DOI: 10.17689/psy-2021.2.4

УДК 159.9

© 2021 Юдин Денис Владимирович*

*аспирант кафедры «Общая психология» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (г. Пенза), e-mail: iudenich@gmail.com

 

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического осмысления проблемного поля патриотизма в трудах отечественных исследователей. Патриотизм – это одна из основополагающих ценностей каждого народа. Отечественные исследователи считают, что воспитание патриотизма у представителей подростающего поколения является одной из главных задач для современной России.

Ключевые слова: патриотизм, культура, ценности, патриот, педагог, исследователь.

The problem of patriotism in the works of domestic researchers

© 2021 Yudin Denis Vladimirovich*,

* Postgraduate Student «General psychology» department of Penza State University (Penza, Russia), e-mail: iudenich@gmail.com

 

Annotation: This paper contains the results of a theoretical understanding of the problematic field of patriotism in the works of Russian researchers. Patriotism is one of the fundamental values of every nation. Domestic researchers believe that instilling patriotism in the younger generation is one of the main tasks for modern Russia.

Keywords: patriotism, culture, values, patriot, teacher, researcher.

 

 В ходе теоретического анализа нами было установлено, что проблема воспитания патриотизма является одной из главных проблем становления социальной среды, нации, государства и личности. Патриотизм, как фундаментальный социальный и педагогический феномен появился на основе становления древних народностей и государств, которые были вынуждены бороться за собственную территорию, сохранять границы своего государства, его природных богатств, собственных традиций и обычаев. Патриотические черты играют главенствующую роль в становлении независимости многих народов, оружием и лозунгом в руках политических деятелей.  Этим объясняется неизменный интерес ученых, политиков и простых граждан к проблеме. Данная проблема рассматривалась в трудах Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Л.П. Корсавина, Г.В. Плеханова, И.Б. Котова, С.Л. Рубинштейна, И.А. Сикорского, Л.Р. Болотина, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, В.В. Маяковского, Н.А. Островского, Н.Г. Чернышевского, М.А. Шолохова [1, 2].

В начале 20 века Российское общество довольно глубоко начало проявлять интерес к религиозному, философскому и патриотическому воспитанию молодого поколении. Исследование «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» и духовного самосовершенствования человека всегда занимало главное место в жизни и научной деятельности глубоко православного русского философа и педагога В.В. Зеньковского. Он считал, что образовательно-воспитательная традиция имела на себе духовный акцент. Главным он считал формирование нравственных и духовных черт человека, таких как любовь к своей Родине, смирение, отвага, совесть, чистота души. Его философско-педагогические взгляды основываются на идею о внутренней духовной силе ребенка, которая формируется посредством и зачатков патриотизма в его душе [2].

По мнению И.А. Ильина причинами кризиса 20 столетия в России явились не только экономические и политические, но и духовные причины, связанные с незнанием истории собственного Отечества, незнанием и не почитанием своих корней, и конечно же, с отсутствием православной веры. Он в своих трудах постоянно освещает проблемы патриотического воспитания молодого поколения с целью его нравственного и духовного становления. Раскрывая сущность понятия «Отечество», - «это тот национальный строй, и уклад души, который выстрадался нашим народом в его бытии,… это нечто от духа и для духа…», философ подводит нас к ключевому вопросу – что есть патриотизм? И определяет это понятие как процесс «слияния своей судьбы с судьбой своего народа в его достижениях и в его падении, в часы опасности и в эпохи благоденствия». По мнению Ильина, идеальный человек, который способен с патриотизмом относиться  к Родине, возродить былую славу России, должен быть зрелым в духовном плане, имеющим гражданско-правовую ответственность человеком. Философ считает, что не имея национальной идеи не воспитаешь молодое поколение, любящее свою Отчизну и имеющее здоровый национализм [5].

Если говорить в целом то, при анализировании идей и взглядов, которые показаны в трудах отечественных исследователей различных веков  можно сделать несколько выводов:

  1. Основой идеи взглядов отечественных исследователей лежит идея народного воспитания и единого Патриотизма. В воспитании молодого поколения необходимо уделять достаточно времени изучению народной культуры, быта, традиций, исторических особенностей каждого поколения, формируя интерес и любознательность к истории своего народа.
  2.  Чувство патриотичности к своей Родине строится на духовной связи с ней и ее традициями, связанными также с формированием национального и религиозного самосознания. То есть данное чувство формируется еще и вследствие пробуждения в детях страха к плохим делам, формирования совести и потребности в совершении хороших поступков.
  3. Воспитание гражданских и патриотичных чувств у младшего поколения можно и многие исследователи считают, разумнее всего, вести в стенах церковно-приходской школы. Именно она поможет сформировать в подрастающем поколении устойчивую систему нравственно-духовных ценностей, которые наша Родина хранила на протяжении многих столетий. А также в дальнейшем эти знания помогут будущим гражданам нашей страны реализоваться в социуме.
  4. Патриотическое воспитание формируется с ранних лет, оно связано с воспитанием в стенах дома семьей, в стенах школы, где каждый человек, будь то родитель или учитель, будет накладывать на ребенка отпечаток. И именно в это время важно чтобы твой наставник был сам патриотически настроен, воспитан, исповедовать любовь к своей Родине, показывающим детям особые характерные черты своей отчизны. Эти черты непосредственно связаны с народным языком, песнями, политвами, сказками, поэзией, историей, бытом и так далее.
  5. Для того чтобы воспитать молодое поколение в условиях Православия, Народности и Самодержавия необходимо привить ему такие ценности, как патриотизм и вера в него, чувство национального достояния, послушания и уважения власти государства, чувство могущества и силы своей страны [3,4].

А что же подразумевает нравственное и патриотическое воспитание? Данное понятие проникает во все сферы жизни и деятельности человека. Становление нравственного воспитания связано с двусторонним взаимодействием ребенка и педагога, в котором последние перенимают определенные нормы и ценности, которые формируют его осознанность в дальнейшем. Это сложная многоступенчатая система, которая строится на моральных убеждениях, понимая которые, человек осознает границу между нравственным и безнравственным поведением [6].

В теории дошкольной педагогики сформировались представления об основных средствах воспитания, которые могут быть использованы и в духовно-нравственном воспитании детей. Основными назовем игру, сказку и диалог. В.А.Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты [7].

Формирование нравственных качеств, способствует регулированию его поведения в дальнейшем. Нравственно развитая личность – это обычно та, которая имеет свое мировоззрение, понимает свои цели и место в обществе, и умеет добиваться поставленных задач. Поэтому формирование нравственных ценностей в ребенке является главным вопросом в становлении личности.

 Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но сегодня семья переживает, по нашему мнению, глубокий кризис и нуждается в поддержке государства и общества в целом. Много факторов влияет на семью сегодня: и экономические факторы, педагогическая неграмотность семье, отказ от деторождения и многое другое. Сегодня родители в целом заняты другими проблемами, и воспитание детей, к сожалению, стоит не на первом месте. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям. Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую нужно  ставить перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно [8].

В качестве важнейшей функции дошкольного образования выступает гармоничное развитие и воспитание гражданина России с опорой на базовые национальные ценности. В связи, с чем следует напомнить, что дискуссии отечественных педагогов о национальной школе до сих пор не утихают. За последние 20 лет российское дошкольное образование испытало на себе колоссальное и по большей части разрушительное воздействие западнических идей чуждых отечественной культуре и традициям. В условиях отсутствия согласия в обществе по вопросу национальной идеи очень важным становиться обращение к патриотизму как базовой национальной ценности. Такое обращение создаст условия для возрождения реального духовного объединения всех граждан России. Такое духовное сближение приведёт к взаимообогащению культур и, главное, к человеческому всеединству на основе всеобщей любви.

Для осмысления и анализа образовательного идеала в истории российской педагогической культуры и с целью выявления новых подходов и концептуальных идей по проблеме гражданско-патриотического воспитания в трудах отечественных ученых конца XVIII – начала XX веков, в нашем исследовании мы условно выделяем несколько доминантных направлений взглядов ученых, философов, педагогов:

  1. Духовно-религиозное (славянофилы – И.В. Киреевский, А.С. Хомяков; свт. Феофан Затворник Вышенский, прот. В. Зеньковский, В.В. Розанов и др.). Православная русская традиция здесь воспитывает и подготавливает человека к вечной жизни, через понятие учений христианства и способствует приобретению человеком нравственных и духовных характеристик, которые, в том числе, будут формировать его патриотизм. Уже с самого раннего детства ребенок прививается к любви к Родине, служению во благо ее.
  2. Государственно-консервативное (А.С. Шишков, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев, П.И. Ковалевский, св. прав. Иоанн Кронштадтский). Основа воспитания молодежи строится на изучении православной веры, формировании преданности существующей власти и монархическому строю, любовь к Родине должна иметь осознанный смысл.
  3. Народно-религиозное (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский, Н.И. Ильминский, К.В. Ельницкий). Многие сторонники данного направления считали своей задачей увеличение числа русских школ, с принципами обучения народному единству, культуре и патриотизму, сохранив и увеличив духовность народа.
  4. Гражданское. Сторонники данного направления (В.Н. Сорока-Росинский, С.И. Гессен) считали, что воспитание национальности и образованности нельзя заострять конкретно на культурном наследии русского народа. Также необходимо рассматривать и мировую культуру. Патриотизм здесь выражался в форме выставления заслуг своего народа на высокое место среди других народностей. Противоречие между любовью к Отчизне или всем людям на земле в общем выстраивалось на формировании самосовершенствования человека путем устранения своих главных недостатков и улучшения достоинств. 
  5. Национально-православно-патриотическое (И.А. Ильин). Человек и нация должны иметь свою стратегию и идею национализации. Идея русского народа становится идеей возрождения самосознания людей, которая формирует связь между личностными характеристиками и ценностями людей и идеалом человеческой общности. Это служит регулятором поведения отдельных индивидуумов. Именно у Ильина православие являлось главным каноном в формировании патриотичных наклонностей, национального самосознаний людей в Российском государстве [9].

Таким образом, анализ философско-педагогических исканий отечественных ученых по проблеме гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения позволяет сделать вывод о том, что процесс воспитания гражданина и патриота России – сложное, многомерное явление, которое складывается из множества точек зрения философского, религиозного, социально-политического, педагогического характера, зависящее от конкретных исторических условий и субъективного понимания решения данной проблемы. Но, тем не менее, отчетливо просматривается одно общее начало – поиск национального, народного, духовного образовательного идеала, в котором независимо от религиозного или светского подходов концентрируется целостный взгляд на воспитание и формирование Человека-патриота. В настоящее время наблюдается переосмысление проблемного поля патриотизма в контексте феномена «патриотической культуры», под которым понимается научное знание об истории своего государства, его традициях, идеологии, сущности патриотического долга, любовь к малой и большой родине [11].

В современном мире проблемы воспитания патриотизма и гражданской ответственности имеют истоки из прошлого. Воспитание в настоящее время не видит главной целью формирование общественного самосознания. Поэтому осмысление сложившейся ситуации в государственно-образовательной политике сегодня является одной из важнейших задач, стоящих перед российским обществом.

На данный момент понятие «духовная безопасность» стало одним из ключевых в жизни России. Это система условий, позволяющая обществу, народу, государству сохранять свои жизненно важные критерии, ценности, идеалы в пределах веками сложившихся норм. Отступление, игнорирование их неизменно приводит к дезорганизации общества, разрушению его духовных основ и утрате целостности нации. Сегодня этому способствуют процессы глобализации (в светском обществе) и экуменизма (в религиозной сфере), проникающие во все области человеческой жизни, ведущие к унификации и стиранию границ между странами, нациями и народностями, к утрате своеобразия и неповторимости каждого народа, к обезличиванию и деструкции национального сознания, достоинства и ощущения своей страны [10].

К огромному сожалению, в настоящий период времени Россия стоит на пороге подмены традиционных основ воспитания и образования, они становятся отличными от тех, которые предполагались большинством исследователей. Наша страна гонится за «европейскими стандартами» и уходит от истоков своей государственности. Христианство заменено наднациональными ценностями, совесть заменяется безнаказанностью, целомудрие – позволением всего, уважение к старшим не почитается, почитаются собственные эгоистические начала, интерес к патриотизму и культуре своего народа заменяет интерес к иностранным языкам и странам, собственные праздники заменяются западными, вера и воспитанность становятся связаны с излишней толерантностью.

Таким образом, несмотря на осознание государственной властью и значительной частью общества настоятельной необходимости воспитания патриотизма, он до сих пор не сформирован в качестве важнейшего компонента общенациональной идеи, способной объединить, сплотить россиян в единый народ. Причина тому – девальвация традиционных ценностей, которые в настоящее время не востребованы в должной мере и не работают на консолидацию общества, разрушение мировоззренческих основ, идеологии Российского государства, отсутствие общезначимых идеалов, распространение, насаждение и восхваление эгоизма, личной выгоды и глубокий разрыв между светской и религиозными традициями.

Литература:

  1. Бирючинская, Т.А. Русское просвещение на рубеже веков (конец XIX – начало XX в.в.): духовные ценности и нигилизм. // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 12. – С. 220-224 (0,25 п.л.).
  2. Бирючинская, Т.А. Вопросы патриотического воспитания в отечественной педагогической мысли / Теория и практика модернизации образования в российских регионах: Третьи Покровские образовательные чтения. – Рязань: РГПУ им. С.А.Есенина, 2020. – С. 124-125 (0,12 п.л.).
  3. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. – 2018. – №6. – С. 59–63.
  4. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект. – Волгоград, 2021. – 112 с.
  5. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10т. Т. 1. – М., 1996. С. 186.
  6. Кякинен Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР / Э.И. Кякинен. – СПб., 2019.
  7. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование и воспитание. – 2020. – № 6. – С. 20-23.
  8. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. 2 изд. – М.: Армита, 2021. – 112 с.
  9. Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. – 2013. – № 6. – С. 65–69.
  10. Стекляр Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях // Дополнительное образование и воспитание. – 2021. – № 1.
  11. Филипченко С.Н. «Патриотическая культура» как научная категория // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2019. – Т. 25. – №2. – С. 71-75.

References:

  1. Biryuchinskaya, T.A. Russkoe prosveshchenie na rubezhe vekov (konec XIX – nachalo XX v.v.): duhovnye cennosti i nigilizm. // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. – 2019. – № 12. – S. 220-224 (0,25 p.l.).
  2. Biryuchinskaya, T.A. Voprosy patrioticheskogo vospitaniya v otechestvennoj pedagogicheskoj mysli / Teoriya i praktika modernizacii obrazovaniya v rossijskih regionah: Tret'i Pokrovskie obrazovatel'nye chteniya. – Ryazan': RGPU im. S.A.Esenina, 2020. – S. 124-125 (0,12 p.l.).
  3. Gasanov Z.T. Cel', zadachi i principy patrioticheskogo vospitaniya grazhdan // Pedagogika. – 2018. – №6. – S. 59–63.
  4. Vyrshchikov A.N. Patrioticheskoe vospitanie: metodologicheskij aspekt. – Volgograd, 2021. – 112 s.
  5. Il'in I.A. Sobranie sochinenij v 10t. T. 1. – M., 1996. S. 186.
  6. Kyakinen E.I. Nravstvennye orientacii mladshih shkol'nikov s ZPR / E.I. Kyakinen. – SPb., 2019.
  7. Kroshilina G.I. Sistema grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov // Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie. – 2020. – № 6. – S. 20-23.
  8. Lopatina A., Skrebcova M. Nravstvennoe vospitanie doshkol'nikov. Konspekty zanyatij, skazki, stihi, igry i zadaniya. 2 izd. – M.: Armita, 2021. – 112 s.
  9. Nesterovich I.L. O patrioticheskom vospitanii yunoshestva v sovremennyh usloviyah // Vospitanie shkol'nikov. – 2013. – № 6. – S. 65–69.
  10. Steklyar G.V. Grazhdanskoe i patrioticheskoe vospitanie v sovremennyh usloviyah // Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie. – 2021. – № 1.
  11. Filipchenko, S.N. «Patrioticheskaya kul'tura» kak nauchnaya kategoriya // Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. – 2019. – T. 25. – №2. – S. 71-75.