УДК 159.9

© 2023 Максимова Наталья Александровна*,

* старший преподаватель старший преподаватель кафедры музыки и методики преподавания музыки Пензенского государственного  университета (г. Пенза), e-mail: natalya-maksimova-2021@mail.ru

 

Аннотация: Статья посвящена одной из самых актуальных и значимых проблем социально-экономической жизни – изучение ситуации с гражданами, вынужденно покинувшими территории своего проживания. В статье рассматривается анализ проблем социальной адаптации мигрантов из Украины. Автор делает вывод о том, что несмотря на принятые меры по адаптации переселенцев из Украины, по данным официальных источников остается множество социальных проблем, требующих решения.

Ключевые слова: Украина, мигранты, беженцы, социальная адаптация, трудоустройство, проживание, правовой статус, проблемы детей и подростков из семей беженцев.

 

Problems of social adaptation of migrants from Ukraine to new living conditions

© 2023 Maximova Natalia Alexandrovna*,

* senior lecturer senior lecturer of the Department of Music and Methods of Teaching Music of Penza State University (Penza, Russia),

e-mail: natalya-maksimova-2021@mail.ru

 

Annotation:  The article is devoted to one of the most urgent and significant problems of socio-economic life – the study of the situation with citizens who were forced to leave their territories of residence. The article deals with the analysis of the problems of social adaptation of migrants from Ukraine. The author concludes that despite the measures taken to adapt migrants from Ukraine, according to official sources, there are many social problems that need to be solved.

Key words: Ukraine, migrants, refugees, social adaptation, employment, accommodation, legal status, problems of children and adolescents from refugee families.

 

В 2022 году в связи с событиями на Украине появилась новая большая социальная группа – беженцы с Украины, что привело к возникновению проблем, связанных с адаптацией мигрантов. Данный факт приобрел для России и отдельных ее регионов важное социально-экономическое и политическое значение. В российском законодательстве появилась категория «вынужденные переселенцы», к которой относят граждан, вынужденных или намеревающихся покинуть места постоянного жительства и перебраться на территорию другого государства.

В качестве основных показателей успешности социокультурной адаптации мигрантов можно выделить следующие: установление позитивных связей с новой средой, решение ежедневных житейских проблем (школа, семья, быт, работа), участие в социальной и культурной жизни принимающего общества, удовлетворительное психическое состояние и физическое здоровье, адекватность в общении и в межкультурных отношениях, целостность и интегрированность личности [3].

По данным исследования Н.В. Прокушевой [4] практически у всех вынужденных мигрантов в местах вселения социальный статус снижается, успешность адаптации зависит также от соотношения мест выхода и оседания. У вынужденных мигрантов социальная адаптация всегда проходит медленнее и труднее. Тяжелее процесс социальной адаптации протекает у людей предпенсионного и пенсионного возраста.

Первыми шагами в регионах, направленными на содействие обустройству мигрантов стали срочная гуманитарная помощь, снабжение предметами первой необходимости, в том числе одеждой и обувью, горячее питание, доврачебная санитарно-гигиеническая, медицинская и психологическая помощь, предоставление мест временного размещения.

Для беженцев были развернуты во всех субъектах РФ пункты временного размещения. Следует отметить, что в случае принятия беженцем решения о получении Российского гражданства с целью постоянного проживания на территории РФ, все необходимые процедуры оформления гражданства проходят в ускоренном режиме. В пунктах размещения круглосуточно работают инспекторы МЧС России и психологи, которые помогают беженцам адаптироваться к новым условиям. Во всех ПВР налажено жизнеобеспечение населения – водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, осуществляется транспортное, информационное и психологическое обеспечение.

В пунктах размещения специалисты миграционной службы проводят информационно-разъяснительную работу по вопросам приобретения временного убежища, оформления разрешения на временное проживание, участия в Государственной программе переселения, получения гражданства Российской Федерации и иным основаниям для законного нахождения на территории России. Кроме того, практически во всех субъектах РФ были организованы срочные сборы гуманитарной помощи. Контроль за приемом и обустройством мигрантов в большинстве регионов ведут главы администраций, а также Главные федеральные инспекторы Федеральных округов.

Несмотря на принятые меры по адаптации переселенцев из Украины, по данным официальных источников остается множество социальных проблем, требующих решения на различных уровнях власти.

Формы первоочередной помощи беженцам можно разделить на несколько групп: получение вида на жительство и гражданства; решение жилищного вопроса; содействие в поиске работы; решение социальных вопросов.

Одной из основных проблем для беженцев является поиск жилья и определение окончательного места жительства. Приезжая в регионы РФ, мигранты не всегда в состоянии снимать или купить квартиру, так как арендная плата за месяц часто гораздо больше, чем удается заработать вновь прибывшим.

Следующая проблема в адаптации мигрантов связана с трудоустройством. На новом месте жительства вынужденные мигранты, в своем большинстве, не имеют возможности сразу получить работу в соответствии с их профессией и порой вынуждены заниматься случайными заработками и неквалифицированным трудом.

В этих случаях им на помощь приходят региональные Министерства труда и социальной защиты. Пройти профессиональную подготовку по востребованным в регионе специальностям, повысить имеющуюся квалификацию мигранты могут еще до получения российского гражданства. А квалифицированным специалистам, таким как педагоги, врачи, инженеры и членам их семей компенсируют расходы на переаттестацию ученых степеней, признание дипломов и других документов об образовании.

Немаловажной проблемой остается решение социальных вопросов – устройство детей в детские сады, школы, пенсионное обеспечение, получение медицинской помощи. Помимо прямых социальных нужд вынужденные мигранты сталкиваются с необходимостью адаптации к новым жизненным условиям в иной социокультурной среде. Наиболее уязвимой группой в этой проблеме являются дети и подростки, что связано с формированием у этой возрастной группы посттравматических состояний, приводящих к трудностям интеграции в новое социокультурное общество.

К основным проблемам адаптации детей беженцев в процессе обучения можно отнести:

- социокультурный барьер в условиях региональной специфики, отражающей, в том числе, общий уровень толерантности и социальных практик взаимодействия;

- различия в системах ценностей, самоидентификации и самореализации;

- противоречия в типах школьного уклада Украины и России, в типах и нормах образовательных практик организации и самоорганизации обучения и воспитания, в средствах и условиях образовательных систем.

Говоря о проблемах адаптации беженцев, необходимо выделить кризис идентичности личности. Раньше человек был кем-то определенным: учителем, продавцом, водителем, имел гражданство, социальный и имущественный статус, но внезапно стал никем. Люди чувствуют страх и неуверенность: имущества нет, жить негде, работы нет, будущее совершенно неясно. В итоге они полностью теряют представление о себе, кто они, что они могут.

К проблемам адаптации также относится психологическое состояние беженцев. Психика мигрантов травмирована как вынужденным отъездом, так и сложным процессом адаптации на новом месте. Никто не был подготовлен к тому, что приехавшие люди почти поголовно будут страдать посттравматическим стрессовым расстройством (ПтСР). Уезжавшие с Украины видели ужасные вещи: артобстрелы, разрушение, убитых и изувеченных людей. «ПтСР – серьезный психологический и психический кризис, по сути – тяжелое заболевание, которое разворачивается с течением времени и сопровождается такими симптомами, как страхи, постоянное напряжение, неуверенность в себе, приступы агрессивного поведения, навязчивые мысли и другие симптомы. Особенно страдают от ПтСР видевшие обстрелы и трупы дети. Около 80% детей из зоны боевых действий – с ПтСР разной степени тяжести. Практически все они, уже будучи в безопасности, впадали в настоящую панику, услышав резкие хлопки или увидев в небе вертолет, и старались немедленно спрятаться.

Это нормальная реакция человека на ненормальные обстоятельства. Людям с ПтСР нужна эффективная реабилитация. И, конечно, эти люди нуждаются в серьезной поддержке специалистов.

Также проблемой является отсутствие условий для самореализации. У беженцев нет гражданства и, зачастую, обеспеченной возможности работать. Они не могут работать по привычной профессии. Они чувствуют, что не могут самореализоваться, а это влечет за собой пассивность и апатию. Отсюда вытекает социальное иждивенчество, но это уже следствие проблемы.

Еще одна проблема заключается в особенности жизни в маленькой, обособленной общине. Беженцев расселяли в большинстве случаев кучно, они общаются в основном друг с другом, и информационная среда у них своеобразна. Часто в таких сообществах распространены алкоголизм, игромания и наркомания.

В итоге комплекс проблем приводит к тому, что люди начинают уезжать обратно – на территорию, где ведутся боевые действия, причем увозя с собой детей.

Таким образом, процесс адаптации у граждан, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся на территории Россию, продолжается. На сегодняшний день не решены серьезнейшие психологические вопросы, связанные с беженцами и их взаимодействием с местным населением. Должна проводиться работа по налаживанию отношений между местным населением и беженцами.  Необходимо разобраться в том, что беженцам нужно по-настоящему.

 

Литература:

  1. Петрова А.А. Социокультурные основания этнической идентичности в условиях глобализации // Вестник ВСГУТУ, 2015. № 2. С.183-187.

  2. Плашкина Л.А. Беженцы в Украине// Global international scientific analytical project [Электронный ресурс]. URL: http://gisap.eu/ru/node/397/ (дата обращения: 06.11.2015).

  3. Психологическая помощь мигрантам//РУ Школьник [Электронный ресурс]. URL: http://ref.rushkolnik.ru/v21892/ (дата обращения: 30.05.2015).

  4. Прокушева Н.В. Социальная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в современном российском обществе: на материалах Республики Бурятия: автореф. дисс. … канд. социол. наук: 22.00.08. БГУ. Улан-Удэ, 2007. 24 с.

  5. Очирова О.А., Котуа С.Б. Показатели социализации личности ребенкамигранта и их изменения в процессе формирующего эксперимента в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга // Вестник ВСГУТУ. 2015. № 1. С. 149-155.

References:

  1. Petrova A.A. Sociokul'turnye osnovaniya etnicheskoj identichnosti v usloviyah globalizacii // Vestnik VSGUTU, 2015. № 2. S.183-187.

  2. Plashkina L.A. Bezhency v Ukraine// Global international scientific analytical project [Elektronnyj resurs]. URL: http://gisap.eu/ru/node/397/ (data obrashcheniya: 06.11.2015).

  3. Psihologicheskaya pomoshch' migrantam//RU SHkol'nik [Elektronnyj resurs]. URL: http://ref.rushkolnik.ru/v21892/ (data obrashcheniya: 30.05.2015).

  4. Prokusheva N.V. Social'naya adaptaciya bezhencev i vynuzhdennyh pereselencev v sovremennom rossijskom obshchestve: na materialah Respubliki Buryatiya: avtoref. diss. … kand. sociol. nauk: 22.00.08. BGU. Ulan-Ude, 2007. 24 s.

  5. Ochirova O.A., Kotua S.B. Pokazateli socializacii lichnosti rebenkamigranta i ih izmeneniya v processe formiruyushchego eksperimenta v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah Sankt-Peterburga // Vestnik VSGUTU. 2015. № 1. S. 149-155.