DOI: 10.17689/psy-2020.2.11
УДК 159.9

© 2020 Иванчин Сергей Анатольевич*,
*Начальник управления международного образования ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», (г. Пенза), e-mail: iv-serg@bk.ru

Аннотация: В статье представлен анализ компонентов адаптационной готовности личности к учебной деятельности. Рассмотрены условия, при которых адаптационная готовность личности выступает особым социальным психологическим образованием, обеспечивает успешность освоения учебно-профессиональной деятельности иностранных студентов в условиях высшего образования.

Ключевые слова: адаптационная готовность, адаптация, учебная деятельность, иностранные студенты.

 

Components and conditions of developing the adaptive readiness of foreign student’s personality for educational activities in the university educational medium
© 2020 Ivanchin Sergey Anatolyevich*,

* Head of the International Education Department of the Penza State University (Penza, Russia), e-mail: iv-serg@bk.ru

Annotation: The article presents an analysis of the components of a personality’s adaptive readiness for educational activities. The work considers the conditions under which the individual adaptive readiness acts as a special social and psychological formation ensuring successful mastering of educational and professional activities by foreign students at universities.

Keywords: adaptive readiness, adaptation, educational activity, foreign students.

 

На протяжении длительного времени приоритетность подготовки профессиональных кадров для стран дальнего и ближнего зарубежья стала одной из задач государственной политики Российской Федерации.

Успешность данного процесса становится возможной только в ситуации интеграции и адаптации иностранного гражданина в принимающей стране. В целом можно говорить о значимости процесса адаптации к социокультурным условиям, в которых происходит формирование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков, растет социально-психологическая компетентность.

Актуальность проводимого исследования предполагает наличие проблемы или противоречия, которая заключается в особой востребованности и актуальности российского образования иностранными студентами и неспособностью предоставить системные услуги по формированию адаптационного готовности и компетентности в рамках процесса обучения в высшей школе.

Процесс адаптации в психологической и педагогической литературе понимается как полисемантический феномен, который описывает явление естественного цикла, также гуманитарные аспекты, включающие коммуникативные и интерактивные характеристики.

Адаптация — это длительный процесс приспособления индивида к условиям окружающей действительности, с условием внутренней перестройки индивидуально-типологических характеристик и поведения. Также как и социализация, адаптации представлен как процесс и как результат, поэтому его рассмотрение возможно в формате динамического и функционального подходов.

В психологической литературе существует разные направления изучающие процесс адаптации. Один из них предполагает, что адаптация это этап, который проходит личность в экстремальных стрессовых ситуациях. В результате прохождения стрессовых ситуаций личность адаптируется, изменяются её потребностно-мотивационные границы в отношении своих потребностей и ожиданий предъявляемые социальной среде.

В результате трансформационных адаптационных процессов, формируются внутренние системы, которые становятся инстанциями для поддержания баланса между личностными особенностями и требованиями среды.

Специфика адаптации иностранных граждан к новым образовательным условиям представлена в динамике через прохождение этапов привыкания, к новым требованиям социальной действительности, учебно-профессиональной деятельности и к образовательной среде ВУЗа. На довузовском этапе обучения иностранные студенты проходят этап адаптации, в рамках которого формируется готовность к освоению новых учебно-профессиональных форм.

На довузовском этапе происходит не только формирование теоретического компонента, сколько практического, который позволяет сформировать знания, умения и навыки, является базой для формирования адаптационной, психологической готовности [7].

Психологическая готовность к учебной деятельности выступает одним из центральных феноменов для описания характеристик эффективности усвоения учебного материала, социокультурных ценностей и норм, технологий и практик педагогического воздействия.

В некоторых аспектах адаптационная готовность к обучению в ВУЗе представлена исключительно через осознание системы мотивации и усвоение знаний, умений и навыков.

Иностранные студенты, адаптируясь в новых условиях образовательной среды, создают внутренние мотивационные механизмы, позволяющие преодолевать социокультурные, коммуникативные, лингвистические барьеры.

М. В. Григорьева описывает составляющие компоненты адаптационный готовности через способности, которые позволяют личности реализовывать социально значимую деятельность, проявлять свои индивидуально-психологические свойства и адаптироваться, преобразовывать учебную деятельность. Поэтому адаптационная готовность, с её точки зрения представлена инструментально через описание практических знаний и умений в области коммуникации, когнитивной сферы, эмоционально-волевой сфере, применительно к образовательной среде [6].

И. В. Арендачук фиксирует понимание адаптации через набор знаний и навыков, который в процессе освоения учебно-профессиональной деятельности становятся фундаментом для развития личностных новообразований. В этой связи данные новообразования становятся устойчивыми центральными фигурами, обеспечивающими потенциал в учебно-профессиональной деятельности и адаптируют иностранного студента в образовательное и воспитательное пространство ВУЗа [1].

Р. М. Шамионов при анализе компонентов адаптационной готовности ориентируются на понятие «установки», которое носит универсальный характер, поскольку позволяет приспособиться к разнообразным ситуациям, возникающим в ходе активной деятельности студента, а преобразование среды, расширяет его возможности самореализации [9, 10, 11].

Е. А. Бондарь описывает компоненты адаптационной готовности согласно понятийному полю педагогического взаимодействия через систему сформированных знаний, умений и навыков субъекта деятельности и Е. А. Бондарь своих работах представила модель формирования адаптационной готовности иностранного студента. Она описала эту модель с точки зрения динамичности развития и многоуровневости [2, 3, 4].

В целом, адаптационная готовность иностранных студентов рассматривается в тесной взаимосвязи с принципами образования, средствами организации взаимодействия субъектов учебного процесса, учитываются условия, при которых становление адаптационной готовности становится активным. К таким педагогическим условиям отнесены: образовательная среда, позволяющая эффективно адаптироваться в условиях учебной деятельности и в пространстве, интеграция старых знаний, умений и навыков студентов в существующую систему учебной подготовки иностранных студентов, технологии обучения позволяющие вовлечь иностранные студенты в реалии учебной деятельности, готовность всех субъектов образовательного пространства взаимодействовать с иностранными студентами.

И. А. Телина, А. А. Лосева описывают специфику юношеского возраста с точки зрения формирования индивидуального стиля деятельности и появление новых смыслов. Адаптационная готовность к учебной деятельности с их точки зрения формируется в результате вызова личности, таким образом, рассматривают адаптивную готовность как не простую психофизическую или познавательного готовность к учебной деятельности, а как системную социально-психологическую и средовую готовность позволяющую адаптироваться к учебно-профессиональной деятельности в ВУЗе [8].

Они выделяют следующие компоненты адаптационные готовности: дидактические компоненты, описывающие характеристики приспособления студентов иностранных студентов к обучению воспитанию, правилам и нормам педагогической воздействия, социально-психологические компоненты, характеризующие процесс взаимодействия иностранных студентах с образовательной и социальной средой, индивидуально-личностные компоненты, которые затрагивают характеристики готовности обучаться студентов в терминах способностей, тревожности, характеристик познавательной сферы.

Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что при анализе показателей адаптационной готовности личности к учебной деятельности выделяют не только педагогическое феномены, но и психологические, которые описывают индивидуальные свойства, характер взаимодействия, направленность личности, ценностные ориентации, установки, характер активности личности в рамках учебно-профессиональной деятельности.

Условия, в рамках которых формируется адаптационная готовность могут быть как субъективными, отражающими личный потенциал, эмоционально-волевые компоненты, ценностно-мотивационную структуру личности, так и объективными, проявляющимися в когнитивном, поведенческом, компетентностном потенциале студента. В разных источниках представлено понимание существования психолого-педагогических условий или средовых компонентов которые активно влияют на формирование готовности, они представлены в динамике от курса к курсу в результате чего создают средовые компоненты для успешной адаптации.

 

Литература:

  1. Арендачук И. В. Адаптационная готовность личности к учебно-профессиональной деятельности: системно-диахронический подход // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 10. С. 27.
  2. Бондарь Е. А. Моделирование процесса формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 5-9.
  3. Бондарь Е. А. Адаптационная готовность иностранных граждан к обучению в вузе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 7 (228). С. 198-202.
  4. Бондарь Е. А. Психологические условия формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе // Гуманитарные и социальные науки. № 4. — 2016. — С.163-172
  5. Бочарова Е. Е. Адаптационная готовность личности к ситуациям социальных изменений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 1. С. 45-51.
  6. Григорьева М. В. Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 1. С. 56-61.
  7. Калинина И. А. Методика комплексной оценки психологической готовности к профессиональной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 9 (53). С. 73-75. —
  8. Телина И. А., Лосева А. А. Социально-психологические аспекты адаптации студентов к образовательным условиям вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2 (30). С. 132-139.
  9. Шамионов Р. М. Формирование адаптационной готовности старшеклассников и студентов вузов // Психология обучения. 2013. № 9. С. 20-30.
  10. Шамионов Р. М. Структура адаптационной готовности личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. № 4. С. 454-458.
  11. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность выпускников школы и первокурсников вуза во взаимосвязи с социально-психологическими факторами // Психология обучения. 2012. № 11. С. 116-123.

References:

  1. Arendachuk I. V. Adaptatsionnaya gotovnost lichnosti k uchebno-professionalnoy deyatelnosti: sistemno-diahronicheskiy podhod // Sovremennyie issledovaniya sotsialnyih problem (elektronnyiy nauchnyiy zhurnal). 2013. # 10. S. 27.
  2. Bondar E. A. Modelirovanie protsessa formirovaniya adaptatsionnoy gotovnosti inostrannyih grazhdan k obucheniyu v vuze // Mir nauki, kulturyi, obrazovaniya. 2016. # 1 (56). S. 5-9.
  3. Bondar E. A. Adaptatsionnaya gotovnost inostrannyih grazhdan k obucheniyu v vuze // Nauchnyie vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyie nauki. 2016. # 7 (228). S. 198-202.
  4. Bondar E. A. Psihologicheskie usloviya formirovaniya adaptatsionnoy gotovnosti inostrannyih grazhdan k obucheniyu v vuze // Gumanitarnyie i sotsialnyie nauki. #4. — 2016. — S.163-172
  5. Bocharova E. E. Adaptatsionnaya gotovnost lichnosti k situatsiyam sotsialnyih izmeneniy // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2015. T. 4. # 1. S. 45-51.
  6. Grigoreva M. V. Tipyi adaptatsionnoy gotovnosti lichnosti v obrazovatelnoy srede shkolyi // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2018. T. 7. # 1. S. 56-61.
  7. Kalinina I. A. Metodika kompleksnoy otsenki psihologicheskoy gotovnosti k professionalnoy deyatelnosti // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyie nauki. 2007. # 9 (53). S. 73-75.
  8. Telina I. A., Loseva A. A. Sotsialno-psihologicheskie aspektyi adaptatsii studentov k obrazovatelnyim usloviyam vuza // Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2018. # 2 (30). S. 132-139.
  9. Shamionov R. M. Formirovanie adaptatsionnoy gotovnosti starsheklassnikov i studentov vuzov // Psihologiya obucheniya. 2013. # 9. S. 20-30.
  10. Shamionov R. M. Struktura adaptatsionnoy gotovnosti lichnosti // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2016. T. 16. # 4. S. 454-458.
  11. Shamionov R. M. Adaptatsionnaya gotovnost vyipusknikov shkolyi i pervokursnikov vuza vo vzaimosvyazi s sotsialno-psihologicheskimi faktorami // Psihologiya obucheniya. 2012. # 11. S. 116-123.