УДК  316.6

© 2023 Малышев Иван Викторович*,

* кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики Саратовского национального исследовательского государственного  университета (г. Саратов), e-mail: iv.999@list.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается проблема этнической идентичности в аспекте социально-психологической адаптированности личности на примере отдельных представителей народов Поволжья. Анализируются подходы к изучению явлений адаптации личности и её этнической идентичности.  В рамках  организации пилотажного исследования раскрывается важная роль этнической идентичности в развитии личности молодых людей (в частности студенческой молодежи) и её социально-психологической устойчивости. В этой связи предполагается комплексное социально-психологическое исследование представителей Мордовского этноса.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптированность личности, этническая идентичность,  представители народов Поволжья.

 

The idea of ethnic identity and socio-psychological adaptability of the personality of the peoples of the Volga region

©2023 Malyshev Ivan Viktorovich*,

* Candidate of psychological sciences, associated professor of department of pedagogical psychology and psycho-diagnostics of Saratov National Research State University (Saratov, Russia), e-mail: iv.999@list.ru

 

Annotation: The article examines the problem of ethnic identity in the aspect of socio-psychological adaptability of the individual using the example of individual representatives of the peoples of the Volga region. Approaches to the study of the phenomena of personality adaptation and its ethnic identity are analyzed. As part of the organization of a pilot study, the important role of ethnic identity in the development of the personality of young people (in particular students) and its socio-psychological stability is revealed. In this regard, a comprehensive socio-psychological study of representatives of the Mordovian ethnic group is proposed.

Key words: socio-psychological adaptability of the individual, ethnic identity, representatives of the peoples of the Volga region.

Современные исследования в области адаптации личности, включая ее индивидуальные и социально-психологические характеристики, адаптационный потенциал в настоящее время занимает важное место в психологических исследованиях и не теряет свою актуальность. Особенно важное значение имеет данная проблематика в контексте  этнической идентичности личности современных молодых людей. Согласно современным научным представлениям в социальной психологии, А.Л.Журавлев рассматривает под дефиницией «личность» индивида – члена общества и определенной социальной группы, который способен к осознанной и активной деятельности в основных сферах общественной жизни в силу своего уровня социально-психического развития [1]. Проблематика личности в психологической науке значительно  перекликается с изучением ее социально-психологических составляющих, а именно адаптационных возможностей.

А.А.Реан рассматривает адаптацию как социально-активный процесс, который связан с изменением социальной среды и изменением самого себя [2]. Исследуя данное явление с позиции социальной психологии личности, А.А.Реан акцентирует внимание на когнитивном подходе к проблеме взаимодействия личности и среды, что особенно важно в новейших информационных условиях развития общества. Данный подход предполагает как междисциплинарные исследования, так и исследования в области социально-психологической адаптации, которые связаны с определенными концепциями «когнитивной психологии» личности.

Можно определенно сказать, что деятельностный, когнитивный и системно-эволюционный подходы способны дать новый толчок развитию современной отечественной социальной психологии личности. Об этом свидетельствуют и большинство исследований в данных областях. Так, современные исследователи рассматривают перспективы развития когнитивной психологии на примере достижений в зарубежной и отечественной психологической науке и практике [3]. Рассмотрение социально-психологических составляющих личности и ее адаптационных возможностей в контексте когнитивного подхода особенно актуально в современных тотальных условиях цифровизации общества и проблем развития искусственного интеллекта.

На сегодняшний день перспективное значение имеют исследования социально-психологической адаптации личности в области этнопсихологии.  Под этнической идентичностью понимается осознание личностью своей принадлежности к определенной этнической группе, оценивание и переживание своей роли в развитии и сохранении культурных особенностей своего этноса, тождества с ней и отделения от других этнических общностей. Так, в современных исследованиях подчеркивается роль этнической идентичности как существеннейшего показателя социально-психологической  адаптации личности у представителей разных национальностей, проживающих на территории Поволжья. В этой связи В.В. Константиновым разработана  системно-динамическая концепция, которая позволяет  комплексно подойти к исследованию социально-психологической адаптации личности мигрантов [4]. Разные аспекты феномена этнической идентичности в настоящее время становятся предметом теоретического и эмпирического изучения в социальной психологии. Интерес психологов к данному феномену обусловлен той ролью, которую выполняет этническая идентичность в условиях нарастания глобализации экономических и социальных процессов.

Этническая идентичность отражает ценностно-мотивационную направленность личности в восприятии социально-политических, экономических, этнокультурных явлений современного общества.

Все изучаемые явления во многом актуализируют значение социально-психологических характеристик личности и ее устойчивости к негативному воздействию среды в самых различных аспектах. В частности, сюда можно отнести и когнитивные способности личности молодых людей. 

 Мы полагаем, что проблема изучения личности, ее адаптивности с точки зрения когнитивных возможностей представляет особую актуальность и отличается высоким уровнем востребованности в современных условиях. Особое значение имеет изучение взаимосвязей когнитивно-эмоциональных компонентов этнической идентичности молодых людей с особенностями их психологической устойчивости личности. В качестве выборки предполагается изучение студентов, обучающихся в вузах Саратовской области и других областей Поволжского региона. Так, Саратовская область характеризуется богатым представительством разных этносов. В  пилотажном исследовании мы акцентировали свое внимание на студентах Саратовских вузов – выходцев из компактных мордовских поселений. В настоящее время финно-угорская языковая группа насчитывает 26 млн. человек, из которых 4,5 млн. человек проживают в России. Вместе они составляют 2 большие этнические группы представителей мордвы: эрзя и мокша. В Саратовской области мордва составляет большинство среди других национальностей финно-угорского происхождения, компактно проживающих в Петровском, Энгельсском и других районах региона [5]. Современные ученые отмечают значительную роль мордовских переселенцев  в освоении территорий Поволжья, а именно Самары и Саратова [6]. Так, в работе А.А. Гераклитова отражена высокая социальная активность мордовских переселенцев, которые заселяли данный регион и несомненно внесли свой вклад в культурную жизнь и хозяйственную деятельность [7].  

В процессе предварительного этапа исследования (подготовка анкеты и в ходе выборочного собеседования с испытуемыми) показано, что представители малых народов ищут поддержку и защиту, прежде всего, в идентификации со своим этносом. Уровень этнической идентичности представителей малых народов характеризует их психологическую устойчивость в самых разных аспектах.

Прежде всего, под психологической устойчивостью подразумевается ее нравственная составляющая как особое психологическое образование, которое складывается в процессе самостоятельного определения личностью своего смысла существования. То есть, при выработке традиционных нравственных ценностей, а именно в опоре на данные ценности при принятии решений. Это касается, например, способов получения и потребления материальных благ [8].

В  этой связи также представляет интерес исследования М.А. Чуносова. Автор исследует социально-психологическую устойчивость личности несовершеннолетних, которая проявляется в ответственном отношении к социальным нормам и ценностям. При этом отмечается нетерпимое отношение к отрицательным явлениям окружающей среды. Происходит изменение личности молодого человека, которое отражается в самоорганизации и саморегуляции поведения, в умении отстаивать свои взгляды и убеждения. То есть, данный молодой человек  несет  ответственность за свои убеждения как перед самим собой, так и конкретным коллективом, обществом [9].

В целом теоретический анализ проблематики и предварительный этап эмпирического исследования позволяют говорить о важной роли этнической идентичности в развитии личности молодых людей (в частности студенческой молодежи Саратовской области), как фактора их  моральной и социально-психологической устойчивости. Для полного подтверждения данной гипотезы, свидетельствующей о взаимосвязи между данными явлениями необходимы дополнительные исследования с увеличением выборки испытуемых, применением более широкого репертуара методических средств.

Литература:

  1. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. О. Социальная психология: учеб. пособие. М., 2006. 416 с.
  2. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с.
  3. Лобанов А.П., Радчикова Н.П. Когнитивная революция, или как психология стала наукой //Наука и инновации. 2015. № 12. С. 26-28.  EDN: WAFYKN
  4. Константинов В.В. Системно-динамический подход к социально-психологической адаптации мигрантов // Человеческий капитал. 2018. № 4 (112). С. 49-62.
  5. Потапов, А. Е. Этногенез и основные черты культуры мордвы [текст] / А. Е. Потапов // Культура и история народов Саратовского Поволжья : Учебное пособие.- Саратов: Издательство «Научная книга», 2005. – с. 31- 34.
  6. Ведерникова Т. И., Малкова Н. М., Дубман Э. Л., Смирнов Ю. Н., Корнишина Г. А., Прокина Т. П., Алексеева В. И. Мордва Самарского края: история и традиционная культура. Самара: Слово, 2021. 336 с.  EDN: DEQPYR
  7. Гераклитов А.А. Роль Саратова и Самары XVII в жизни мордвы // Гераклитов А.А. Избранное: в 2 ч. Ч. 1. Саранск, 2011. С. 104-117.
  8. Зыкина Е.И. Методика развития нравственной устойчивости у студентов – будущих юристов на занятиях по английскому языку // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. 2015. №3(67). С. 129-130.
  9. Чуносов М.А. Психолого-педагогический аспект формирования у несовершеннолетних морально-ценностной устойчивости к идеологии экстремизма // Обзор. НЦПТИ. 2018. №2(13). С. 34-38.

References:

  1. Zhuravlev A. L., Sosnin V. A., Krasnikov M. O. Social'naja psihologija: ucheb. posobie [Social psychology: textbook]. Moscow, 2006. 416 p.
  2. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psihologija adaptacii lichnosti. Analiz. Teorija. Praktika. [Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice]. St. Petersburg, 2006. 479 p.
  3. Lobanov A.P., Radchikova N.P. Kognitivnaja revoljucija, ili kak psihologija stala naukoj [Cognitive revolution, or how psychology became a science]. Nauka i innovacii. 2015, N. 12, P. 26-28.  EDN: WAFYKN
  4. Konstantinov V.V. Sistemno-dinamicheskij podhod k social'no-psihologicheskoj adaptacii migrantov [System-dynamic approach to socio-psychological adaptation of migrants]. Chelovecheskij kapital. 2018, N. 4 (112), P. 49-62. 
  5. Potapov, A. E. Jetnogenez i osnovnye cherty kul'tury mordvy [Ethnogenesis and main features of Mordovian culture]. Kul'tura i istorija narodov Saratovskogo Povolzh'ja : Uchebnoe posobie.- Saratov: Izdatel'stvo «Nauchnaja kniga», 2005, P. 31- 34.
  6. Vedernikova T. I., Malkova N. M., Dubman Je. L., Smirnov Ju. N., Kornishina G. A., Prokina T. P., Alekseeva V. I. Mordva Samarskogo kraja: istorija i tradicionnaja kul'tura [Mordva of the Samara Territory: history and traditional culture]. Samara: Slovo, 2021. 336 p.  EDN: DEQPYR
  7. Geraklitov A.A. Rol' Saratova i Samary XVII v zhizni mordvy [Role of Saratov and Samara in Mordva life]. Gereklitov A.A. Izbrannoe: v 2 ch. Ch. 1. Saransk, 2011. P. 104-117.
  8. Zykina E.I. Metodika razvitija nravstvennoj ustojchivosti u studentov – budushhih juristov na zanjatijah po anglijskomu jazyku [Methodology for developing moral stability among students - future lawyers in English classes]. Vestnik IzhGTU imeni M.T. Kalashnikova. 2015, N. 3(67), P. 129-130.
  9. Chunosov M.A. Psihologo-pedagogicheskij aspekt formirovanija u nesovershennoletnih moral'no-cennostnoj ustojchivosti k ideologii jekstremizma [Psychological and pedagogical aspect of the formation of moral and value stability in minors to the ideology of extremism]. Obzor. NCPTI. 2018, N. 2(13), P. 34-38.