УДК 316.6+159.9

© 2023 Малышев Иван Викторович*,

* кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики Саратовского национального исследовательского государственного  университета (г. Саратов), e-mail: iv.999@list.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается проблема социальной активности личности учащихся в контексте с их интеллектуальными возможностями. Анализируются результаты исследования особенностей социальной активности личности и умственных способностей учащихся-подростков и старшеклассников. Отражена взаимосвязь между данными явлениями. Так, высокий уровень социальной активности определяет хороший уровень умственного развития учащихся. В то же время социальная активность в группах подростков и старшеклассников зависит от уровня их интеллектуальных способностей.

Ключевые слова: социальная активность личности, умственные, когнитивные способности учащихся.

 

Dependence of social activity on the level of mental development of adolescent and high school age students

©2023 Malyshev Ivan Viktorovich*,

* Candidate of psychological sciences, associated professor of department of pedagogical psychology and psycho-diagnostics of Saratov National Research State University (Saratov, Russia), e-mail: iv.999@list.ru

 

Annotation: The article deals with the problem of social activity of the personality of students in the context of their intellectual capabilities. The results of a study of the characteristics of the social activity of the personality and the mental abilities of adolescent and senior school students are analyzed. The relationship between these phenomena is reflected. Thus, a high level of social activity determines a good level of mental development of students. At the same time, social activity in groups of adolescents and senior school students depends on the level of their intellectual abilities.

Key words: social activity of personality, mental and cognitive abilities of students

В настоящее время проблематика социальной активности личности является одной из ведущих в психологической науки. Современное общество нуждается в социально развитых людях, способных самостоятельно принимать решения в динамично развивающемся обществе.

Потребность в социальной активности - одна из острейших проблем подросткового и юношеского возраста. Когда подросток погружается в поток коллективной жизни, тогда всплывают такие стороны детской индивидуальности, которые при всевозможных других условиях не могут проявиться или быть обнаружены. В ученическом коллективе, подросток не растворяется, а наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон.

Под социальной активностью понимается качество, отражающее уровень социальности личности, то есть ее связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества, глубина принятия общественных интересов. В то же время под социальной активностью понимается качество личности, выражающее ее связи с определенной социальной общностью [1].

Можно выделить этапы формирования социальной активности:

  1. Формирование и развитие социальных потребностей, которые имеются у учащегося в среде его жизнедеятельности.

  2. Установление личных целей, которые будут наиболее значимы в выбранной социальной деятельности.

  3. Определение социально-приемлемых и личных методов, форм выбранной социальной деятельности.

  4. Личностная включенность в выбранную социальную деятельность с целью преобразования окружающей социальной действительности.

  5. Личностная рефлексия и самооценка процесса социальной деятельности и полученного результата [2].

Современные исследователи исследуют социальную активность во взаимосвязи с другими явлениями. Так, в работе Е.В.Куприянчук исследуется взаимосвязь социальной активности и когнитивных возможностей у учащихся с нарушениями зрения и без проявлений заболевания глаз. Автором показано, что среди учащихся с нарушениями зрения высокая социальная активность предполагает повышение их когнитивных способностей [3]. В других исследованиях показана важная роль явления социальной активности в личностном самоопределении студентов с инвалидностью [4]. Также, отражен социально-психологический анализ факторов и механизмов данных явлений [5].

В этой связи целесообразен анализ психолого-педагогических аспектов профессиональной подготовки будущих специалистов

Существенную роль в формировании социальной активности личности играет правильная организация совместной самостоятельной работы будущих специалистов-студентов с преподавателями [6]. В современных условиях информатизации общества и образования это имеет особенно важное значение
[7].

Особенно актуальна проблема социальной активности личности подрастающего поколения в контексте развития их умственных способностей.

Исходя из этого, целью нашей работы является изучение на эмпирическом уровне взаимосвязи социальной активности личности и уровня умственного развития учащихся подросткового и старшего школьного возраста.

Методика исследования

Эмпирическое исследование изучения взаимосвязи социальной активности и уровня умственных возможностей у учащихся-подростков и старшеклассников проходило на базе общеобразовательных школ г. Саратова Саратовской области. В качестве испытуемых выступили 120 учащихся. Из которых, 60 - учащиеся 6-х классов (возраст 11-13 лет) и 60 - учащиеся 10-х классов (возраст 15-16 лет).

В ходе эмпирического исследования были использованы следующие психологические методики: Методика Е. Н. Степанова «Определение общественной активности учащихся» и групповой интеллектуальный тест (ГИТ) для подростков.

Результаты исследования

 

Для того чтобы провести сравнительный анализ изучаемых явлений между группами подростков и старшеклассников, мы применили сравнительный анализ средних значений.

На основании результатов проведенного исследования общественной активности учащихся у 30% шестиклассников выявлен средний уровень активности, у 16% - высокий.

Показатель общественной активности у десятиклассников следующий: у 30% выявлен средний уровень активности, у 20% - высокий.

Анализ умственного развития у шестиклассников показал, что у 26% респондентов выявлен средний уровень развития, у 14% - высокий. Среднее арифметическое значение уровня умственного развития - 92.

Показатель умственного развития у десятиклассников следующий: у 36% выявлен средний уровень развития, у 18% - высокий. Среднее арифметическое значение уровня умственного развития - 96.

Таким образом, на основе полученных данных можно сказать, что старшеклассники охотнее и активнее проявляли интерес к происходящему. Старшеклассники более активнее участвуют в общественной жизни, живо интересуются происходящими событиями, активно участвуют в общественной жизни класса.

В ходе эмпирического исследования обнаружено, что корреляция между уровнем взаимосвязи социальной активности и интеллектуальных способностей у учащихся-подростков статистически значима (r=0,752; p≤0,01). В целом, итоговый коэффициент говорит о наличии прямо пропорциональной зависимости признаков, т.е. чем выше уровень социальной активности, тем выше интеллектуальные способности спытуемого. Вероятно, это связано с тем, социальная активность младших подростков в большей степени зависит именно от интеллектуальных способностей.

У детей с высоким уровнем социальной активности наблюдаются повышенные умственные показатели и более выраженная мотивация учения и достижения успеха в целом. Они стремятся максимально правильно выполнять задания и требования, которые сочетаются с мотивом получения хорошей отметки или похвалы, одобрения учителя, родителей. Социально активных детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Малоактивные ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий. Такие дети более склонны к легкой работе, механическому копированию действий учителя и одноклассников.

То есть, на основе проведённого исследования и обработанных результатов можно сказать, что существует взаимосвязь между уровнем социальной активности учащихся-подростков и обладанием различными интеллектуальными способностями. Чем выше социальная активность, тем выше интеллектуальные способности школьников.

Далее обнаружено, что корреляция между уровнем социальной активности старшеклассников и обладанием различными интеллектуальными способностями статистически значима (r= 0,689; p≤0,01). В целом, итоговый коэффициент говорит о наличии прямо пропорциональной зависимости признаков, т.е. чем выше уровень социальной активности, тем выше интеллектуальные способности испытуемого. Вероятно, это связано с тем, социальная активность старшеклассников в большей степени зависит именно от интеллектуальных способностей.

У детей с высоким уровнем социальной активности наблюдаются повышенные умственные показатели и более выраженная мотивация учения и достижения успеха в целом. Они стремятся максимально правильно выполнять задания и требования, которые сочетаются с мотивом получения хорошей отметки или похвалы, одобрения учителя, родителей. Социально активных детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Малоактивные ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий. Такие дети более склонны к легкой работе, механическому копированию действий учителя и одноклассников.

То есть, на основе проведённого исследования можно сказать, что здесь также существует взаимосвязь между уровнем социальной активности старшеклассников и обладанием различными интеллектуальными способностями. Чем выше социальная активность, тем выше интеллектуальные способности школьников.

Выводы:

Таким образом, на основе проведённого исследования можно сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между социальной активностью школьников и обладанием различными интеллектуальными способностями.

И среди обучающихся шестых классов, и среди десятиклассников был получен результат, который указывал на то, что чем выше социальная активность, тем выше интеллектуальные способности обучающихся. При этом в группе учащихся-старшеклассников показатели умственного развития и статуса активности оказались гораздо выше, чем у подростков.

В процессе исследовательской деятельности старшеклассники охотнее и активнее проявляли интерес к происходящему, с интересом отвечали на вопросы. В целом, старшеклассники более активнее включены в общественную жизнь класса и школы, живо интересуются происходящими событиями в жизни страны, общества.

Таким образом, на основе проведённого исследования и обработанных результатов можно сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между социальной активностью школьников и обладанием различными интеллектуальными способностями. Также, можно сказать, что интеллектуальный уровень позитивно влияет на формирование социальной активности.

Литература:

  1. Социальная активность специалиста: истоки и механизм формирования (социологический анализ) / под ред. Е.А. Якубы. Харьков, 2000. 71 с.

  2. Философский словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edudic.ru/fil/1160/

  3. Куприянчук Е.В. Особенности взаимосвязи социальной активности и когнитивных способностей у школьников с легкими нарушениями зрения // Специальное образование и социокультурная интеграция. 2022. № 5. С. 432-439.

  4. Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Щетинина Е. Б. Концептуальные подходы к дефиниции понятия "личностное самоопределение" в контексте инклюзивного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 5 (33). С. 129-137. EDN: DRPYOQ

  5. Селиванова Ю.В., Склярова Т.В. Личностное самоопределение студентов с инвалидностью: социально-психологический анализ факторов и механизмов. [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2020. № 2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru (дата обращения 23.10.2020).  EDN: WCGKJO  

  6. Галаев С.В., Александрова Н.А., Букушева А.В. Организация самостоятельной работы при ДО // Высшее образование в России. – 2007. -№10. – С. 141-144.

  7. Галаев С.В. Мотивация профессионального развития будущих педагогов-психологов в условиях информатизации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия, 2008. – Т.8.- Серия Психология. Педагогика. – Вып. 2. – С. 72-76.

References:

 

  1. Social'naja aktivnost' specialista: istoki i mehanizm formirovanija (sociologicheskij analiz) pod red. E.A. Jakuby. Har'kov, 2000. 71 p.

  2. Filosofskij slovar' [Philosophical Dictionary], available at http://www.edudic.ru/fil/1160/

  3. Kuprijanchuk E.V. Osobennosti vzaimosvjazi social'noj aktivnosti i kognitivnyh sposobnostej u shkol'nikov s legkimi narushenijami zrenija. Special'noe obrazovanie i sociokul'turnaja integracija, 2022, no. 5, pp. 432-439.

  4. Selivanova Ju. V., Konovalova M. D., Shhetinina E. B. Konceptual'nye podhody k definicii ponjatija "lichnostnoe samoopredelenie" v kontekste inkljuzivnogo obrazovanija. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review), 2020, iss. 5, (33), pp. 129-137. EDN: DRPYOQ

  5. Selivanova Ju.V., Skljarova T.V. Lichnostnoe samoopredelenie studentov s invalidnost'ju: social'no-psihologicheskij analiz faktorov i mehanizmov. Vestnik Mininskogo universiteta, 2020, no. 2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru EDN: WCGKJO

  6. Galaev S.V., Aleksandrova N.A., Bukusheva A.V. Organizacijasamostojatel'nojj raboty pri DO // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2007. -№10. – S. 141-144.

  7. Galaev S.V. Motivacija professional'nogo razvitija budushhikh pedagogov-psikhologov v uslovijakh informatizacii obrazovanija // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija, 2008. – T.8.- Serija Psikhologija. Pedagogika. – Vyp. 2. – S. 72-76.