DOI: 10.17689/psy-2021.1.7

УДК 159.9

 

Динамика адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов 

©2021 Иванчин Сергей Анатольевич*,

* Начальник управления международного образования ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», (г. Пенза), e-mail: iv-serg@bk.ru

 

Аннотация: Автор представляет результаты эмпиричского исследования в ходе которого прошла проверку гипотеза о  существовании нелинейной динамики формирования адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в процессе обучения в ВУЗе. Делается вывод о том, что

динамика формирования адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов имеет нелинейный характер проявления на разных этапах учебной деятельности.

Ключевые слова: адаптационная готовность; иностранные студенты; процесс обучения.

 

The dynamics of adaptive readiness for educational activities among foreign students

© 2021 Ivanchin Sergey Anatolyevich*,

* Head of the International Education Department of the Penza State University (Penza, Russia), e-mail: iv-serg@bk.ru

 

Annotation: The author presents the results of an empirical study, during which the hypothesis about the existence of nonlinear dynamics of the formation of adaptive readiness for educational activities of foreign students in the process of studying at a university was tested. It is concluded that the dynamics of the formation of adaptive readiness for educational activity among foreign students has a non-linear character of manifestation at different stages of educational activity.

 Keywords: adaptive readiness; foreign students; learning process.

 

Формирование адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в процессе обучения в ВУЗе – это одна из ключевых задач в рамках решения комплекса проблем.ю связанных с интеграцией  иностранных студентов в университетскую среду. Иностранные студенты, адаптируясь к реалиям вузовского образования, как правило сталкиваются с разнообразными трудностями. Очевидно, что культурная неоднородность образовательной среды предъявляет требования к адаптации в условиях межкультурного и межконфессионального взаимодействия [1, 2].   Преодоление учебно-познавательных и социально-психологических затруднений само по себе может снижать мотивацию студента, препятствуя освоению знаний, эффективному планированию учебной деятельност, ведя к разочарованиям и обесцениванию учебной деятельности.  

 Содержание адаптационной готовности к учебной деятельности описывается через нахождение баланса между требованиями образовательной среды, социокультурного пространства и ресурсами личности, через поэтапное формирование способностей, выступающих потенциалом для успешной реализации индивидуально-значимой деятельности, а так же через развитие  установок на приспособление к изменяющимся ситуациям деятельности, соотнесением представлений с возможностями преодоления трудностей в процессе самореализации личности и социальной активности [3, 5].

Применительно к высшему образованию принципиальным основанием в исследовании адаптации студентов является их адаптационная готовность к учебной деятельности [4]. Всестороннее изучение данного феномена стало актуальным в силу отсутствия эффективных средств психологического сопровождения процесса формирования адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в ВУЗе.

В ходе эмпирического исследования, проведенногоо на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», в котором приняли участие   425 студентов бакалавриата из  Таджикистана, Киргизстана, Узбекистана, Армении, Туркменистана и др. прошла проверку выдвинутая гипотеза о существовании нелинейной динамики формирования адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в процессе получения вузовского образования, заключающаяся в изменении учебных целей и умений, мотивации обучения, готовности к изменениям образовательной среды в рамках высшего образования, готовности к установлению конструктивных взаимоотношений в новой социокультурной и образовательной среде, повышении удовлетворенности учебной деятельности.

Диагностика испытуемых осуществлялась с помощью батареи следующих методик: 1) «Адаптация личности в новой социокультурной среде» Л.В.Янковского; 2) экспресс-диагностика межличностной аккультурации Дж. Берри; 3) «Личностные факторы принятия решений» Т.В. Корниловой; 4) «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова), и др.

Было установлено, что на первых курсах наиболее значимыми являются трудности, связанные с овладением языком и средствами учебной деятельности, овладением формами и методами обучения в высшей школе. На втором курсе на первый план выходят трудности в освоении новых форм самостоятельной работы и поддержания позитивной мотивации обучения. Так же на первом и втором курсе значимыми остаются социально-психологические характеристики, связанные с взаимодействием студентов внутри студенческой группы и с преподавателями. Значение дидактических трудностей снижается, процентное соотношение становится меньше на третьем и четвёртом курсе. Показатели эмоционального благополучия в рамках учебной деятельности становятся более стабильными на протяжении этапов обучения.

 При сравнении показателей отмечается не стабильность в проявлениях показателей мотивации от курса к курсу. Динамика в процессе учебно-профессиональной социализации определяется общей тенденцией формирования мотивов учения, направленных на процесс и результат обучения, а также мотивацию приобретения знаний. В результате сравнительного анализа установлен факт роста мотива «приобретение знаний» (p<0,01), овладение профессией» (p<0,01) на первом, втором курсах обучения. Мотив «Получение диплома о высшем образовании» как показатель внешней мотивации деятельности иностранных студентов преобладает на начальных этапах, по сравнению с последующими курсами обучения.

Наблюдается тенденция роста к третьему и четвертому курсам обучения показателей «личностной готовности к риску» (p<0,01) в ситуации взаимодействия с окружающими у иностранных студентов. По шкале «Субъективная рациональность» обнаружены значимые различия на разных уровнях выраженности (p<0,01), (p<0,05) по всем курсам обучения. Однако пиковые различия представлены между первым и четвертым курсами обучения. Вероятно, что в ситуации формирования адаптационной готовности к учебной деятельности для иностранных студентов значимым является способность личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

В ходе сравнительного анализа было установлено наличие значимых различий по шкалам: «Адаптированность к учебной деятельности» и «Адаптированность к учебной группе» у студентов первого, второго и четвертого курсов обучения. Различия представлены на разных уровнях выраженности. Существуют скачкообразные периоды повышения показателей адаптированности к учебной деятельности, и к четвертому курсу обучения они не достигают оптимальных высоких значений.

Получены значимые различия на высоком уровне достоверности по первому, третьему, четвертому курсам по шкале «Адаптированность к учебной деятельности». В рамках динамических аспектов изменения данных показателей наблюдается не значительный рост со второго к четвертому курсам. В динамике к четвертому курсу изменяется его оснащенность, и растут показатели дидактической адаптационной готовности, позволяющие говорить о готовности осваивать профессиональные предметы, успешно и в срок выполняет учебные задания; при необходимости студент может обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражает свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности на занятиях.

Было установлено, что распределение типов адаптации в целом различается от курса к курсу. Это говорит о специфике формирования готовности к установлению конструктивных взаимоотношений в новой социокультурной и образовательной среде. Показатели по шкале «адаптивность» значительно возрастает с новым годом обучения. Получены значимые различия (p<0,01) между первым и третьим курсами обучения. Результаты по шкале «конформности» достаточно близки во всех группах испытуемых. Получены значимые различия (p<0,01) между первым и третьим курсами обучения. Показатель «интерактивности» у испытуемых возрастает в период со второго по четвертый курсы обучения, по которым выявлены значимые различия (p<0,01). Существует сниженные тенденции по шкале «депрессивность». Наибольшее значение в группе студентов второго курса, самое низкое значение – у студентов четвертого курса (p<0,05). Самые низкие показатели шкалы отчужденности демонстрируют студенты на четвертом курсе. Выявлены значимые различия между первым и четвертым курсами обучения (p<0,05).

Доминирующей стратегией аккультурации в выборке иностранных студентов на всех курсах обучения выступает «интеграция». Интеграция отражает стремление сохранить главные культурные характеристики, но при этом принять основные ценности и образцы поведения новой культуры и установить прочные связи с ее представителями. Среди иностранных студентов первых двух курсов «маргинализация» как вид аккультурации более распространен. Данный вид выражается не только в отвержении своей собственной культуры (зачастую вынужденно, под воздействием принимающей среды), но и в непринятии новой, в основном в связи с дискриминацией иностранных студентов представителями большинства. На небольшом уровне выраженности выявлены различия по шкале «ассимиляция» на первом и четвертом курсах обучения (p<0,05).

Изучены показатели эмоциональной адаптационной готовности, представленные в способности к осознанию и принятию своих чувств, оценка и интерпретация эмоций и чувств других людей. Динамика на протяжении всего периода обучения по шкалам «межличностного эмоционального интеллекта», «внутриличностного эмоционального интеллекта» постепенно нарастает и отличается в сравнении с показателями на первом и четвертом курсах обучения (p<0,01). Выраженность стресса у иностранных студентов на момент исследования свидетельствует о том, что процесс их адаптации не завершен.

Проведен сравнительный анализ показателей проявления стресса в выборках иностранных студентов, в результате полученных данных установлены значимые различия по шкале «проявления стресса» в исследуемых выборках на первом и четвертом курсах (p<0,01). Данные в группе иностранных студентов первого курса выше, что говорит о наличие психоэмоциональных проблем. На протяжении этапов обучения наблюдается тенденция к снижению проявления стресса.

Анализ полученных эмпирических данных свидетельствует о том, что динамика формирования адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов имеет нелинейный характер проявления на разных этапах учебной деятельности. Формирование адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов на первом - втором курсе обучения сопровождается динамикой учебно-дидактических показателей готовности, на третьем - четвертом курсах ростом социально-психологических показателей готовности.

Литература:

  1. Гриценко, В.В. Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов / В.В.Гриценко, О.Е.Хухлаев, Р.И.Зинурова, В.В.Константинов, Е.В.Кулеш, И.В.Малышев, И.А.Новикова, А.В. Черная // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 1. С. 102–112. doi:10.17759/chp.2021170114
  2. Константинов, В.В. Системно-динамический подход к социально-психологической адаптации мигрантов / В.В. Константинов // Человеческий капитал. 2018. № 4 (112). С. 49-62.
  3.  Шамионов, Р.М. Структура адаптационной готовности личности / Р.М.Шамионов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. № 4. С. 454-458.
  4.  Шамионов, Р. М. Отношение к изменениям и толерантность к неопределенности как предикторы адаптивности и адаптационной готовности / Р.М.Шамионов // Российский психологический журнал. 2017. Т .14, № 2. С.90–104
  5. Gladkikh I. Problems of socio-cultural adaptation of foreign students studying on academic mobility programs / I.Gladkikh // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020. № 44-2. P. 28-31.

 

References:

1. Gritsenko, V.V. Mezhkulturnaya kompetentnost kak prediktor adaptatsii inostrannyih studentov / V.V.Gritsenko, O.E.Huhlaev, R.I.Zinurova, V.V.Konstantinov, E.V.Kulesh, I.V.Malyishev, I.A.Novikova, A.V. Chernaya // Kulturno-istoricheskaya psihologiya. 2021. Tom 17. # 1. S. 102–112. doi:10.17759/chp.2021170114

2. Konstantinov, V.V. Sistemno-dinamicheskiy podhod k sotsialno-psihologicheskoy adaptatsii migrantov / V.V. Konstantinov // Chelovecheskiy kapital. 2018. # 4 (112). S. 49-62.

3. Shamionov, R.M. Struktura adaptatsionnoy gotovnosti lichnosti / R.M.Shamionov // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2016. T. 16. # 4. S. 454-458.

4. Shamionov, R. M. Otnoshenie k izmeneniyam i tolerantnost k neopredelennosti kak prediktoryi adaptivnosti i adaptatsionnoy gotovnosti / R.M.Shamionov // Rossiyskiy psihologicheskiy zhurnal. 2017. T .14, # 2. S.90–104

5. Gladkikh I. Problems of socio-cultural adaptation of foreign students studying on academic mobility programs / I.Gladkikh // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020. № 44-2. P. 28-31.