DOI: 10.17689/psy-2021.2.2

УДК 159.99

© 2021 Смирнов Виктор Михайлович*,

*кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Гжельского государственного университета, (п. Электроизолятор),

е-mail: smirnoff2703@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена представленности проблемы исследования психологических мотивов употребления  допинга молодыми спортсменами и формирования антидопингового поведения в зарубежной и отечественной науке.

Ключевые слова: допинг, мотивы употребления допинга, антидопинговые установки, антидопинговое поведение.

 

The problem of motivation for doping use and the formation of anti-doping attitudes in young athletes in domestic and foreign science

© 2021 Smirnov Victor Mikhailovich*,

*Candidate of psychological sciences, associate professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University, (Electroisoliator, Russia);

e-mail: smirnoff2703@mail.ru

 

Annotation: The article is devoted to the representation of the problem of studying the psychological motives of doping by young athletes and the formation of anti-doping behavior in foreign and domestic science.

Keywords:  doping, motives for using doping, anti-doping attitudes, anti-doping behavior.

 

В современном спорте весьма остро стоит проблема допинга. Особенно эта проблема актуальна для отечественного спорта, ведь, как отмечает В.В. Путин, спорт, несмотря на его аполитичность, очень часто используют в политических целях для того, чтобы опозорить нашу страну, лишить ее оснований для гордости за успехи наших спортсменов. Наши спортсмены регулярно подвергаются дискриминации и дискредитации на различных крупных соревнованиях. В этом отношении весьма показательными являются скандалы со сборной командой России по легкой атлетике на Летних Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро и нашей параолимпийской сборной на тех же Параолимпийских играх в Рио-де-Жанейро, когда  всю нашу сборную полностью сняли с соревнований. Причем за прошедшие  с Игр XXXI Олимпиады годы ситуация не изменилась. Наши спортсмены продолжают выступать без официального флага и гимна.

В связи с этим одной из приоритетных задач современной политики в области физической культуры и спорта является борьба с употреблением допинга. В.В. Путин отмечает, что нужно  сделать все, чтобы на любых спортивных соревнованиях члены сборной нашей команды не давали повода тем, кто действует против интересов России.

За прошедшие после Олимпиады в Рио-де-Жанейро годы в деле борьбы с допингом в нашей стране было сделано многое: принят национальный план борьбы с допингом, включающий целый комплекс мер; произошло усовершенствование нормативно-правовой антидопинговой базы, был изменен и постоянно пополняется список запрещенных веществ, ведется серьезная научно-исследовательская работа, проводятся различные  информационно-просветительские мероприятия на антидопинговую тематику, готовятся квалифицированные кадры для работы по борьбе с допингом.

Однако, несмотря на актуальность и значимость проблемы допинга для российского и международного спорта, несмотря на значительное количество научных разработок в данной области, недостаточное внимание уделяется психологической стороне вопроса, а именно формированию на уровне сознания и подсознания спортсмена антидопинговых установок, которые должны стать отличительной составляющей любого молодого спортсмена.

В зарубежной науке исследования, посвященные проблеме допинга, являются достаточно многочисленными. В том числе проводятся массовые социологические и психологические исследования, направленные на изучение отношения к допингу и выявление разнообразных факторов риска подобного поведения.

Так, например, в 2007 г. под руководством Патрика Лора во Франции было реализовано масштабное исследование распространенности допинга среди юных спортсменов, в результате проведения которого было выяснено, что от 3 до 5% юных спортсменов используют те или иные запрещенные препараты для достижения наивысших успехов. Причем было показано, что этот показатель увеличивается с возрастом и коррелирует с уровнем спортивных достижений. К показателям, способствующим и провоцирующим употреблению допинга, ученые относят мужской пол, заниженную самооценку, повышенную тревожность, подверженность влиянию со стороны, мотивацию избегания неудач и одновременно высокий уровень притязаний, поисковое поведение [Laure, 2020].

В 2011 г. ученые (А. Бладворт, А. Петросци и др.) университета Суэнси, Великобритания, провели анкетирование молодых спортсменов по поводу эффективности методов убеждения спортсменов о негативном воздействии допинга на организм. Большинство спортсменов (85%), как ни странно, отказалось принимать различные стимулирующие вещества, чтобы достичь успехов в спорте. Фактором, провоцирующим употребление допинга молодыми спортсменами, авторы исследования назвали восприятие конкурентов как людей, способных на нечестные поступки. Таким образом, молодые спортсмены, в спортивных состязаниях под воздействием эффекта «победить любой ценой», могут прибегнуть к допинг-препаратам. Ну и опять же возраст спортсменов и спортивные успехи также оказывают влияние на отношение к допингу в сторону нейтрального и даже положительного [Bloodworth, 2012].

К антифакторам риска употребления допинга, согласно результатам исследования относятся забота о своем здоровье и активно реализующаяся в последние годы профилактическая разъяснительная работа.

Австралийские ученые под руководством Т. Эндельберга провели исследование причин использования допинга на небольшой выборке спортсменов, попавшихся на его употреблении. Согласно результатам проведенного исследования, к наиболее распространенным факторам, провоцирующим употребление допинга относятся уже неоднократно упоминавшееся желание достичь наивысших результатов, то есть высокий уровень спортивных притязаний, повышение мотивации достижений и  внешнее давление как со стороны конкретных людей, так и со стороны всего окружения спортсмена [Engelberg, 2015]. 

Обращает на себя внимание тот факт, что многие зарубежные исследователи в той или иной степени высказываются за легализацию допинга.

Зигмунд Лоланд считает, что традиционные критерии запрета на употребление различных стимулирующих препаратов нуждаются в пересмотре и приводит различные аргументы в пользу своей позиции. В частности, автор считает, что применение запрещенных сейчас медицинских препаратов снизит негативные последствия влияния на здоровье систематических физических перегрузок, без которых большой спорт трудно себе представить [Loland, 2011]. 

Терри Блэк и Амелия Пейп также высказывают точку зрения, согласно которой снятие запрета на применение недоступных сейчас медицинских препаратов улучшит здоровье спортсменов, поскольку они смогут получить доступ к полноценному медицинскому обслуживанию [Black, 1997].

Дж. Савулеску приводит многочисленные доводы в пользу разрешения и легализации использования в спорте всех медицинских препаратов. Основная мысль автора заключается в том, что поскольку никогда не удастся контролировать употребление наркотиков в спорте, спортсменам должно быть разрешено использовать те препараты для повышения производительности, которые являются «безопасными» для здоровья [Savulescu, 2004].

Таким образом, зарубежные исследования, в основном посвящены, изучению условий, факторов и мотивов употребления допинга спортсменами (Bloodworth AJ, Engelberg T., Laure P.). Значительное место занимают исследования, в той или иной степени оправдывающие продопинговое поведение (Black T., Loland S.,  Savulescu J.).

В нашей стране большинство исследований социально-гуманитарного направления, посвященных проблеме антидопингового поведения, проводятся в рамках психологии, педагогики  и социологии.

Если говорить о психологических исследованиях, посвященных феномену употребления допинга, то в большинстве случаев внимание уделяется социально-психологическим факторам, определяющим такое поведение. К таким факторам исследователи относят, прежде всего, давление со стороны тренеров, медицинских специалистов и других лиц из спортивного окружения атлета.

Среди представленных на сегодняшний момент в науке работ, посвященных индивидуально-психологическим факторам употребления допинговых препаратов, можно отметить исследование Д.В. Бондарева и В.А. Гальчинского. Согласно выводам данных авторов, к основным психологическим детерминантам допингового поведения относятся:

- высокий уровень моральной легитимности допинга в среде спортсменов;

- идеология вынужденности использовать допинг;

- уверенность в полезности допинга;

- фактор самоутверждения [Бондарев, 2009].

Авторский коллектив (О.В. Карина, М.А. Киселева, Н.Е. Шустова, Г.Н. Малюченко, А.В. Тимушкин) в своей работе «Допинг как феномен искаженной самодетерминации молодых спортсменов: системный анализ, пути профилактики» рассматривает проблему допинга как проявление механизма искаженной самодетерминации, как неспособность к осуществлению и переживанию выбора, ощущение отсутствия свободы выбора [Карина, 2013].

Л.Е. Медведева, А.И. Грушко и Н.В. Грушко по результатам проведенного исследования в качестве психологических детерминант употребления допинг-препаратов выделяют такие индивидуально-психологические особенности как экстернальный локус контроля и низкий уровень жизнестойкости [Медведева, 2014]. 

С.И. Филимонова, В.М. Смирнов, Н.Н. Уварова, проанализировав результаты анкетирования участников XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске в качестве возможных ведущих мотивов употребления допинга именно молодыми спортсменами выделяют гедонистический (рекреационный мотив), при котором допинг-препараты используются в качестве болеутоляющих и с целью максимального восстановления организма после спортивных нагрузок, и мотив, основанный на стремлении к постоянному получению новых впечатлений и ощущений, при котором разовое употребление допинга носит характер экспериментального поведения [Филимонова, 2019].

Педагогические исследования во многом также посвящены исследованию мотивов и предикторов употребления допинга спортсменами. Ну и естественно, что в рамках педагогической науки практико-ориентированные исследования направлены на  создание всевозможных образовательных программ, способствующих профилактике антидопингового поведения.

Так, например, работы Ф.Н. Солдатенкова посвящены проблеме формирования ценностных ориентаций антидопинговой направленности, к которым автор относит здоровье, ответственность, дисциплинированность, честность, твердую волю, развитие и познание. В свою очередь в качестве факторов продопингового поведения Солдатенков Н.Ф. выделяет  высокий уровень моральной легитимности допинга в среде спортсменов; представления о полезности запрещенных субстанций и методов в большом спорте; фактор самоутверждения как мотив применения радикальной фармакологии; моральное оправдание атлетов, уличённых в применении допинга [Солдатенков, 2011].

В рамках опять же педагогической науки в исследовании К.А. Бадрака в качестве факторов, провоцирующих употребление допинга молодыми спортсменами, были названы мнение тренера, положительное или безразличное отношение административных работников к проблеме допинга, некое искажение моральных ориентиров и влияние отношения друзей и сверстников молодых спортсменов к проблеме допинга. В качестве превентирующего средства автором была создана образовательная антидопинговая программа (модель), направленная на повышение уровня осведомленности в области антидопинговой политики), формирование отрицательного отношения к допингу и развитие положительных морально-волевых качеств [Бадрак,2012].

Разнообразные образовательные антидопинговые программы предлагается включать, в первую очередь, в программу подготовки специалистов по физической культуре в системе высшего и средне-специального образования (Л.Е. Игнатьева, А.А. Тарасенко,) [Игнатьева, 2016; Тарасенко, 2018]  и в систему  многолетней спортивной подготовки спортсменов  разнообразных видов спорта (Р.З. Гизатуллин,  А.Г. Грецов) [Гизатуллин, 2019, Грецов, 2013]. Образовательные антидопинговые программы, разработанные для различных типов образовательных организаций и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, подготовлены Министерством спорта Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским антидопинговым агентством "РУСАДА"  и успешно функционируют в различных образовательных учреждениях.

Таким образом, в нашей стране большинство исследований социально-гуманитарного направления, посвященных проблеме антидопингового поведения, проводятся в рамках психологии и педагогики, и направлены, по большей части, на исследование мотивов и предикторов употребления допинга (Д.В. Бондарев, В.А. Гальчинский. О.В. Карина, М.А. Киселева, Л.Е. Медведева, А.И. Грушко, С.И. Филимонова, В.М. Смирнов, Ф.Н. Солдатенков, К.А. Бадрак) спортсменами и профилактику антидопингового поведения (Ф.Н. Солдатенков, К.А. Бадрак, А.А. Тарасенко, Л.Е. Игнатьева Р.З. Гизатуллин,  А.Г. Грецов).

Анализ существующей ситуации, сложившейся к настоящему моменту в науке показывает, что, несмотря на неоспоримую актуальность проблематики формирования антидопингового поведения, проводящиеся в ее русле исследования не так многочисленны и посвящены исследованию условий, факторов и механизмов формирования продопингового поведения. В то время как исследованию условий, факторов и механизмов формирования и интериоризации антидопинговых установок в науке не уделяется достаточного внимания. Именно данное направление и должно стать приоритетным в практико-ориентированной науке в настоящее время.

Литература:

  1. Бадрак К.А. Первичная педагогическая профилактика нарушений антидопинговых правил среди спортсменов : автореф. дис… канд. пед. наук / К.А. Бадрак.  - Санкт-Петербург – 2012. - 21 с.
  2. Бондарев, Д.В. Проблема допинга: социологические аспекты и детерминанты поведения // Д.В. Бондарев, В.А. Гальчинский [Электронный ресурс]. URL: http: //archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Snsv/2009_3/09bodabd.pdf
  3. Гизатуллин Р.З. Антидопинговая программа в многолетней подготовке единоборцев / Р.З. Гизатуллин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2019. -  14(2). – С. 22-26
  4. Грецов А.Г. Методика антидопинговой работы с молодыми спортсменами: методические рекомендации / А.Г. Грецов. –  Санкт-Петербург: ФГБУ СПбНИИФК, 2013. – 50 с.
  5. Игнатьева Л.Е. Формирование антидопингового сознания обучающихся в системе физкультурно-спортивного образования  / Л.Е. Игнатьева, Ю.В. Киреева // Проблемы современного педагогического образования. - 2016;. 53-3. – С. 202-208.
  6. Карина, О.В. Допинг как феномен искаженной самодетерминации молодых спортсменов / О.В. Карина, Н.Е. Шустова, М.А. Киселева, Г.Н. Малюченко, А.В. Тимушкин.- Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2013. – 148 с.
  7. Медведева, Л.И. Психологические аспекты употребления допинга в спорте / Л.И. Медведева, А.И. Грушко, Н.В. Грушко // Омский научный вестник. - №4 (131). – 2014. – С. 101 – 104.
  8. Образовательные антидопинговые программы, разработанные для различных типов образовательных организаций и организаций, осуществляющих спортивную подготовку. – М.: Министерство спорта Российской Федерации. 2020. – 33 с. – URL: http://xn--b1atfb1adk.xn--p1ai/files/ioe/documents/714O9QHT8GRLU4JEH6VP.pdf
  9. Солдатенков Н.Ф. Формирование ценностных ориентации антидопинговой направленности в образовательном процессе студентов вуза физической культуры: автореф. дис… канд. пед. наук / Н.Ф. Солдатенков. - Смоленск, 2011. - 20 с.
  10. Тарасенко А.А. Антидопинговое воспитание обучающихся в образовательном процессе спортивного вуза / А.А Тарасенко, С.С.Воеводина, В.А. Белова // Физическая культура, спорт - наука и практика. – 2018. - №4. - С. 63-69.
  11. Филимонова С.И. Психологические мотивы употребления допинга молодыми спортсменами / Филимонова С.И., Смирнов В.М., Уварова Н.Н., Христенко Е.А., Пуховская М.Н. – Теория и практика физической культуры. – 2019. - №9. – С. 35-37.
  12. Black T., Pape A. The ban on drugs in sport: The solution or the problem? Journal of Sport and Social Issues. 1997; 21(1): 83-92.
  13. Bloodworth AJ, Petróczi A, Bailey R, Pearce G, McNamee MJ. Doping and supplementation: the attitudes of talented young athletes. Scand J Med Sci Sports. 2012, vol.22, №2, pp.293-301.
  14. Engelberg T., Moston S., Skinner J. The final frontier of anti-doping: A study of athletes who have committed doping violations //Sport Management Review. – 2015. – Т. 18. – №. 2. – С. 268-279.
  15. Laure P. Young athletes and doping in sports. Rev Prat 2020 Feb;70(2):207-209.
  16. Loland S. Can a ban doping be morally justified? Enhancing human capacities. 2011.
  17. Savulescu J., Foody B., Clayton M. Why we should allow performance enhancing drugs in sport. British Journal of Sports Medicine. 2004; 38: 666-670.

References:

  1. Badrak K.A. Pervichnaya pedagogicheskaya profilaktika narushenij antidopingovyh pravil sredi sportsmenov : avtoref. dis… kand. ped. nauk / K.A. Badrak.  - Sankt-Peterburg – 2012. - 21 s.
  2. Bondarev, D.V. Problema dopinga: sociologicheskie aspekty i determinanty povedeniya // D.V. Bondarev, V.A. Gal'chinskij [Elektronnyj resurs]. URL: http: //archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Snsv/2009_3/09bodabd.pdf
  3. Gizatullin R.Z. Antidopingovaya programma v mnogoletnej podgotovke edinoborcev / R.Z. Gizatullin // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. – 2019. -  14(2). – S. 22-26
  4. Grecov A.G. Metodika antidopingovoj raboty s molodymi sportsmenami: metodicheskie rekomendacii / A.G. Grecov. –  Sankt-Peterburg: FGBU SPbNIIFK, 2013. – 50 s.
  5. Ignat'eva L.E. Formirovanie antidopingovogo soznaniya obuchayushchihsya v sisteme fizkul'turno-sportivnogo obrazovaniya  / L.E. Ignat'eva, YU.V. Kireeva // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2016;. 53-3. – S. 202-208.
  6. Karina, O.V. Doping kak fenomen iskazhennoj samodeterminacii molodyh sportsmenov / O.V. Karina, N.E. SHustova, M.A. Kiseleva, G.N. Malyuchenko, A.V. Timushkin.- Saratov: Izdatel'stvo «Saratovskij istochnik», 2013. – 148 s.
  7. Medvedeva, L.I. Psihologicheskie aspekty upotrebleniya dopinga v sporte / L.I. Medvedeva, A.I. Grushko, N.V. Grushko // Omskij nauchnyj vestnik. - №4 (131). – 2014. – S. 101 – 104.
  8. Obrazovatel'nye antidopingovye programmy, razrabotannye dlya razlichnyh tipov obrazovatel'nyh organizacij i organizacij, osushchestvlyayushchih sportivnuyu podgotovku. – M.: Ministerstvo sporta Rossijskoj Federacii. 2020. – 33 s. – URL: http://xn--b1atfb1adk.xn--p1ai/files/ioe/documents/714O9QHT8GRLU4JEH6VP…
  9. Soldatenkov N.F. Formirovanie cennostnyh orientacii antidopingovoj napravlennosti v obrazovatel'nom processe studentov vuza fizicheskoj kul'tury: avtoref. dis… kand. ped. nauk / N.F. Soldatenkov. - Smolensk, 2011. - 20 s.
  10. Tarasenko A.A. Antidopingovoe vospitanie obuchayushchihsya v obrazovatel'nom processe sportivnogo vuza / A.A Tarasenko, S.S.Voevodina, V.A. Belova // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika. – 2018. - №4. - S. 63-69.
  11. Filimonova S.I. Psihologicheskie motivy upotrebleniya dopinga molodymi sportsmenami / Filimonova S.I., Smirnov V.M., Uvarova N.N., Hristenko E.A., Puhovskaya M.N. – Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. – 2019. - №9. – S. 35-37.
  12. Black T., Pape A. The ban on drugs in sport: The solution or the problem? Journal of Sport and Social Issues. 1997; 21(1): 83-92.
  13. Bloodworth AJ, Petróczi A, Bailey R, Pearce G, McNamee MJ. Doping and supplementation: the attitudes of talented young athletes. Scand J Med Sci Sports. 2012, vol.22, №2, pp.293-301.
  14. Engelberg T., Moston S., Skinner J. The final frontier of anti-doping: A study of athletes who have committed doping violations //Sport Management Review. – 2015. – T. 18. – №. 2. – S. 268-279.
  15. Laure P. Young athletes and doping in sports. Rev Prat 2020 Feb;70(2):207-209.
  16. Loland S. Can a ban doping be morally justified? Enhancing human capacities. 2011.
  17. Savulescu J., Foody B., Clayton M. Why we should allow performance enhancing drugs in sport. British Journal of Sports Medicine. 2004; 38: 666-670.