DOI: 10.17689/psy-2019.2.4
УДК 316.6

© 2019 Малышев Иван Викторович*, Спиридонов Александр Владимирович**
*кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики Саратовского государственного университета (г. Саратов, Россия) iv.999@list.ru
*Магистрант направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета (г. Саратов, Россия) accentsasha@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема социальной активности личности с точки зрения ее разных проявлений на ценностном уровне. Анализируются результаты эмпирического исследования молодых людей с разным уровнем протестной активности. Дается характеристика ценностной сферы личности у молодежи двух групп, с низким и высоким уровнем социальной активности в виде ее протестных настроений. Установлено, что структура ценностных ориентаций в контрольной и экспериментальной выборке у испытуемых различаются. Так, у испытуемых с высокой протестной активностью (экспериментальная группа), ядро ценностей составляют традиции, универсализм, гедонизм, безопасность. Для молодых людей другой направленности социальной активности, то есть с низким уровнем протестных настроений (контрольная группа) характерны ценности конфромности, традиций, самостоятельности, достижений и власти.

Ключевые слова: социальная активность личности, протестная активность молодежи, ценностная сфера личности, ценностные ориентации личности

 

Peculiarities of the value sphere of the personality of young people with different manifestation of social activity
© 2019 Malyshev Ivan Viktorovich*, Spiridonov Aleksandr Vladimirovich**

*Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogical Psychology and Psychodiagnostics, Saratov State University (Saratov, Russia) iv.999@list.ru
*Master student in the field of «Psychological and Pedagogical Education» faculty of psychological, pedagogical and special education of the Saratov State University (Saratov, Russia) accentsasha@yandex.ru

Annotation: The article deals with the problem of social activity of personality from the point of view of its various manifestations at the value level. The results of the empirical study of young people with different levels of the protest activity are analyzed. The characteristic of personality value sphere of young people of two groups with low and high levels of social activity in the form of her protest moods, is given. It is found that the structure of value orientations in the control experimental sample of the investigated are different. In particular, among the investigated with high protest activity (the experimental group), the core of values is formed by traditions, universalism, hedonism and security. For young people of social activity, that is, with a low level protest moods (the control group) are characteristic the values of confrontation, tradition, independence, achievements and power.

Key words: social activity of personality, protest youth activity, personality value sphere, value orientations of personality.

 

В настоящее время исследования в области социальной активности личности, несмотря на разработанность проблематики, сохраняют свою актуальность в психологической науке и смежных областях деятельности. Значительное число ученых рассматривают социальную активность как частный случай инициативного воздействия социальных субъектов на окружающую среду. Социальная активность личности предполагает в первую очередь инициативно-творческое отношение к самому себе как субъекту социального бытия, к сферам своей социальной жизнедеятельности, а не только участие в общественной жизни. Она обеспечивает включение индивида в общество, что связано с различными переживаниями и внутренним состояниями социально активных молодых людей. При этом эффективное и оптимальное включение вызывает удовлетворение, оптимизм, способствует адекватному и позитивному отношению к окружающему миру. Социальная активность молодого человека связана с индивидуальными процессами, состоянием и свойствами индивида, со многими явлениями в жизни социума. Постоянно происходящие изменения в жизни общества влияют на проявления социальной активности молодежи и ее ценностные ориентации. Отношение к действительности на ценностном уровне расширяет сферы активности личности и направляет ее. Присвоение ценностей и их внутреннее структурирование в иерархию происходит на протяжении достаточно длительного времени и практически не заканчивается на ранних этапах социализации. Поэтому трудно говорить об их определенной стабильности. В этой связи возникает необходимость в изучении ценностной сферы личности молодых людей с теми или иными проявлениями социальной активности. Особое значение в настоящее время имеет и исследования крайних проявлений социальной активности, в виде протестной активности.

Социальную активность личности с точки зрения системного подхода, можно определить как высшую форму человеческой активности, особое интегральное качество человека, и в целом как его способность действовать сознательно изменяя при этом мир, окружающую действительность [Карпов, 2011].

По мнению В. З. Когана под социальной активностью личности подразумевается целенаправленная и сознательная деятельность с целостными социально-психологическими качествами. Автор полагает, что они определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности при этом являясь диалектически взаимообусловленными [Коган, 1970].

Социальную активность можно рассматривать и в двух ипостасях — как позитивную, так и негативную. Позитивную активность принято рассматривать с точки зрения сознательной направленности личности на изменение обстоятельств, других людей и самого индивида для пользы общества. То есть, как ответственность за преобразование обстоятельств. Противоположной является активность где личность действует на общество, других индивидов сознательно и предвосхищая результаты своих действий, но с асоциальной направленностью, без чувства ответственности за других. То же самое относится и к социальной пассивности, когда индивид равнодушен к общественно — политическим проблемам, отчужден от общественных задач и идеалов. У него отсутствует трудовая активность, и он в целом паразитирует, что проявляется в частности, в потребительском стиле досуга [Третьяков, 2001].

В психологическом контексте аспекте социальная активность можно определить через ценностные ориентации, мотивы поведения, смысловые системы, направленность на решение общественных задач, способности быть представленной в обществе, в других, в продолжении себя через другие личности. То есть особенность личности проявляется в стремлении обрести свою динамику, вторую жизнь в других людях, производить в их сознании долговечные изменения [Петровский, 1984].

В настоящее время «социальная активность» трактуется и в широком и узком пониманиях. Широко она рассматривается как качество, отражающее уровень социальности личности. Присутствуют готовность действовать в интересах общества, глубина принятия общественных интересов, а также связи с социальным целым. В узком понимании социальная активность выражается в связях личности с определенной социальной общностью.

Другим, более ярким и неоднозначным проявлением социальной активности является такая ее форма как протестная активность личности. Она предполагает как конструктивные (эмансипация, высший эскапизм) так и деструктивные формы проявления активности личности (оппозиция, нигилизм, негативный эскапизм, негативизм). Так, по мнению А. Ш. Гусейнова протест проявляется в субъективных переживаниях неудовлетворенности, несправедливости, социально-психологической депривации, ограничении свободы и несоответствия своих личностно-значимых ценностей с ценностями, исходящими от других людей [Гусейнов, 2013]. Протестная активность личности в существующей реальности, апеллируя к социуму и обнаруживая себя во взаимодействии с социумом, практически всегда направлена как на стихийные-деструктивные, так и осмысленные изменения.

Современные исследователи раскрывают понятие «социальная активность» как эффект социализации личности и развития субъекта. По мнению Р. М. Шамионова, это частный случай инициативного воздействия социальных субъектов на окружающую социальную среду. То есть, действия, направленные на изменение и преобразование социальных объектов. Только в результате этого происходит изменение самой личности и всей социальной ситуации [Шамионов, 2018].

Ученым показано, что полинаправленность социальной активности построена в результате сложных соотношениях в ценностно-смысловой сфере личности. Так, традиционные ценности и ценности гедонизма являются основными дифференцирующими признаками социальной активности[Шамионов, 2018].

Многие исследователи отмечают, что прослеживается определенная связь между социальной активностью и социально-психологической адаптацией. Так, в наших работах отражена роль социально-психологической адаптации личности и преодолевающих поведенческих стратегий в процессе профессиональной социализации [Малышев, 2013]. Также, в аспекте социальной активности и адаптированности личности раскрываются характеристики ценностных ориентаций личности и ее социализации у подростков с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что на формирования ценностной сферы, ее изменения у подростков влияют условия приспособленности, а именно в определенной мере его социальная активность [Малышев, 2015].

Исходя из теоретического анализа проблематики социальной активности, на наш взгляд имеет целесообразность изучение характеристик ценностной сферы личности у молодых людей с разным уровнем, направленностью социальной активности. То есть с обычным, средним уровнем социальной активности (в данной случаи контрольная группа) и с крайне высоким уровнем социальной активности, которая проявляется в виде протестных настроений (экспериментальная группа).

Эмпирическую выборку исследования составили 50 человек в возрасте от 19 до 28 лет, из которых 25 — студенты Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 25 — представители оппозиционно-протестных движений. Для изучения ценностной сферы личности у молодых людей использован опросник ценностных ориентаций Ш. Шварца. В качестве статистического метода применен параметрический критерий T-Стъюдента. Для обработки полученных результатов использовались математические методы обработки данных в программе SPSS. v13

Исходя из результатов анализа по методике «Ценностных ориентаций» Ш. Шварца следует (см. табл.):

Заметно, что наибольшую значимость для испытуемых с протестными проявлениями социальной активности (экспериментальная группа) имеют такие ценностные ориентации, как «самостоятельность», «традиции», «гедонизм» «универсализм» «достижение» и «безопасность».

Таблица. Характеристика значимости ценностных ориентаций по методике Ш. Шварца

Ценностные ориентации

Средние показатели значимости ценностных ориентаций

T-Стъюдент

Контрольная

Экспериментальная

 

Конфромность

9,03

6,02

2,431

Традиции

9,7

9,4

-

Доброта

8,05

7,23

-

Универсализм

8,03

9,4

-

Самостоятельность

9,7

8,3

-

Стимуляция

9,02

8,4

-

Гедонизм

7,3

9,7

2,523

Достижения

9,5

8,4

-

Власть

9,5

6,3

-2,314

Безопасность

7,05

9,14

2,212

Согласно представлениям молодых людей, человек, стремящийся к достижению поставленной цели, должен характеризоваться следующим: аккуратностью, воспитанием, оптимизмом. Данные характеристики присущи личности, которая высоко ценит стремление к самостоятельности. Такие личностно-характерологические свойства, как способность действовать решительно, самостоятельно, не бояться трудностей, доводить начатое до конца, свидетельствуют о конкретных способах поведения в экспериментальной группе. Таким образом, для формировании позитивной социально активной личности следует полагаться на такие инструментальные ценности, как: эффективность в работе, ответственность, хороший самоконтроль, сильная воля, высокий уровень образования.

Ценность традиций высоко оценивается и в группе контрольной (молодежь, которая не относит себя ни к каким объединениям), и в группе экспериментальной (молодые люди с высокой протестной активностью). В обоих случаях наблюдается потребность в групповой идентичности. То есть чувство безопасности и защищенности возникает независимо от того, к какой группе молодой человек себя относит и какими характеристиками она обладает. Это связано с конкретной принадлежностью к социальной группе, стремлению следовать традициям, исполнению ритуалов, а также к ориентации на определенный вид деятельности. Заметна направленность личности следовать за большинством.

Далее мы анализировали статистически значимые различия в двух группах выборки по характеристикам ценностных ориентаций. Обнаружены статистически значимые различия по ценностной ориентации — «конформность». У молодых людей с протестной направленностью ценность конформности показана ниже, чем в контрольной группе испытуемых. Ценностная ориентация «конформность» характеризует зависимость индивида от требований общества в явном сдерживании поведения, что часто имеет негативные социальные последствия, которые выражаются в излишнем послушании, дисциплинированности, скромности, уважении. В этой связи, низкие показатели у этой ценности у молодых людей с высокой протестной активностью подтверждают общеизвестное положение, что действия и поведением данных индивидов редко соответствует мнению большинства и тем социальным ожиданиям, которые преобладают в социуме.

Также выявлены статистически значимые различия между двумя группами по ценностной ориентации гедонизма. В группе испытуемых с выраженной протестной активностью показатели по данной ценности выше, чем в контрольной. То есть молодые люди, которые характеризуются выраженной протестной активностью, в большей мере заинтересованы в получении удовольствия и наслаждения от жизни, чем испытуемые — студенты, которые не имеют отношения к оппозиционерам. Скорее всего, это связано с тем, что социально активные личности с выраженной протестной активностью в отличие от студентов имеют больший жизненный опыт, имеют более широкий круг интересов и они в большей степени профессионально социализированы.

Кроме этого, выявлены статистически значимые различия между группами по ценностной ориентации «власть». Заметно, что у молодежи с высокой протестной активностью ценностная ориентация власти оценивается значительно ниже, чем у испытуемых — студентов (контрольная группа). В обществе считается, что оппозиционер представляет собой личность, которая так или иначе стремится к власти. Однако в нашем случае полученные результаты говорят о другом. Например, о стремлении подчиняться, имея выраженный уровень опозиционности. Обычно, протестующие объединяются вокруг вожака, который харизматичен и ярок. Он имеет способности привлекать к себе внимание. В соответствии с этим, ориентироваться на него проще, особенно для тех людей, которые склонны подчиняться. В нашем случае установлено, что низкий уровень ориентации к власти раскрывается с точки зрения интегральной характеристики

Обнаружены статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группами по ценностной ориентации «безопасность». Наибольшее значение показателя безопасности выявлено у молодых людей с высокой протестной активностью. Заметно, что у данных испытуемых присутствует выраженная потребность в безопасности и защищенности. Можно сказать, что оппозиционер, понимая всю сложность происходящего в обществе, и в целом ощущая свою социальную незащищенность и уязвимость, придает существенно большее значение ценностям безопасности.

Таким образом, в структуре ценностной сферы личности молодых людей, ориентированных на социальную протестную активность, и испытуемых, которых отличают обыденные представления о социальной активности, имеются различия. Так, у испытуемых — студентов (контрольная группа) более значимыми являются ценностные ориентации конформности, власти, самостоятельности и достижений. Напротив, у испытуемых с выраженной протестной активностью существенное значение имеют ценностные ориентации гедонизма, безопасности, универсализм. Что касается ценностной ориентации «традиции», то она в равной мере присуща обеим группам. Полученные результаты подтверждены по критерию статистически значимых различий (Т- Стьюдент).

 

Литература:

  1. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. 2011. 562 с.
  2. Коган В. З. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1970. 25 с.
  3. Третьяков Н. Ф. Социальная активность личности. М.: Педагогика,2001.230 с.
  4. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 15-29.
  5. Гусейнов А. Ш. Психологические предпосылки зарождения и поддержания экстремистского мировоззрения молодежи // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 120-127.
  6. Шамионов Р. М. Социальная активность личности и группы: определение, структура и механизмы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 4. С. 379-394.
  7. Шамионов Р. М. Ценностно-смысловые ориентации как основания социальной активности молодежи // Социальная и экономическая психология. Сер. «Труды Института психологии РАН» Ответственные редакторы: Т. А. Нестик, Ю. В. Ковалева. Москва, 2018. С. 423-428.
  8. Малышев И. В. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии копинг-поведения учителей школ в процессе профессиональной социализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. Вып. 1 (5). С. 30-34.
  9. Малышев И. В., Абдулаев А. Ш. Особенности ценностных ориентаций и социализации личности в аспекте ее адаптированности у подростков с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 4. С. 326-333.

References:

  1. Karpov A. V. Metasistemnaya organizaciya urovnevyh struktur psihiki. 2011.562 s.
  2. Kogan V. Z. Obshchestvennaya aktivnost’ lichnosti kak social’no-psihologicheskaya problema: Avtoref. diss. kand. psihol. nauk. M., 1970. 25 s.
  3. Tret’yakov N. F. Social’naya aktivnost’ lichnosti. M.: Pedagogika,2001.230 s.
  4. Petrovskij A. V. Problema razvitiya lichnosti s pozicii social’noj psihologii. // Voprosy psihologii. 1984. № 4. S. 15-29.
  5. Gusejnov A. SH. Psihologicheskie predposylki zarozhdeniya i podderzhaniya ekstremistskogo mirovozzreniya molodezhi // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016. № 3 (116). S. 120-127.
  6. Shamionov R. M. Social’naya aktivnost’ lichnosti i gruppy: opredelenie, struktura i mekhanizmy // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2018. T. 15. № 4. S. 379-394.
  7. SHamionov R. M. Cennostno-smyslovye orientacii kak osnovaniya social’noj aktivnosti molodezhi // Social’naya i ekonomicheskaya psihologiya. Ser. «Trudy Instituta psihologii RAN» Otvetstvennye redaktory: T. A. Nestik, YU. V. Kovaleva. Moskva, 2018. S. 423-428.
  8. Malyshev I. V. Social’no-psihologicheskaya adaptaciya lichnosti i strategii koping-povedeniya uchitelej shkol v processe professional’noj socializacii // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2013. T. 2. Vyp. 1 (5). S. 30-34.
  9. Malyshev I. V., Abdulaev A. SH. Osobennosti cennostnyh orientacij i socializacii lichnosti v aspekte ee adaptirovannosti u podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2015. T. 4. № 4. S. 326-333.