УДК 159.9 + 37.015.3 +316.6
© 2025 Малышев Иван Викторович*,
* кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики Саратовского национального исследовательского государственного университета (г. Саратов),
e-mail: iv.999@list.ru
Аннотация: В статье рассматриваются особенности профессионального самоопределения и становления личности молодых людей, обучающихся в вузе. Представлен теоретический и методологический аспекты проблемы. Обобщены результаты проводимого ранее пилотажного эмпирического исследования, направленного на изучение профессионального самоопределения студентов в современных условиях действительности. Указывается на необходимость создания современной модели профориентационной диагностики, включающей социально-психологический аспект проблемы.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное становление личности, студенты вуза, профориентационная диагностика.
Professional self-determination and personality development of university students in contemporary socio-economic conditions
©2025 Ivan V. Malyshev *,
* Candidate of psychological sciences, associated professor of department of pedagogical psychology and psycho-diagnostics of Saratov National Research State University (Saratov, Russia), e-mail: iv.999@list.ru
Annotation: The article examines the specific features of professional self-determination and personality development among young people studying at university. Theoretical and methodological aspects of the issue are presented. The results of a previously conducted pilot empirical study aimed at exploring the professional self-determination of students in the current reality are summarized. The necessity of creating a modern model for career guidance diagnostics, which includes the socio-psychological aspect of the problem, is emphasized.
Key words: professional self-determination, professional personality development, university students, career guidance diagnostic.
В современных условиях развития российского общества всё более очевидной становится проблема профессионального самоопределения и становления личности молодых людей. Общество предъявляет достаточно высокие требования к личности будущих специалистов, её адаптационному потенциалу, к осознанному выбору профессии и постоянной готовности к обучению на протяжении всей жизни. Успешность профессионального становления молодежи возможна лишь при создании определенных условий, способствующих развитию личности и предопределяющих осознанный выбор профессионального пути. Ориентация молодежи на востребованные профессии, соответствующие их индивидуальным склонностям и возможностям, является важным условием успешного функционирования экономики в масштабах страны и благополучия каждого человека.
В условиях динамично меняющегося рынка труда, развития новых технологий и форм занятости, традиционные подходы к профессиональной ориентации оказываются недостаточно эффективными. Необходим более глубокий анализ взаимосвязи между личностными качествами, интересами и профессиональными предпочтениями учащихся. Выбор профессии становится одним из центральных вопросов, определяющих дальнейший жизненный путь молодых людей.
Особое значение в этой связи имеет профессиональное самоопределение будущих молодых специалистов – студентов вузов в контексте профессионального становления личности. В этой связи значимость профессионального самоопределения студенческой молодежи трудно переоценить, так как от этой важнейшей психологической составляющей личности зависит процесс формирования будущего специалиста, происходит определенная коррекция интересов, ценностей и целей в выбранной профессии.
Проблема профессионального становления личности рассматривается в научных трудах многих отечественных ученых (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, ЮЛ. Поваренков, A.M. Столяренко, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Г.Т. Хаопян, и многие другие) [ 1 ]. Так, Э.Ф. Зеер рассматривает «становление» в качестве непрерывного процесса, который направлен на профессиональные изменения личности под влиянием социальных воздействий и своей активности. Активность личности при этом направлена на самосовершенствование и самореализацию [2 ].
В.И. Слободчиков под «становлением» понимает важную составляющую личности в процессе её развития. Ученый полагает, что «развитие» одновременно включает три процесса, а именно: становление, формирование и преобразование [3]. Е.Г.Слободнюк профессиональное становление определяет как формирование социально-значимых и профессионально важных качеств личности и их интеграцию. По мнению ученого сюда также следует отнести и формирование профессиональной направленности, компетентности и готовность личности к постоянному профессиональному росту. В целом, это в соответствии с определенными индивидуально-психологическими свойствами личности - поиск оптимальных способов качественного и творческого выполнения деятельности [4]. Можно сказать, что процесс профессионального становления обеспечивает личности, при наличии у нее определенных индивидуальных и социально-психологических свойств, способность эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. С точки зрения Т.В. Кудрявцева, профессиональное становление является длительным и многоуровневым процессом, включающем несколько основных стадий, охватывающих длительный период обучения и воспитания в разных профессиональных учебных заведений [5].
Неотъемлемой частью и важной составляющей профессионального становления личности молодого человека является его профессиональное самоопределение. Так, Т.В. Кудрявцев, рассматривая проблему профессионального становления личности, на первом месте выделяет стадию возникновения и формирования профессиональных намерений, далее следует профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности [6]. Е.А. Климов в периодизации жизненного пути профессионала в этой связи выделяет фазу оптации как период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении [7].
В своих работах Н.С. Пряжников рассматривает профессиональное самоопределение личности в качестве самостоятельного и осознанного нахождения смыслов выбираемой (выполняемой) деятельности в контексте определенной социально-экономической ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения [8].
Существенную роль в создании условий, эффективно влияющих на профессиональное самоопределение личности, играет правильная организация совместной самостоятельной работы будущих специалистов-студентов с преподавателями [9]. На наш взгляд, изучение профессионального становления и самоопределения личности представляет наибольший интерес и актуальность с позиции профессиональной социализации личности. В отечественной психологии известно множество определений социализации. Так, Р.М.Шамионов понимает социализацию как сложный многоуровневый и многофункциональный процесс, то есть результат вхождения человека в социальную среду, а также усвоения и трансляции информации в виде свойств личности, её установок и социальных ролей, которые реализуются в виде смены детерминант и их отношений [10].
В профессиональной социализации важная роль отведена институту трудового коллектива и профессии. Ее характерной особенностью является то, что она начинается задолго до начала активной профессиональной деятельности (этап ранней юности – самоопределение личности). Существенное значение имеет профессиональная социализация и в процессе профессионального самоопределения и становления студенческой молодежи. Важной стороной профессиональной социализации является профессиональное становление личности. Это положение в своих работах раскрывает Ю.П.Поваренков [11].
В новых социально-экономических условиях важное значение имеет применение современных средств психодиагностики, направленных на исследование профессионального самоопределения молодых людей. Например, хорошо себя зарекомендовали следующие методики: Методика «Карта интересов» (Е.А. Климов). Методика применяется для профориентации и в процессе трудоустройства. Ее можно использовать для обследования как подростков, так и взрослых. Опросник «Мотивы выбора профессии» (автор Р.В. Овчарова) предназначен для определения основного типа мотивации, влияющего на выбор профессии. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова представляет собой эффективный инструмент профориентации, позволяющий определить склонности личности к одному из пяти типов профессий: "человек-природа" (работа с живыми организмами), "человек-техника" (технические специальности), "человек-человек" (социальные профессии), "человек-знак" (работа с символами и данными) и "человек-художественный образ" (творческие специальности). Опросник профессиональных склонностей (модификация методики Йовайши). Данный тест эффективно определяет профессиональные предпочтения подростков по шести ключевым направлениям: социальная сфера (работа с людьми), практическая деятельность (прикладные специальности), исследовательская область (интеллектуальный труд), эстетические профессии (творческие направления), предпринимательская сфера (планово-экономическая деятельность) и экстремальные виды занятости (специфические профессии).
Изучение проблематики профессионального самоопределения личности на этапах вузовского образования имеет особое значение в развитии нашего общества. Мы полагаем, что проблема изучения профессионального самоопределения и профессионального становления личности студенческой молодежи и учащихся старших классов во взаимосвязи с различными социально-психологическими явлениями представляет особую актуальность и отличается высоким уровнем востребованности в современных условиях [12]. Так, целью нашего пилотажного исследования в январе-феврале 2025 года являлось изучение особенностей профессионального самоопределения студентов вуза на разных этапах обучения. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». [13]. В пилотажном эмпирическом исследовании участвовали 60 испытуемых-студентов в возрасте 19-20 лет, обучающихся на факультете психолого-педагогического и специального образования. Были задействованы студенты 2-го (28 испытуемых) и 3-го курсов (32 испытуемых) по направлению психолого-педагогическое образование (профиль подготовки - психология образования и социальной сферы). В исследовании с целью изучения профессиональных склонностей и интересов применены следующие методики: дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, опросник профессиональных склонностей Йовайши и опросник «Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации О.Г. Филимоновой
Исходя из полученных результатов, можно сказать, что профессиональное становление будущих специалистов в области образования протекает позитивным образом. Более 80% испытуемых-студентов осознанным образом выбрали свою профессию в области «психологии». В то же время настораживает неопределенность в выборе профессии типа «человек-человек» и сферы работы с людьми у большинства студентов младшего курса. В целом, это указывает на необходимость создания определенных коррекционных программ, больше ориентированных на развитие индивидуальных и социально-психологических составляющих личности будущих специалистов с использованием современных информационных технологий. В этой связи необходимо новое концептуальное решение научной проблемы – усовершенствование профориентационной диагностики личности в процессе её профессионального становления. То есть необходима разработка такой модели профориентационной диагностики обучающихся в школе (старшие классы) и в ВУЗе, которая включает более совершенную психодиагностику с применением цифровых технологий в образовательной среде с учетом социально-психологических детерминант личности и социальной группы (учебного коллектива).
Литература:
- Блинов JI.B. Аксиология Профессионального образования: Moнография / Л.В. Блинов, И.А. Макарова, В.Л. Недорезова, О.Е. Шафранова. - Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2007. -199 с.
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.-480 с.
- Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В.И.Слободчиков, Е.ИИсаев - М.: Школьная пресса, 2000.-384 с.
- Слободнюк Е.Г. Профессионально-ценностные ориентации как фактор становления личности будущего учителя: Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. псих, наук, - Магнитогорск, 2000. - 19 с.
- Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления / Т. В. Кудрявцев // Психологическая наука и образование. -1997. - №5. - С. 62-74.
- Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопр. психологии. 1981. №2.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 1996. С.418-425.
- Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. - М.: Академия, 2008. – 108 с.
- Галаев С.В., Александрова Н.А., Букушева А.В. Организация самостоятельной работы при ДО // Высшее образование в России. – 2007. -№10. – С. 141-144.
- Шамионов Р.М. Социальная психология личности [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р.М. Шамионов, А.А. Голованова. – Саратов: Изд–во Сарат. ун–та, 2006. – 264 с.
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю.П. Поваренков. – М.: Изд.–во УРАО, 2002. – 159 с.
- Малышев И. В. Личностные адаптационные характеристики и профессиональное самоопределение у старшеклассников / И. В. Малышев // Пензенский психологический вестник. – 2024. – № 2(23). – С. 32-44. – EDN EDQYZK.
- Малышев И. В. Особенности профессионального самоопределения студентов в современных условиях / И. В. Малышев // Актуальные проблемы исследования массового сознания : Материалы 8-й Международной научно-практической конференции, Пенза, 21–22 марта 2025 года. – Пенза: Издательство "Перо", 2025. – С. 115-121. – EDN VNWCTL.
References:
- Blinov L.V., Makarova I.A., Nedorezova V.L., Shafranova O.E. Aksiologija professional'nogoobrazovanija [Axiology of professional education: monograph]. monografija / L.V. Blinov, I.A. Makarova, V.L. Nedorezova, O.E. Shafranova. Birobidzhan: Izdatel'stvo DVGSHA, 2007. 199 p.
- 2. Zeer E.F. Psihologija professional'nogo obrazovanija [Psychology of professional education: textbook]. ucheb. posobie / E.F. Zeer. Moscow: Izdatel'stvo MPSI; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEK», 2003. 480 p.
- 3. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija razvitija cheloveka: Razvitie sub"ektivnoj real'nosti v ontogeneze [Fundamentals of psychological anthropology. Psychology of human development: Development of subjective reality in ontogenesis: textbook for universities]. ucheb. posobie / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. Moscow: Shkol'naja pressa, 2000. 384 p.
- 4. Slobodnjuk E.G. Professional'no-cennostnye orientacii kak faktor stanovlenija lichnosti budushhego uchitelja [Professional value orientations as a factor in the personality development of a future teacher: Author’s abstract of dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences]. Magnitogorsk, 2000. 19 p.
- 5. Kudrjavtsev T.V. Issledovanie psihologicheskih osobennostej professional'nogo stanovlenija [Study of psychological features of professional development]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 1997, no. 5, p. 62-74.
- 6. Kudrjavtsev T.V. Psihologo-pedagogicheskie problemy vysshej shkoly [Psycho-pedagogical problems of higher education]. Voprosy psihologii, 1981, no. 2.
- 7. Klimov E.A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija [Psychology of professional self-determination]. Moscow, 1996. p. 418-425.
- 8. Prjazhnikov N.S. Professional'noe samoopredelenie: teorija i praktika [Professional self-determination: theory and practice]. N.S. Prjazhnikov. Moscow: Akademija, 2008. 108 p.
- 9. Galaev S.V., Aleksandrova N.A., Bukusheva A.V. Organizacija samostojatel'noj raboty pri DO [Organization of independent work in distance education]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2007, no. 10, p. 141-144.
- 10. Shamionov R.M., Golovanova A.A. Social'naja psihologija lichnosti [Social psychology of personality: textbook for students of higher educational institutions]. ucheb. posobie / R.M. Shamionov, A.A. Golovanova. Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 2006. 264 p.
- 11. Povarenkov Ju.P. Psihologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanovlenija cheloveka [Psychological content of professional development of a person]. Ju.P. Povarenkov. Moscow: Izdatel'stvo URAO, 2002. 159 p.
- 12. Malyshev I.V. Lichnostnye adaptacionnye harakteristiki i professional'noe samoopredelenie u starsheklassnikov [Personal adaptation characteristics and professional self-determination in high school students]. Penzenskij psihologicheskij vestnik, 2024, no. 2(23), p. 32-44. EDN: EDQYZK
- 13. Malyshev I.V. Osobennosti professional'nogo samoopredelenija studentov v sovremennyh uslovijah [Peculiarities of professional self-determination of students in modern conditions]. Aktual'nye problemy issledovanija massovogo soznanija: materialy 8-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Penza, 21–22 marta 2025 goda [Actual problems of mass consciousness research: Proceedings of the 8th International Scientific and Practical Conference, Penza, March 21–22, 2025]. Penza: Izdatel'stvo "Pero", 2025. p. 115-121. EDN: VNWCTL