DOI: 10.17689/psy-2016.2.9
УДК 159.923

© 2016 Ахметова Оксана Сейдуллаевна*,
*кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры Информационные системы обучения Казахского национального педагогического университета им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан) a-os@mail.kz

Аннотация: В статье представлены результаты психолого-педагогического анализа формирования профессиональных компетенций в процессе дистанционного обучения на материалах Республики Казахстан. Автор развивает тезис о возможностях влияния дистанционных технологий обучения на процесс формирования профессиональных компетенций.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, компетентностный подход, дистанционные технологии обучения.

 

Psycho-pedagogical analysis of the formation of professional competence in the process of distance learning
© 2016 Akhmetova Oksana Seydullaevna*,

* PhD, associate professor of the Department of Information system of training of the Kazakh National Pedagogical University named after Abai (Almaty, Kazakhstan) a-os@mail.kz

Annotation: This paper presents the results of psychological and pedagogical analysis of formation of professional competence in the process of distance learning materials of the Republic of Kazakhstan. The author develops a thesis about the possible impact of distance learning technologies in the process of formation of professional competence.

Keywords: professional competence, competence approach, distance learning technology.

 

Одним из видов инноваций в организации профессионального образования является введение дистанционного обучения. Именно оно занимает всё большую роль в модернизации образования. Дистанционное обучение вошло в XXI век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов. С помощью дистанционных технологий решаются проблемы настоящего. Дистанционное обучение, дистанционное образование, электронное обучение, E-Learning — за этими терминами скрывается не просто модная тенденция в образовании. Современные информационные технологии позволяют в корне изменить процесс передачи знаний, сделать его более гибким, насыщенным, удобным для обучающегося. Переход к информационному обществу, в котором процессы генерации и распространения знания становятся приоритетными, положительно влияет на формирование новой парадигмы как образования в целом, так и частных образовательных концепций и систем.

В современных условиях большинство американских и европейских университетов используют в образовательном процессе дистанционные и интерактивные технологии, большинство российских государственных ВУЗов активизируют использование возможностей онлайн-технологий обучения. В Республике Казахстан также активно внедряется в образовательный процесс как инновация дистанционный метод обучения и повышения квалификации специалистов. Тем не менее существенной популяризации и распространения он не получил. В этой связи в условиях модернизации современного образования остро встает проблема осмысления старых и выработки на их основе новых целей, задач, форм и методов обучения, привлечение в образовательный процесс глобальных образовательных программ. Современная модель образовательного процесса предполагает переход к личностно деятельностной (компетентностной) парадигме, в основе которой создание условий для формирования профессиональных компетенций. Поэтому, на основе компетентностного подхода должны проектироваться и методы дистанционного обучения. Формирование профессиональных компетенций зависит от активности самих обучающихся, и, соответственно, одной из ключевых задач является внедрение в учебный процесс активных методов, которые в совокупности дают возможность организовать интерактивное взаимодействие с обучаемыми посредством информационно-коммуникационных сетей. Студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Совместная деятельность означает, что каждый вносит в неё свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных способностей студентов, самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений, развитие творческого потенциала — способности к «видению» проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, творческого воображения, лёгкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности; эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной практике. Условием, а также результатом успешного применения интерактивных методов обучения является способность к коллективной работе и партнёрскому общению учащихся между собой и педагогом.

Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии. По существу, оно представляет один из вариантов (моделей) коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Иначе говоря, интерактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. Дистанционное обучение представляет собой процесс целенаправленного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. Как следствие применения системного подхода, в определение включено в качестве системообразующего элемента понятие дидактическая система, которая учитывает современный уровень педагогики как науки и практики в свете новых информационных технологий. Под целенаправленным процессом, обозначенным в определении, понимается организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности студентов по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления деятельности. Психолого-педагогический анализ работ в рамках данного проблемного поля свидетельствует о том, что основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляют целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контактов с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте. Электронное обучение позволяет студенту проходить весь учебный курс в темпе, учитывающем индивидуальные, личностные особенности, что позволяет избегать пропусков в процессе изучения. Электронное образование предлагает обучаемому элементы управления, которые невозможно реализовать при подготовке в обычной (традиционной) студенческой аудитории. Возможность неограниченного повтора искомого стимула или информации, позволяет студенту осваивать образовательную программу в своем индивидуальном, комфортном темпе.

Дистанционное обучение как категория дидактики является интерактивным синхронным процессом взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и средствами обучения. Образовательный процесс дистанционного обучения проходит в специфической образовательной системе, элементами которой являются: 1) цели, 2) содержание, 3) методы, 4) средства, 5) организационные формы обучения; 6) безопасность; 7) учебно-материальные, 8) финансово-экономические, 9) нормативно-правовые, 10) маркетинговые параметры. Дистанционное обучение требует от студента высоких личностных качеств, таких, как ответственность, настойчивость целеустремленность, честность, овладение основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшей мотивированности. Одним из показателей мотивации к электронному обучению — удобство, которое оно предлагает, например — возможность пройти курс практически в любой момент и практически в любом месте. Это значительно легче, чем пытаться встроить процесс обучения в плотный график занятости, когда обучающийся не может посвятить личное время удовлетворению каких-либо своих потребностей, а вынужден присутствовать в студенческой аудитории.

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии студентов с учебным окружением. Учебная среда выступает как реальность, в которой студент находит себя как область осваиваемого опыта, причём речь идёт не просто о подключении его эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений ученика в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения. Опыт студента — это центральный активатор учебного познания. В традиционной системе обучения преподаватель играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном — роль помощника в работе, одного из факторов, активизирующих взаимонаправленные потоки информации. По сравнению с традиционным, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности студентов, задача ведущего — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии студенты выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску. Использование дистанционных, интерактивных методов обучения способствует не только активизации процесса познания, но и учит студентов конструктивному общению, активному поиску и выработке неординарных решений, поиску компромиссов, что немаловажно в современной жизни, а это и есть элементы профессиональных компетенций. Сочетание в учебном процессе традиционных и инновационных методов, средств, форм обучения актуализирует реализацию дистанционного обучения на уровне знаний и видов деятельности, а это активизирует учебно-познавательную деятельность студентов как в освоении предметных знаний, умений и навыков, так и во владении профессионально значимыми качествами, а также профессиональными компетенциями.

Таким образом, в условиях перехода к системе открытого педагогического образования в Республике Казахстан применение дистанционного обучения выступает как фактор модернизации системы образования, способствующий его аттестации и сертификации в соответствии с республиканскими и международными стандартами. В этой связи, интегрирация системы образования Республики Казахстан в мировое образовательное пространство напрямую связано с развитием дистанционного обучения, являющегося неотъемлемым компонентом республиканской образовательной политики.

 

Литература:

  1. Семакин И.Г. Грамотность, образованность, культура // Информатика и образование, 2002. – № 1. С. 21–24.
  2. Ахметова О.С. Понятие информационной культуры и этапы ее становления // Вестник АгУ им. Абая. – 2002. №1(5). С. 27–30.
  3. Исаев С.А., Ахметова О.С. Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе обучения информатики // Вестник КазНПУ им. Абая № 4,  Алматы, 2012.

References:

  1. Semakin I.G. Gramotnost, obrazovannost, kultura // Informatika i obrazovanie, 2002. – # 1. S. 21–24.
  2. Ahmetova O.S. Ponyatie informatsionnoy kulturyi i etapyi ee stanovleniya // Vestnik AgU im. Abaya. – 2002. #1(5). S. 27–30.
  3. Isaev S.A., Ahmetova O.S. Formirovanie funktsionalnoy gramotnosti uchaschihsya v protsesse obucheniya informatiki // Vestnik KazNPU im. Abaya # 4, Almatyi, 2012.