процессе мышления и различных когнитивных феноменах, как осознаваемых, так и неосознаваемых, о многочисленных видах интеллекта и метакогнитивных способностях во всем своем многообразии. Со времен создания первых интеллектуальных тестов до современных исследований ментальных ресурсов теоретически обосновано и эмпирически изучено множество феноменов когнитивной сферы разного уровня сложности. Попытки интегрировать различные когнитивные феномены в рамках одной парадигмы, изучить когнитивную сферу целостно, пока не многочисленны, но осуществляются как в отечественной (теория ментального опыта М.А. Холодной), так и в зарубежной психологии [Stanowich, 2010]. Учитывая накопленные данные, современные исследовательские стратегии изучения интеллекта должны реализовываться в русле ресурсного и системного подходов [Холодная, 2002]. Изучение интеллекта осуществляется в неразрывной связи с личностной сферой, мотивацией, эмоциональным интеллектом (О.К. Тихомиров, Т.В. Корнилова). В рамках модели множественной многоуровневой регуляции решений человека ТВ. Корниловой, динамические регулятивные системы, структурирующие в единую систему разноуровневые процессы, включают в себя как интеллектуальные свойства, так и личностные свойства, и новообразования (как показатели собственных усилий субъекта) [Корнилова Т.В., 2016]. В концепции ментального опыта М.А. Холодной заметное место отведено личностно окрашенным характеристикам, а именно убеждениям, предпочтениям, умонастроениям, что обобщается термином «интенциональный опыт». Интенциональный опыт можно рассматривать как часть ценно-смысловой сферы в контексте интеллектуальных ценностей. В отечественной психологии интенциональный опыт рассматривают в качестве одной из ментальных структур, которая входит в иерархию уровней ментального опыта субъекта, наряду с когнитивным и метакогнитивным опытом. Его считают эмоционально-оценочным опытом, который участвует и актуализирует субъективные предпочтения, а значит и ценности интеллектуального труда. Основное назначение интенционального опыта – предопределять субъективные критерии выбора относительно определенной предметной области, направления поиска решения, определенных источников информации, субъективных средств ее представления [Холодная, 2002].

Опираясь на теорию ментального опыта М.А. Холодной, идеи ресурсного и системного подходов, можно обозначить актуальной задачей изучения интеллектуальных ресурсов выявление системных эффектов в виде взаимодействия разных видов интеллекта и системных эффектов, проявляющихся в специфической структуре связей разноуровневых свойств индивидуальности. В ракурсе ценностно-смысловой сферы, актуально изучение интенционального опыта в связи с интеллектом, личностью, и шире, разноуровневыми свойствами индивидуальности, включающими в себя в том числе и психодинамические свойства.

В контексте решения этих важных задачи полезной исследовательской стратегией выступает анализ взаимодействия разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, которая активно применяется в трудах ученых Пермской психологической школы В.С.Мерлина-Б.А.Вяткина [Вяткин, 2005]. По В.С.Мерлину, интегральная индивидуальность - это целостная, самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, организованная иерархически, между уровнями которой много-многозначные взаимосвязи (полиморфные, телеологические, гибкие), а внутри каждого из уровней более жесткие одно-однозначные или одно-многозначные взаимосвязи (каузальные, однозначные, жесткие) [Мерлин, 1986]. Объем понятия «индивидуальность» шире понятия «личность», поскольку понятие «индивидуальность» описывает и объясняет не только личностные, но также психодинамические, социально-психологические и биологические особенности человека. Полезную информацию может дать анализ специфики взаимосвязей свойств личности (личностный уровень) и свойств темперамента (психодинамический уровень) с учетом индивидуальных интеллектуальных способностей.

   Вместе с тем, несмотря на широкое изучение уровней и подуровней интегральной индивидуальности (темперамента, личности, ценностно-смысловой сферы) по отдельности, их взаимосвязь изучена недостаточно подробно. Это касается и анализа связей психодинамических и личностных свойств в связи с особенностями интенционального опыта. Кроме того, не выявлена возрастная специфика связей. На анализ взаимосвязей темперамента, личности и интенционального опыта на выборке подростков и юношей были нацелены ряд исследований М.С.Сыпачевой и А.А.Вихмана, которые обобщены и переосмыслены в данной статье [Сыпачева, 2017].

   Эмпирическое исследование проходило в 2017-2018 году на базе трех школ в городе Оса Пермского края (МОУ СОШ № 3, МБОУ СОШ № 2, МБОУ СОШ № 4) на выборке старших подростков и юношей (общее количество n=105; 65 женского пола, 40 мужского; средний возраст 16,4 лет).

    В качестве психодиагностического инструментария использовались методики: для измерения психодинамических свойств - опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова (П-ОСТ); для измерения личностных свойств многофакторный опросник «Большая пятерка» (в адаптации А.Б.Хромова); для измерения интенционального опыта и ценностей - методика диагностики умонастроения Я.И.Сиповской, диагностика выявления интуитивного стиля С.Эпштайна (в адаптации Т.В.Корниловой и С.А.Корнилова) и открытый профориентированный урок для исследования силы ценностных предпочтений [Сиповская, 2015].

Интересные результаты получились при анализе корреляционных взаимосвязей личностных и психодинамических свойств в группах подростков с высоким и низким уровнем интенционального опыта (умонастроения, установки, ценности и убеждения). В частности, в группе с низкой выраженностью интенционального опыта выделились значимые отрицательные связи между шкалами эмоциональности в трех сферах темперамента (коммуникативная, психомоторная, интеллектуальная) и экстраверсией. И наоборот, значимые положительные связи между обозначенными выше шкалами эмоциональности в трех сферах темперамента и экстраверсией выявлены в группе с высокой выраженностью интенционального опыта (Табл. 1). Эти эмпирические факты явно свидетельствуют о наличии в структуре индивидуальности эмерджентных свойств, проявляющихся при анализе системных взаимосвязей. Фактически мы обнаруживаем два разных механизма связи между уровнями интегральной индивидуальности. С одной стороны чувствительность к расхождению «надо»/«получается» в ситуациях труда, коммуникации и учебы увеличивает вероятность проявления экстраверсии у подростков в выраженным интенциональным опытом. А в группе подростков со сниженным опытом обратная ситуация.

 

Таблица 1. Специфика связей свойств темперамента и свойств личности

в группах подростков с разным уровнем интенционального опыта.

 

 

Подростки с выраженным интенциональным опытом n=60

Подростки с сниженным интенциональныи опытом n=45

Эмоц-ть психомоторная

Эмоц-ть интеллектуальная

Эмоц-ть коммуникативная

Эмоц-ть психомоторная

Эмоц-ть

Интеллектуальная

Эмоц-ть коммуникативная

Экставерсия

0,55**

0,46**

0,30*

-0,27

-0,33*

-0,44**

Привязанность

0,28

0,25

0,11

-0,33*

-0,37*

-0,49**

Самоконтроль

0,39*

0,32*

0,17

-0,15

-0,15

-0,22

Эмоциональная

неустойчивость

0,25

0,21

0,07

-0,36**

-0,42**

-0,48**

Экспрессивность

0,12

0,16

-0,06

-0,36**

-0,43**

-0,50**

 

Примечание: при *p < 0,05; **<0,01;

Вероятно, на структуру этих связей влияет общий латентный фактор интеллекта. Обнаружена сильная положительная корреляционная связь между интенциональными умонастроениями и академической успеваемостью (r=0,75, p<0,001). Причем с увеличением успеваемости эта связь укрепляется. Вместе с тем, в случае интенциональных убеждений достоверных связей с успеваемостью не обнаружено.

Кроме того, чувствительность к неудачам и сложностям в одной группе положительно коррелирует с самооценкой (в группе высокоинтенциональных подростков), а в другой группе дает обратные связи с склонностью к сотрудничеству, теплоте и уважению других (в группе низкоинтенциональных). 

Стоит отметить, что достоверных количественных различий в проявлении эмоциональности как формально-динамической характеристики темперамента по результатам сравнения средних значений методом Т-критерия по Стьюденту между группами подростков с разным уровнем интенционального опыта не выявлено. Различия есть в психомоторной сфере (в целом психомоторные свойства темперамента выше у подростков с выраженным интенциональным опытом), но не в эмоциональной сфере. Таким образом, с увеличением уровня интенционального опыта подростка, а значит большим проявлением интеллектуальных ценностей и установок, эмоциональность как формально-динамическая характеристика темперамента начинает положительно коррелировать с личностными свойствами не увеличиваясь фактически. При том, что акцент связей смещается с эмоциональных аспектов личности (эмоциональная неустойчивость, экспрессивность и привязанность) на внутриличностные (экстраверсия и самоконтроль).

Данные нашего эмпирического исследования свидетельствуют о наличии системных эффектов, проявляющихся в специфической структуре связей разноуровневых свойств индивидуальности в условиях разного интенционального опыта подростков. Кроме того, данный результат позволяет предварительно сформулировать гипотезу о возможном влиянии ценностно-смысловой сферы (в данном случае ценности интеллектуального труда) на развитие систем связей психодинамических и личностных свойств.

 

Литература:

  1.  Вяткин, Б. А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика. / Б. А. Вяткин / – Пермь : Книжный мир, 2005 – 390 с.
  2.  Корнилова, Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска /Т. В. Корниова/ СПб.: Нестор-История, 2016 – 344с.
  3.  Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин / Москва.: Педагогика, 1986. – 256 с.
  4.  Сиповская, Я. И. Особенности измерения интенциональных способностей в старшем подростковом возрасте /Я. И. Сиповская// Международная научная школа психологии и педагогики. – 2015. № 9. С.37–42.
  5.  Сыпачева, М. С. Интенциональный опыт в ракурсе разноуровневых свойств индивидуальности у старших подростков. XXXII Мерлинские чтения: Способности. Одаренность. Индивидуальность. / М. С. Сыпачева / Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2017.
  6.  Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования /М. А. Холодная/ 2-е изд., перераб и доп. – СПб.: Питер, 2002 – 272 с.
  7.  Stanovich K.E., Stanovich P.J. (2010) A framework for Critical Thinking, Rational Thinking and Intelligence. In D.D.Preiss & R.J.Sternberg (Eds.), Innovations in educational psychology. New York, NY, US: Sptinger Publishing Co. pp.195-237

 

ППВ 2_2018_7.pdf