УДК 316.6

© 2023 Латанова Елизавета Николаевна*,

*Соискатель ученой степени кандидата психологических наук по научной специальности «5.3.5 Социальная психология, политическая и экономическая психология», Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского (г.Саратов), e-mail: Petrova1989iii@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема ценностно-мотивационной сферы личности военнослужащих российской армии в соответствии с гендерными особенностями и спецификой профессиональной деятельности. Анализируются результаты эмпирического исследования, в котором отражены характеристики ценностно-мотивационной сферы военнослужащих мужского и женского пола. Показаны особенности ценностных ориентаций на примере военнослужащих разного пола.

Ключевые слова: ценностно-мотивационной сферы личности, военнослужащие российской армии, гендерные особенности

Characteristics of the value-motivational sphere of the personality of military men and women in the modern Russian army

© 2023 Latanova Elizaveta Nikolaevna*,

*Candidate of the degree of Candidate of psychological Sciences in the scientific specialty "5.3.5 Social psychology, political and economic psychology", Saratov State University named after N.G.Chernyshevsky (Saratov, Russia),

e-mail: Petrova1989iii@mail.ru

Annotation: The article deals with the problem of the value-motivational sphere of the personality of Russian army servicemen in accordance with gender characteristics and the specifics of professional activity. The results of an empirical study are analyzed, which reflect the characteristics of the value-motivational sphere of male and female military personnel. The features of value orientations are shown on the example of servicemen of different genders.

Key words: value-motivational sphere of personality, military personnel of the Russian army, gender characteristics

В современных условиях действительности, особое значение приобретает проблема ценностно-мотивационной сферы личности военнослужащих, по причине специфических особенностей их деятельности и личностных характеристик. Во многом это связано с кардинальными изменения, которые переживает российское общество, повышения динамизма социальных процессов, когда на передний план научной мысли выносятся проблемы, связанные с существенными изменениями в сфере формирования личности. В этой связи существенное значение приобретает изучение ценностно-мотивационной сферы личности у военнослужащих женщин и мужчин. Данные исследования дают возможности для рассмотрения свойств личности данных военнослужащих, их отношением в службе, окружающим и к самим себе, то есть рассматриваются также проблемы, связанные со становлением собственного мировоззрения, самосознания и «Я-концепции».

В настоящее время изучение ценностно-мотивационной сферы личности военнослужащих Российской армии приобретает особую актуальность. Наряду с необходимостью качественного психологического сопровождения военнослужащих, изучение данной проблематике имеет существенное значение и для создания условий обеспечивающих боеспособность вооруженных сил, что предполагает эффективность действий военнослужащих в разных условиях.

Так, ученые рассматривают ценностные детерминации готовности военнослужащих к изменению служебной ситуации. Показано, что важными ценностями, которые обусловливают готовность к изменениям личности военнослужащих, являются ценности самостоятельность-мысли, стимуляции и конформизм-правила [1]. Также, изучались роли социально-психологических характеристик личности в формировании ответственного отношения к служебной деятельности военнослужащих во взаимосвязи с их ценностными ориентациями и идентичностью. Установлена взаимосвязь между данными явлениями у курсантов [2]. А.Н.Шишкин в своей работе раскрывает особенности влияния гендерной принадлежности военнослужащих на формирование системы их моральных ценностей. В соответствии с условием роста числа женщин-военнослужащих автором обосновывается необходимость использования гендерного подхода к подготовке командного состава армии. Отмечается роль формирования определенной системы моральных ценностей у военнослужащих-женщин [3 ].

В исследованиях Л. В. Марищук и Ю. О. Брикса ценностные ориентации военнослужащих женского и мужского пола раскрываются во взаимосвязи с социальным интеллектом. Авторами подчеркивается, что ценностные ориентации являются стержнем, который определяет выбор поведения и действия военнослужащих. То есть, они формируют образ будущего, ради которого человек готов к внутренним изменениям личности [4 ].

Представляет интерес и междисциплинарный подход к изучению ценностной сферы личности. Так, в аспекте изучения взаимоотношений мужчин и женщин военнослужащих целесообразно изучение их адаптации личности [5], составляющих социальной компетентности [6] и резистентности личности к стрессам [7], исследование ценностной сферы личности в процессе профессиональной социализации в экстремальных условиях [8], изучение ценностных ориентаций с точки зрения преодолевающего поведения [9 ] и т.д. Все изучаемые явления во многом актуализируют значение ценностно-мотивационной сферы личности военнослужащих.

В соответствии с вышеизложенным мы полагаем, что проблема ценностно-мотивационной сферы личности у военнослужащих представляет особую актуальность и отличается высоким уровнем востребованности в современных условиях. Целью нашего исследования является изучение особенностей ценностно-мотивационной сферы личности военнослужащих-мужчин и военнослужащих-женщин.

Методика исследования.

Эмпирическое исследование проводилось на базе воинской части МО РФ. В эмпирическом исследовании участвовали 70 испытуемых-военнослужащих (35 испытуемых женского и 35 испытуемых мужского пола). В исследовании использована методика Шварца, направленная на изучение ценностных ориентаций личности военнослужащих.

Результаты исследования.

С целью изучения ценностных ориентаций мужчин-военнослужащих применена методика Шварца. Получены следующие результаты по критерию «нормативные идеалы», которые представлены в таблице 1 в границах средних значений.

Таблица 1. Распределение значений ценностных ориентаций мужчин-военнослужащих по критериям «нормативные идеалы» и «индивидуальные приоритеты» методики Шварца

Ценностные ориентации

Средние значения

Нормативные

идеалы

Индивидуальные приоритеты

1

Конформизм

20,6

8,2

2

Традиции

22,6

6,8

3

Доброта

27,2

9,6

4

Универсализм

34,9

12,8

5

Самостоятельность

25,4

10,2

6

Стимуляция

11,9

5,5

7

Гедонизм

11,5

5,0

8

Достижение

21,6

8,4

9

Власть

17,8

5,2

10

Безопасность

27,6

11,7

 

Нами были получены следующие результаты:

Наиболее значимыми ценностями в рамках исследуемой выборки по критерию «нормативные идеалы» стали «универсализм», «доброта», «безопасность» и «самостоятельность». Менее всего значимы ценностные ориентации «гедонизм» и «стимуляция» (см.табл. 1).

Военнослужащие ориентированы на защиты благополучия всех людей, понимание, терпимость, доброжелательность, позитивность взаимодействия с окружающими людьми . Для них характерно стремление к ответственности, честность, дружба, а также самостоятельность мышления и выбора способов действия. В то же время важной мотивационной составляющей является безопасность для окружающих людей и себя, стабильность в обществе и во взаимоотношениях с людьми.

Для военнослужащих менее всего актуальным являются различные биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, и получение чувственного удовольствия. То есть, это говорит о снижении тенденции быть направленными на самих себя с ориентацией на получение индивидуальных выгод, удовольствий, всяческих бонусов в отношении индивидуальной заинтересованности.

По критерию «индивидуальные приоритеты» также наиболее значимыми ценностями в рамках исследуемой выборки являются стали «универсализм», «безопасность», «самостоятельность» и «доброта». Менее всего значимыми ценностными ориентациями являются «гедонизм», «стимуляция» и «власть». Непосредственно в индивидуальных приоритетах мужчины-военнослужащие не ориентированы на достижение высокого социального статуса и престижа в рамках своей социальной группы, в рамках коммуникативных сообществ. Отмечается отсутствие стремления к доминированию. В целом, практически все ценности, как актуальные, так и менее всего актуальные по двум критериям повторяются. Исключением является ценность «власти». Можно сказать, что ценностные ориентации по критериям «нормативные идеалы» и «индивидуальные приоритеты» в выборке мужчин-военнослужащих имеют близкие значения и не различаются.

В выборке женщин-военнослужащих наиболее значимыми ценностями по критерию «нормативные идеалы» стали «универсализм», «безопасность» и «самостоятельность» (см.табл.2). Менее всего значимы ценностные ориентации «стимуляция» и «власть».

Таблица 2. Распределение значений ценностных ориентаций женщин-военнослужащих по критериям «нормативные идеалы» и «индивидуальные приоритеты» методики Шварца

Ценностные ориентации

Средние значения

Нормативные

идеалы

Индивидуальные приоритеты

1

Конформизм

16,5

5,7

2

Традиции

15,1

2,3

3

Доброта

19,5

7,9

4

Универсализм

30,1

9,3

5

Самостоятельность

21,9

10,2

6

Стимуляция

11,3

4,8

7

Гедонизм

13,2

7,1

8

Достижение

16,9

5,6

9

Власть

12,4

2,6

10

Безопасность

24,1

10,2

По критерию «индивидуальные приоритеты» у женщин-военнослужащих также наиболее значимыми ценностями являются «самостоятельность», «безопасность» и «универсализм». Менее всего значимыми ценностными ориентациями являются ценности: «традиции», «власть» и «стимуляция». У женщин как и мужчин-военнослужащих отмечаются близкие характеристики ценностно-мотивационной сферы, которые отражены выше. В то же время имеются и явные различия по ценностям «доброта» и «традиции». То есть, женщины менее всего ориентированы на благополучии и доброжелательности в повседневном взаимодействии с окружающими. Они не принимают в полной мере традиции своей профессиональной группы, то есть не желают принять свою участь и быть в какой-то мере смиренными.

Особенно явно отличительные особенности ценностно-мотивационной сферы прослеживаются между мужчинами и женщинами-военнослужащими в результатах статистического анализа. Так, обнаружены статистически значимые различия по следующим ценностным ориентациям по критерию «нормативные идеалы»: «конформизм», «традиции», «доброта», «самостоятельность», «достижение», «власть» и «безопасность» (см.табл. 3). У мужчин-военнослужащих отмечаются более высокие значения по данным ценностям.

Таблица 3. Сравнительный анализ ценностных ориентаций личности мужчин и женщин-военнослужащих по методике Шварца (критерий «нормативные идеалы»)

Ценностные ориентации

t-критерий Стьюдента

p (значимость по t-критерию Стьюдента)

U-критерий Манна-Уитни

p (значимость по критерию Манна-Уитни)

 

 

 

 

1

Конформизм

2,6

0,01

57

0,02

2

Традиции

3,1

0,003

43

0,004

3

Доброта

3,0

0,005

54

0,01

4

Универсализм

1,9

0,05

65

0,04

5

Самостоятельность

2,1

0,04

65

0,04

6

Стимуляция

0,6

0,5

100

0,6

7

Гедонизм

-1,0

0,2

88

0,3

8

Достижение

3,7

0,001

39,5

0,002

9

Власть

3,6

0,001

39

0,002

10

Безопасность

2,3

0,02

61,5

0,03

Также, обнаружены статистически значимые различия по следующим ценностным ориентациям по критерию «индивидуальные приоритеты»: «традиции», «универсализм», «достижение» и «власть» (см.табл. 4). Полученные результаты подтверждают отличительные особенности между мужчинами и женщинами-военнослужащими в ценностно-мотивационной сфере личности.

Таблица 4. Сравнительный анализ ценностных ориентаций личности мужчин и женщин-военнослужащих по методике Шварца (критерий «индивидуальные приоритеты»)

Ценностные ориентации

t-критерий Стьюдента

p (значимость по t-критерию Стьюдента)

U-критерий Манна-Уитни

p (значимость по критерию Манна-Уитни)

 

 

 

 

1

Конформизм

1,8

0,08

70

0,07

2

Традиции

3,7

0,001

34

0,001

3

Доброта

1,3

0,1

89,5

0,3

4

Универсализм

2,3

0,03

58

0,02

5

Самостоятельность

-0,08

0,9

111,5

0,9

6

Стимуляция

0,9

0,3

98,5

0,5

7

Гедонизм

-1,5

0,1

78

0,1

8

Достижение

2,4

0,02

60,5

0,03

9

Власть

2,6

0,01

56,5

0,01

10

Безопасность

1,0

0,3

85,5

0,2

Выводы

 

Таким образом, исходя из анализа ценностно-мотивационной сферы личности военнослужащих мужчин и женщин следует, что существуют отдельные различия по ценностям, которые связаны с полоролевыми особенностями и отношением к воинской службе.

По итогам анализа ценностной сферы личности военнослужащих по методике Шварца мы также наблюдаем общие и отличительные черты у мужчин и женщин. Это подтверждают результаты статистического анализа. Присутствует определенная специфика в отношении к воинской службе и во взаимоотношениях с коллегами в воинских коллективах и в целом с окружающими.

В дальнейшем целесообразно продолжить исследования ценностно-мотивационной сферы личности военнослужащих женщин и мужчин с увеличением выборки испытуемых и применением дополнительных психодиагностических средств.

Литература:

  1. Шамионов Р. М., Терехин Р. А. Ценностные факторы готовности к изменению служебной ситуации военнослужащих на разных этапах военной социализации//Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. Вып. 3. С. 324-333. -. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-324-333 EDN: ZTUNPR

  2. Шамионов Р. М., Сорокин А. И. Роль военной идентичности, ценностей и удовлетворенности службой в формировании ответственности курсантов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. Сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1 (33). С. 25-32. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-1-25-32 EDN: CFETXU

  3. Шишкин А. Н. Ценностные ориентации военнослужащих: гендерный аспект / А. Н. Шишкин // Инновации в образовании. – 2021. – № 2. – С. 104-113. – EDN JFIBBT.

  4. Марищук Л. В. Сравнительный анализ социального интеллекта и ценностных ориентаций мужчин и женщин-военнослужащих / Л. В. Марищук, Ю. О. Брикса // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2019. – Т. 13, № 10. – С. 62-71. – EDN KIBUGH

  5. Малышев И.В. Адаптационные возможности личности студентов-спортсменов в условиях вузовского обучения / И.В. Малышев, А.Р. Орлянская // В мире научных открытий. - 2015. - № 7-1. - С. 512-524.

  6. Малышев, И.В., Ручин, В.А. Взаимосвязь социальной компетентности и адаптационных возможностей личности студентов разных специальностей / И.В. Малышев, В.А. Ручин // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - Т.5, вып. 4(20). - С. 355-360. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-355-360.

  7. Малышев И.В. Особенности социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности старшеклассников в условиях меняющегося общества// Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т.5. вып.2. № 2. C.157-162.

  8. Малышев И.В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и ценностной сферы личности в процессе профессиональной социализации в экстремальных условиях//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 2010. Т. 10, Вып. 4. С. 74-78. EDN: NDDWAN

  9. Малышев И. В. Взаимосвязь творческого потенциала и копинг-стрессовых стратегий личности у студентов вуза//Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. -2013. -Т. 13. Вып. 3. С. 56 -61. EDN: ROCYVL

References:

  1. SHamionov R. M., Terekhin R. A. Cennostnye faktory gotovnosti k izmeneniyu sluzhebnoj situacii voennosluzhashchih na raznyh etapah voennoj socializacii//Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2017. T. 17. Vyp. 3. S. 324-333. -. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-324-333 EDN: ZTUNPR

  2. SHamionov R. M., Sorokin A. I. Rol' voennoj identichnosti, cennostej i udovletvorennosti sluzhboj v formirovanii otvetstvennosti kursantov // Izv. Sarat. un-ta. Nov. Ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2020. T. 9, vyp. 1 (33). S. 25-32. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-1-25-32 EDN: CFETXU

  3. SHishkin A. N. Cennostnye orientacii voennosluzhashchih: gendernyj aspekt / A. N. SHishkin // Innovacii v obrazovanii. – 2021. – № 2. – S. 104-113. – EDN JFIBBT.

  4. Marishchuk L. V. Sravnitel'nyj analiz social'nogo intellekta i cennostnyh orientacij muzhchin i zhenshchin-voennosluzhashchih / L. V. Marishchuk, YU. O. Briksa // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-ekonomicheskih nauk. – 2019. – T. 13, № 10. – S. 62-71. – EDN KIBUGH

  5. Malyshev I.V. Adaptacionnye vozmozhnosti lichnosti studentov-sportsmenov v usloviyah vuzovskogo obucheniya / I.V. Malyshev, A.R. Orlyanskaya // V mire nauchnyh otkrytij. - 2015. - № 7-1. - S. 512-524.

  6. Malyshev, I.V., Ruchin, V.A. Vzaimosvyaz' social'noj kompetentnosti i adaptacionnyh vozmozhnostej lichnosti studentov raznyh special'nostej / I.V. Malyshev, V.A. Ruchin // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. - 2016. - T.5, vyp. 4(20). - S. 355-360. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-355-360.

  7. Malyshev I.V. Osobennosti social'no-psihologicheskoj adaptacii i stressoustojchivosti lichnosti starsheklassnikov v usloviyah menyayushchegosya obshchestva// Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2016. T.5. vyp.2. № 2. C.157-162.

  8. Malyshev I.V. Vzaimosvyaz' sindroma emocional'nogo vygoraniya i cennostnoj sfery lichnosti v processe professional'noj socializacii v ekstremal'nyh usloviyah//Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika, 2010. T. 10, Vyp. 4. S. 74-78. EDN: NDDWAN

  9. Malyshev I. V. Vzaimosvyaz' tvorcheskogo potenciala i koping-stressovyh strategij lichnosti u studentov vuza//Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. -2013. -T. 13. Vyp. 3. S. 56 -61. EDN: ROCYVL