DOI: 10.17689/psy-2022.1.7

УДК 159.9

© 2022 Гайдаренко Светлана Максимовна*,

* студентка направления подготовки «Педагогическое образование», Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск), e-mail: lana.gaydarenko.2000@mail.ru

 

 Аннотация: В статье представлены результаты теоретического анализа феномена социально-психологической адаптации детей мигрантов в общеобразовательной школе. Автор делает вывод о том, что при проявлении взаимной эмпатийности между учениками, прохождение этапов учебной, социально-педагогической и культурной адаптации ученика-мигранта проходит не только более быстро, но и более результативно. Высокий уровень эмпатийности ребенка-мигранта способствует его успешной интеграции в школе. Высокий уровень эмпатийных проявлений коллектива гарантирует принятие нового ученика в классе и установление между ними положительных социальных связей.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, дети мигрантов, адаптационный процесс, общеобразовательная школа.

 

Socio-Psychological Adaptation of Migrant Children in a General Education School

© 2022 Gaidarenko Svetlana Maksimovna*,

* student of the direction of training "Pedagogical education", Lesosibirsk Pedagogical Institute - branch of the Siberian Federal University

(Lesosibirsk, Russia), e-mail: lana.gaydarenko.2000@mail.ru

 

 

 Annotation: The article presents the results of a theoretical analysis of the phenomenon of social and psychological adaptation of migrant children in a secondary school. The author concludes that with the manifestation of mutual empathy between students, the passage of the stages of educational, socio-pedagogical and cultural adaptation of a migrant student is not only faster, but also more effective. The high level of empathy of a migrant child contributes to his successful integration in school. The high level of empathic manifestations of the team guarantees the acceptance of a new student in the class and the establishment of positive social ties between them.

Keywords: socio-psychological adaptation, children of migrants, adaptation process, secondary school.

 

Стремление к перемене мест является одной из характерных особенностей человека. Всеобщая декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства» и «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну». Количество иностранных граждан, въезжающих в нашу страну, подлежит строгому контролю. Согласно статистике официального сайта МВД России, численность мигрантов увеличивается с каждым годом. Наиболее популярные представители миграционного потока – это граждане Узбекистана, Таджикистана, Украины. К основным причинам миграции в нашу страну относят: наличие работы и постоянный заработок, возможность приобретения
собственного жилья, личная безопасность и безопасность семьи, возможность получения образования.

Прибывая в чужую страну в целях постоянного проживания, и оставаясь там на долгое время, мигранты-взрослые постепенно адаптируются к местным условиям, бытовой среде [4, 7, 8], переживая трансформацию религиозной идентичности и этнонациональных установок [6], нередко сталкиваясь с проявлениями негативного отношения [1]. На наш взгляд, дети-мигранты сталкиваясь с негативными проявлениями со стороны принимающего социума, могут переживать негативный  психологический опыт, так как детский мозг не может эффективно принять смену культурных и национальных моментов и требует для этого времени (межкультурная адаптация). Время адаптационного периода детей-мигрантов педагоги оценивают по-разному: от года до четырех лет. За это время дети-мигранты преодолевают ряд
трудностей, с которыми им приходится сталкиваться в процессе переселения. Адаптация ребенка зависит от многих факторов. Все их можно разделить на  индивидуальные (внутренние) и групповые (внешние) [4]. Так, к внутренним, в первую очередь, относится возраст ребенка (чем младше школьник, тем проще ему адаптироваться к новой ситуации), половую принадлежность (мальчики-мигранты в силу особенностей культурных традиций обычно осваиваются быстрее девочек), индивидуальные особенности личности (темперамент, характер, уровень интеллектуального развития, владение языком).

К внешним факторам относится настрой коллектива, в который попадает ребенок-мигрант (дружелюбный или враждебный), его готовность прийти на помощь и желание в общении. Наиболее яркими проблемами в адаптации ученика-мигранта выступают проблемы языкового и социокультурного барьеров [4]. Наличие этих сложностей препятствует успешной социализации ученика-мигранта, осложняют процесс усвоения информации и психологической адаптации ребенка. Вследствие чего ребенок сторонится общественной, классной и внеклассной деятельности; настраивается против окружающего социума, считая его непонимающим, чужим, агрессивно-
настроенным; страдает из-за отсутствия друзей; считает себя менее способным, тем самым способствуя формированию у себя заниженной самооценки. В процессе адаптации ребенка в школе выделяют несколько этапов:

  1. Учебная адаптация: включение ребенка-мигранта в учебную, воспитательную и внеклассную деятельность школьного класса, а также усвоение норм поведения, принятых в школе.
  2. Социально-педагогическая адаптация: формирование и установление межличностных связей детей-мигрантов в пространстве школы.
  3. Культурная адаптация: развитие у ребенка-мигранта представления о культурных особенностях и нормах новой для него страны, включение ребенка в окружающий социум. Важно отметить, что акцент в адаптации делается не на национальной принадлежности ребенка, его возрасте, времени поступления в школу или умственных способностях, а на показателях успешной интеграции в классе. Успешная интеграция ребенка-мигранта в классе – одна из главных целей классного руководителя. Именно учитель может способствовать формированию правильного отношения к новому ученику, созданию комфортного климата в классе, успешному вхождению ребенка в коллектив. Педагог выступает своего рода медиатором между учеником-мигрантом и другими обучающимися. Так, процесс акклиматизации отчасти перерастает в процесс восстановительной медиации. Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает гармоничные условия для взаимодействия двух сторон, способствует пониманию сторонами друг друга, предотвращает возможные конфликты и непонимания [4]. Самым важным в этом процессе является активное взаимодействие обеих сторон, которому способствует независимый медиатор. Не смотря на то, что традиционно такой метод применяется в практике органов правосудия, его же можно использовать и в процессе адаптации ученика-мигранта в общеобразовательной школе. Это будет полезной практикой для развития умения самостоятельно разрешать сложные ситуации, не причиняя вред себе и другим. Успешность протекания этого процесса гарантирует нахождение общего решения, устраивающего обе стороны, принятие которого всегда обусловлено межличностными отношениями учеников, переживанием ими определенных эмоций и чувств. Акцент в таком случае следует сделать не столько на переходе от позиций к интересам, сколько на чувствах сторон, построении конструктивного общения и формировании доверия между учениками.

В школьной практике за основу восстановительной медиации можно взять такое умение личности как толерантность. Каждый ученик класса должен понимать, что толерантность – это не глухое безразличие, а истинный доброжелательный настрой на людей во взаимодействии с ними, а также набор позитивных установок в общении. Под ней также понимают терпимость, характеризующуюся умением мириться с чужим мнением и снисходительным отношением к поступкам других людей. Подлинная толерантность во многом основывается на эмпатичных способностях человека. Т.В. Власова отмечает: «Идеальное содержание толерантности и эмпатии, трансформирующееся в эмпирии взаимодействия в бытийственную человеческую связь, не только подкрепляет и воспроизводит её в наиболее возможной полноте, но испытывает и утверждается в статусе онтологического способа существования, которое благодаря этому единению наполняется доверием как основой онтологической безопасности» [2]. Так, эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и пониманию состояния другого человека выступает критерием психологически здоровой личности, толерантность – критерием социально-здоровой личности [2].

Толерантность и эмпатия по отношению к детям-мигрантам выступает не только актом уважения, но и признаком включенности в общение (а соответственно, работы над собой). Эмпатия способствует установлению понимания и контакта между людьми. Благодаря чувству эмпатии личность может взглянуть на ситуацию с разных ее сторон, заметить все ее сложности. Ребенок-мигрант в своих желаниях и требованиях ничем не отличается от ребенка коренного населения. Он также испытывает потребность в общении, признании и уважении. Обладание коллективом высоким уровнем развития эмпатийных способностей способствует лучшей и более быстрой интеграции ребенка-мигранта в классе. В исследовании Т.В. Снегиревой и М.Е. Егорова было выявлено, что дети из числа мигрантов обладают более низкими
показателями уровня эмпатии. Они менее склонны к проявлению эмпатийности, зависимы от окружающих (лишь 10% проявили тенденцию к
независимости), стараются избегать общения со сверстниками [3]. Сделав акцент на развитии у всех учеников эмпатичных способностей, преподаватель встает на верный путь по созданию целостного, дружного коллектива и успешной интеграции ученика-мигранта в классе. Развивая в учениках любовь, уважение, понимание и сочувствие, учитель способствует уничижению дискриминации (гендерной, национальной, религиозной и др.), и обеспечивает будущее социально-здоровыми личностями. Дети-мигранты при таком сценарии акклиматизируются намного быстрее. Эмпатия как чувство слияния состояний не требует общности языка и убеждений, основываясь на эмоциональной сфере, она позволяет понять друг друга людям разных конфессий и народов. Так, ученик-мигрант не только изучает язык и традиции новой страны, но и, сам не осознавая того, начинает понимать стиль мыслей окружающего его коллектива. Учится милосердию, взаимоуважению и терпимости. Начинает думать, как другие ученики, принимает окружающих такими, какие они есть. Осознает равенство между ними и постепенно, вливаясь в культуру другой страны, успешно интегрируется в классе. Толерантность и эмпатия являются обязательным качествами достойного педагога. Их проявление учителем находит эмоциональный отклик у учащихся между собой и между ними и педагогом. Положительное отношение друг к другу и приятный психологический климат коллектива способствует более успешному процессу обучения и социализации его участников. Так, для успешной социализации ребенка-мигранта в школе учитель может применять различные техники по развитию у учеников эмоционального интеллекта (далее – ЭИ) в целом и эмпатии в частности. Важно обращать внимание на эмоции, которые испытывают при этом ученики (учить их проявлению положительных эмоций). Сначала, чтобы узнать уровень ЭИ учащихся следует провести социометрический опрос и диагностику эмпатийных проявлений, после, воздействуя, в первую очередь, на признанных лидеров, развивать уважительное отношение к новоприбывшему ученику с помощью собственного примера. На первых этапах социализации ученика- мигранта лучше использовать групповые виды работ (спортивные соревнования, общественные проекты и др.), после перейти к работе в парах и формированию отдельных дружеских связей ребенка. Находясь в эмоционально-приятном климате, в атмосфере взаимоуважения и понимания друг друга, ученики создают благоприятную почву для успешной интеграции ученика-мигранта в школе. Тем самым, вливаясь в коллектив, ребенок из числа мигрантов успешно акклиматизируется не только в школьном классе и образовательном учреждении, но и в новой стране, культуре в целом. При проявлении взаимной эмпатийности между учениками, прохождение этапов учебной, социально-педагогической и культурной адаптации ученика-мигранта проходит не только более быстро, но и более результативно. Высокий уровень эмпатийности ребенка-мигранта способствует его успешной интеграции в школе. Высокий уровень появления эмпатийности учителем выступает примером для развития чувства эмпатии у учеников. Высокий уровень эмпатийных проявлений коллектива гарантирует принятие нового ученика в классе и установление между ними положительных социальных связей.

Литература:

  1. Бузыкина Ю. С., Константинов В. В. К вопросу детерминации отношения к проявлениям экстремизма // Перспективы науки. – 2013. – No4(43). – С.14-16.
  2. Власова Т. В. Толерантность и эмпатия: к вопросу об онтологии сосуществования // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. По матер. XXIII междунар. Науч.-практ. конф. No 6 (22). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 99-109.
  3. Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия [монография]. – М.: Издательство «Перо», 2014. – 185 с.
  4. Константинов В. В., Ковалева Н. А. Социально-психологиечкий анализ феномена расставания мигрантов с родиной [монография]. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2010. – 100 с.
  5. Снегирева Т. В., Егоров М. Е. Раазвитие эмпатии как фактора регуляции эмоционального поведения у несовершеннолетних подростков из числа мигрантов // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа к журн. URL: http://scienceforum.ru/2016/article/2016021971
  6. Хухлаев О.Е., Александрова Е.А., Гриценко В.В., Константинов В.В., Кузнецов И.М., Павлова О.С., Рыжова С.В., Шорохова В.А. Идентификация с религиозной группой и этнонациональные установки буддистской, мусульманской и православной молодежи // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 71–82. doi:10.17759/chp.2019150308
  7. Константинов В.В., Красильников И.А. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. Пенза: Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2008. 159 с.
  8. Константинов В.В. Адаптационный процесс у мигрантов и их психологические характерист (на материалах Приволжского федерального округа). Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2012. № 2 (20). С. 114-122.    

References:

  1. Buzykina Yu. S., Konstantinov V. V. K voprosu determinacii otnosheniya k proyavleniyam ekstremizma // Perspektivy nauki. – 2013. – No4(43). – S.14-16.
  2. Vlasova T. V. Tolerantnost' i empatiya: k voprosu ob ontologii sosushchestvovaniya // Sovremennaya psihologiya i pedagogika: problemy i resheniya: sb. st. Po mater. XXIII mezhdunar. Nauch.-prakt. konf. No 6 (22). – Novosibirsk: SibAK, 2019. – S. 99-109.
  3. Dolgova V. I., Mel'nik E. V. Empatiya [monografiya]. – M.: Izdatel'stvo «Pero», 2014. – 185 s.
  4. Konstantinov V. V., Kovaleva N. A. Social'no-psihologiechkij analiz fenomena rasstavaniya migrantov s rodinoj [monografiya]. – Penza: PGPU im. V. G. Belinskogo, 2010. – 100 s.
  5. Snegireva T. V., Egorov M. E. Raazvitie empatii kak faktora regulyacii emocional'nogo povedeniya u nesovershennoletnih podrostkov iz chisla migrantov // Materialy VIII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum». Rezhim dostupa k zhurn. URL: http://scienceforum.ru/2016/article/2016021971
  6. Huhlaev O.E., Aleksandrova E.A., Gricenko V.V., Konstantinov V.V., Kuznecov I.M., Pavlova O.S., Ryzhova S.V., SHorohova V.A. Identifikaciya s religioznoj gruppoj i etnonacional'nye ustanovki buddistskoj, musul'manskoj i pravoslavnoj molodezhi // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2019. Tom 15. № 3. S. 71–82. doi:10.17759/chp.2019150308
  7. Konstantinov V.V., Krasil'nikov I.A. Psihologicheskaya adaptaciya: opyt issledovaniya i diagnostika. Penza: Izd-vo PGPU im. V. G. Belinskogo, 2008. 159 s.
  8. Konstantinov V.V. Adaptacionnyj process u migrantov i ih psihologicheskie harakterist (na materialah Privolzhskogo federal'nogo okruga). Vestnik KRAUNC. Gumanitarnye nauki. 2012. № 2 (20). S. 114-122.