УДК 159.9
© 2025 Духмина Елена Викторовна*,
* аспирант Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" (г. Калининград),
e-mail: elena.dukhmina@yandex.ru
Аннотация: В статье представлены результаты теоретического анализа работ, посвященных изучению формирования готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования: систематизация подходов в педагогической психологии. Представлена характеристика ведущих подходов (деятельностный, системный, компетентностный, личностно-ориентированный, ресурсный, субъектный) к их исследованию и обозначены специфика и вклад каждого подхода в понимание формирования готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, формирование готовности, личность, личностные факторы, студенты, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Personal factors in the formation of future teachers' readiness for professional activity in the context of inclusive education: systematization of approaches in educational psychology
© 2025 Elena V. Dukhmina*,
* postgraduate student of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Immanuel Kant Baltic Federal University"
(Kaliningrad, Russia), e-mail: elena.dukhmina@yandex.ru
Annotation: This paper presents the results of a theoretical analysis of works devoted to the study of the formation of future teachers' readiness for professional activity in the context of inclusive education: systematization of approaches in educational psychology. The characteristics of the leading approaches (activity, system, competence, personality-oriented, resource, subject) to their study are presented and the specifics and contribution of each approach to understanding the formation of teachers' readiness for professional activity in the context of inclusive education are outlined.
Key words: inclusive education, development of readiness, personality, personal factors, students with disabilities.
Введение
Инклюзивное образование, как утвержденное понятие и форма образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуется в Российской Федерации с 2012 года с принятием Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании». Инклюзивное образование представляет собой обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п.2, Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании»).
Несмотря на длительный период реализации стратегии инклюзивного образованияв Российской Федерации, многие ученые отмечают следующие стойкие противоречия в педагогической психологии при реализации инклюзивного образования (С.В. Алехина, О.В. Данилова, Е.В. Богданова, Г.Р. Линкер, С.В. Пазухина, И.Н. Хафизуллина, В.В. Хитрюк, Ю.М. Юсупова, И.М. Яковлева):
между длительной реализацией программ инклюзивного образования и неготовностью большинства будущих и действующих педагогов к деятельности в инклюзивном образовании;
между крайней нуждаемостью российской системы образования в высококвалифицированных специалистах образовательных организаций инклюзивного образования и недостаточной разработанностью теоретического обоснования содержания и технологии формирования инклюзивной готовности будущих и действующих педагогов к педагогической деятельности в инклюзивном образовании.
Также наблюдается малочисленность научных исследований механизмов и условий формирования готовности к деятельности в инклюзивном образовании будущих и действующих педагогов.
В рамках данной публикации нами представлены результаты систематизации представлений, созданных в русле основных теоретических подходов в педагогической психологии к пониманию роли и состава личностных факторов в формировании готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивном образовании.
Сенситивным периодом для формирования готовности педагогов к инклюзивному образовательному процессу является время получения педагогической профессии в условиях организации высшего образования, когда закладывается фундамент профессионального мышления, профессиональной готовности (психологической и педагогической готовности), компетентности, профессиональной педагогической культуры (И.В. Ивенских, В.В. Хитрюк, С.А. Черкасова, Т.Н. Черномырдина).
Не смотря на профессиональную подготовку будущих педагогов, которая затрагивает практически все психологические факторы готовности, в работах С.В. Алехиной, О.В. Даниловой, П.Р. Егорова, Д.В. Зайцева, И.И. Лошаковой, В.В. Хитрюк, Е.Р. Ярской-Смирновой отмечается, что в большинстве своем будущие педагоги имеют недостаточные или искаженные представления об инклюзивном образовании, об общих и специфических особенностях развития детей с различными нарушениями, также будущие педагоги не обладают технологиями организации процесса обучения школьников и взаимодействия их с одноклассниками и не способны реализовывать психолого-педагогическое сопровождение школьников в инклюзивной модели образования.
Формирование готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования – инклюзивную готовность (В.В. Хитрюк) рассматривают через педагогическую и психологическую составляющие.
В данной статье рассматривается психологическая составляющая инклюзивной готовности.
В основном отечественные ученые(С.В. Алехина, М.А. Алексеева, Е.Л. Агафонова, А.А. Богданова, О.В. Данилова, А. И. Смоляр, Т. Н. Черномырдина и др.) рассматривают психологические факторы готовности к деятельности в инклюзивном образовании, выделяя различное количество факторов и не имея единого взгляда на описание данного феномена. Объединяющее мнение данных авторов состоит в том, что важными условиями проявления психологической готовности служит эмоциональное принятие педагогом обучающихся с различными нарушениями развития, способность педагога взаимодействовать с данным ребенком, способность поддержать эмоциональное благополучие, готовность педагога включать их в деятельность на уроке, осведомленность педагога об инклюзивном обучении и заинтересованность в его реализации, готовность педагога к сотрудничеству с родителями и другими специалистами, удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
Например, О. В. Данилова выделяет мотивационный, личностный, когнитивныйпсихологические факторы готовности к деятельности в инклюзивном образовании, А. И. Смоляр и Т. Н. Черномырдина - когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный, операциональный, креативный.
В ходе теоретического анализа, синтеза и систематизации научных публикаций (монографии, статьи, диссертации) по проблеме, нами были сделаны следующие обобщения.
Таблица 1. Систематизация подходов к личностным факторам готовности к инклюзивной практике в педагогической психологии.
Название подхода |
Основные представители |
Ключевые идеи применительно к личностным факторам |
Понимание процесса формирования готовности |
Специфика взгляда на инклюзию в данном подходе |
Культурно-исторический подход |
Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев, А.Г. Асмолов, С. В. Алехина |
Личностные факторы (установки, ценности, толерантность) формируются в социальном и культурном контексте. Ключевая роль «социальной ситуации развития» будущего педагога иинклюзивной культуры образовательной организации (ВУЗа). |
Формирование готовности – погружение в инклюзивную культурно-образовательную среду образовательной организации. Черезкультурные практики(совместные проекты, волонтерство), знакомство с опытом успешной инклюзии, диалог с носителями инклюзивных ценностей. |
Инклюзия – естественный этап эволюции образования, построенный на идеях социальной справедливости и уважения различий. Личность педагога должнаприсвоить ценности инклюзивной культуры. Акцент насредовом влиянии. |
Деятельностный подход |
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков |
Личностные факторы –«внутренние условия»успешности деятельности. Это мотивы, смыслы, ценности, способности, проявляющиеся и формирующиеся в деятельности. Ключевые:мотивация,ценностно-смысловая сфера, субъектность. |
Формирование готовности –включение студента в моделируемую и реальную инклюзивную деятельность (учебные задачи, практики, проекты). Личностные факторы развиваются через освоение действий и операций, принятие смыслов и мотивовэтойдеятельности. |
Инклюзия –специфический вид профессиональной педагогической деятельности, требующий особых мотивов (гуманизм, вера в ребенка) и способов действий (гибкость, сотрудничество). Акцент наоперациональной готовностив инклюзивном взаимодействии. |
Системный подход |
Б.Ф. Ломов, П.К. Анохин, В.А. Ганзен, В.В. Хитрюк |
Личностные факторы - элементы целостной системы «личность», находящиеся во взаимосвязи и иерархии. Готовность – системное качество личности. Важна взаимосвязь мотивационных, когнитивных, эмоциональных, операциональных факторов. |
Формирование готовности – системное воздействие на личность и ее подсистемы. Требует комплексной программыподготовки, затрагивающей все компоненты готовности и их связи. Учетвзаимовлияния личностных факторов и среды (ВУЗа, школы). |
Инклюзия рассматривается каксложная система «педагог-ребенок с ОВЗ-среда». Личность педагога –подсистема, эффективность которой зависит от внутренней согласованности факторов ивзаимодействия с другими элементамисистемы (ресурсы, коллеги, родители). |
Компетентностный подход |
Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.И. Байденко, В.В. Хитрюк |
Личностные факторы – основа личностных (надпрофессиональных) компетенций или их интегральная часть (наряду со знаниями и навыками). Ключевые: ценностные ориентации, установки, рефлексивность, самоэффективность,эмоциональный интеллект. |
Формирование готовности –развитие инклюзивной компетентностичерез освоение стандартов и образовательных модулей. Акцент на результат – способность решать профессиональные задачи инклюзии. Использование активных методов (кейсы, тренинги, проекты). |
Инклюзивная компетентность – ключевая цель подготовки. Личностные факторы рассматриваются как неотъемлемая часть профессионального стандарта педагога инклюзивного образования. Важен инструментарий оценкисформированности компетенций. |
Личностно-ориентированный (субъектный) подход |
К.А. Абульханова-Славская, В.И. Слободчиков, С.Л. Рубинштейн |
Личностные факторы – проявления субъектности:активность, инициативность, ответственность, способность к саморазвитию и саморегуляции, авторство в профессиональном становлении. Готовность – субъектное состояние |
Формирование готовности – развитие субъектной позиции студента по отношению к инклюзии. Через диалог, рефлексию, самоопределение, создание условий для личностного роста. Партнерство преподавателя и студента. |
Инклюзия требует от педагога высокой степени субъектности: умения самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях, нести ответственность за процесс и результат, постоянно развиваться. Акцент на ценностном самоопределении педагога. |
Ресурсный подход |
S. Hobfoll; Л.М. Митина, С.В. Кривцова |
Личностные факторы (оптимизм, самоэффективность, резилентность, осмысленность, эмпатия) – психологические ресурсы, помогающие преодолевать трудности инклюзивной практики, предотвращать выгорание, сохранять благополучие. |
Формирование готовности – развитие и накопление личностных ресурсов через психологическое сопровождение, тренинги личностного роста, создание поддерживающей среды. Акцент на профилактике стресса и выгорания. |
Инклюзивная практика рассматривается как потенциально высокострессовая деятельность. Личностные факторы как ресурсы критически важны для долгосрочной эффективности и устойчивости педагога в условиях неопределенности и высоких эмоциональных затрат инклюзии. |
Следует отметить, подходы не исключают, а дополняют друг друга. Например, деятельностный и системный – методологическая база; компетентностный задает цель; личностно-ориентированный и ресурсный – акценты на развитии и поддержке личности; культурно-исторический – определяет контекст. В реальной практике подготовки используется синтез идей.
Таким образом, системное рассмотрение личностных факторов в рамках современных подходов педагогической психологии для теории и практики подготовки педагогов к деятельности в инклюзивном образовании имеет высокое прикладное значение.Интегративный потенциал этих подходов открывает перспективы для создания более эффективных моделей подготовки педагогов, ориентированных на развитие их личностного потенциала для успешной инклюзивной практики.
Литература:
- Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте в контексте проективной инициативы «Наша новая школа». Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 2018: 104–116.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для вузов / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 395 с.
- Линкер Г.Р., Юсупова Ю.М. Формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов в области инклюзивного образования // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 79–89.
- Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года, 30.12.2022 года
- Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. Известия Самарского научного центра РАН. 2010; Т. 12: 134–136.
- Формирование психологической готовности студентов к педагогической деятельности в инклюзивном образовании: автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Данилова Ольга Вячеславовна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»]. - Санкт-Петербург, 2022. - 24 с.
References:
- Alekhina S.V., Zareckij V.K. Inklyuzivnyj podhod v obrazovanii v kontekste v kontekste proektivnoj iniciativy «Nasha novaya shkola». Psihologo-pedagogicheskoe obespechenie nacional'noj obrazovatel'noj iniciativy «Nasha novaya shkola». 2018: 104–116.
- Zeer E.F. Psihologiya professional'nogo obrazovaniya: uchebnik dlya vuzov / E.F. Zeer. – 2-e izd., ispr. i dop. – Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2020. – 395 s.
- Linker G.R., YUsupova YU.M. Formirovanie i razvitie professional'nyh kompetencij pedagogov v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya // Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 1. S. 79–89.
- Prioritetnye napravleniya razvitiya obrazovaniya obuchayushchihsya s invalidnost'yu, s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya do 2030 goda, 30.12.2022 goda
- Sorokoumova S.N. Psihologicheskie osobennosti inklyuzivnogo obucheniya. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. 2010; T. 12: 134–136.
- Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti studentov k pedagogicheskoj deyatel'nosti v inklyuzivnom obrazovanii: avtoreferat dis. ... kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.07 / Danilova Ol'ga Vyacheslavovna; [Mesto zashchity: FGBOU VO «Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena»]. - Sankt-Peterburg, 2022. - 24 s.