УДК 159.9

 

© 2023 Козырев Максим Александрович *,

* аспирант кафедры «Общая психология», Пензенский государственный университет (г. Пенза), e-mail: 89276487946@mail.ru

 

Аннотация: в статье представлены взгляды зарубежных авторов на закономерности интеграции беженцев в западных стран, прибывших преимущественно в ходе массовых миграций беженцев 2015–2022 гг. Основное внимание уделяется роли личностных детерминант, индивидуальных и контекстуальных факторов, когнитивных и некогнитивных навыков, эмоционального интеллекта, ответственных за успех беженцев на рынке труда. Этот обзор литературы опирается на бурно развивающийся массив исследований в Европе и за ее пределами и обсуждает общие черты и различия между странами происхождения и назначения беженцев, уделяя особое внимание временным тенденциям и существенным различиям, а также социально-демографическим характеристикам беженцев.

Ключевые слова: экономико-психологическая адаптация, социальная адаптация, беженцы, эмигранты, мигранты.

 

Personal determinants of successful economic and psychological adaptation of refugees: analysis of the results of modern research

© 2023 Kozyrev Maksim Aleksandrovich *,

* Postgraduate student of the Department of General Psychology, Penza State University (Penza, Russia), e-mail: 89276487946@mail.ru

 

Annotation:  The article presents the views of foreign authors on the patterns of integration of refugees in Western countries, who arrived mainly during the mass refugee migrations of 2015–2022. The focus is on the role of personality determinants, individual and contextual factors, cognitive and non-cognitive skills, and emotional intelligence responsible for the success of refugees in the labor market. This literature review draws on a thriving body of research in Europe and beyond and discusses commonalities and differences between countries of origin and destination of refugees, focusing on time trends and significant differences, as well as socio-demographic characteristics of refugees.

Key words: economic and psychological adaptation, social adaptation, refugees, emigrants, migrants.

 

В последнее время появилось значительное количество исследований недавней миграции беженцев [1, 5, 6], и эта область продолжает расширяться. Цель этой статьи состоит в том, чтобы предоставить обзор литературы по этой теме, охватывающий как недавние, так и ранние группы беженцев. С этой целью представлены основные корреляты успеха беженцев на рынке труда на индивидуальном и контекстуальном уровнях.

На индивидуальном уровне ресурсами, имеющими решающее значение для положения вновь прибывших на рынке труда, являются человеческий капитал (например, образование, подготовка, опыт работы на рынке труда), когнитивные и некогнитивные навыки (например, мотивационные факторы), предпосылки здоровья, культурные знания и владение языком и социальный Институциональные характеристики принимающих стран, особенно политика интеграции иммигрантов, рынки труда и режимы социального обеспечения, вероятно, будут влиять на перспективы иммигрантов на рынке труда. Поскольку беженцы попадают в неоднородные принимающие общества, существующие в странах этно-расовые иерархии могут способствовать сохранению этнических и расовых стереотипов, предрассудков и дискриминации.

Для обзора литературы были отобраны социологические и экономические исследования, опирающиеся преимущественно на количественные методы исследования и крупномасштабные источники данных. С этой целью были рассмотрели главным образом научные журнальные статьи. Цель состоит в том, чтобы обобщить результаты исследований, опубликованных за последнее несколько лет и выявить личностные детерминанты, наличие которых позволяет успешно адаптироваться беженцам и мигрантам в принимающем сообществе.

Ситуация на рынке труда беженцев. Эмпирические исследования положения беженцев на рынке труда показали, что беженцы, как правило, находятся в неблагоприятном положении по сравнению с другими мигрантами в западных странах назначения[1]. В целом их уровень занятости намного ниже, чем у других групп иностранного населения, и даже ниже, чем у коренного населения соответствующих принимающих стран. Особенно в первый период после прибытия беженцы с меньшей вероятностью будут трудоустроены, чем другие иммигранты с такой же продолжительностью пребывания.

При большей продолжительности пребывания беженцы наверстывают упущенное, хотя и с разной скоростью и в разной степени. Например, на основе межстрановых сравнительных данных Обследования рабочей силы Европейского Союза показывают, что беженцам требуется в среднем более 25 лет, чтобы достичь паритета занятости с большинством коренного населения Европы. В Германии беженцы достигают уровня занятости 70% через 14 лет после прибытия, тогда как другие иммигранты достигают этого уровня после шести лет проживания.

Отсутствие человеческого капитала до и после миграции, т. е. образования, профессиональной подготовки и опыта работы на рынке труда, является серьезным препятствием для интеграции на рынке труда, поскольку и то, и другое является ключевыми навыками, способствующими экономическому успеху. Соответственно, неблагоприятные результаты беженцев на рынке труда часто объясняются их более низким уровнем образования до миграции.

Большая часть беженцев привозит с собой опыт работы на рынке труда, часто на квалифицированных должностях. Тем не менее, лишь немногим беженцам удается получить адекватную отдачу от своего опыта работы до миграции на рынках труда назначения, что очень похоже на другие группы иммигрантов.

Когнитивные и некогнитивные навыки. Некогнитивные навыки становятся все более важными на рынке труда, особенно с учетом технического прогресса и меняющейся рабочей среды. Некогнитивные навыки сами по себе могут значительно определять содержание обучения и влиять на когнитивные навыки [2].

Многие иммигранты демонстрируют более низкий уровень некогнитивных навыков, чем коренные рабочие. Эта разница в некогнитивных навыках частично объясняет неравенство между иммигрантами и коренными жителями на рынке труда для большинства групп иммигрантского происхождения. Иммигранты получают меньше пользы от применения сопоставимых некогнитивных навыков, чем местные работники.

Некогнитивные навыки, такие как настойчивость, общительность и открытость опыту, являются важными факторами, определяющими широкий спектр жизненных результатов, включая образовательные достижения, результаты на рынке труда, здоровье и преступность. Благодаря развитию технологий некогнитивные навыки приобретают все большее значение на рынке труда. Проиллюстрировано эмпирически, что среди иммигрантов с высоким уровнем некогнитивных навыков вероятность доходов от некогнитивных навыков почти удвоился. К некогнитивным навыкам относят не связанные с работой навыки, которые связаны с индивидуальной способностью эффективно действовать на рабочем месте и которые являются сквозными для разных должностей и секторов и относятся к личным компетенциям (уверенность, дисциплина и самоуправление, самовоспитание (уверенность в своих силах, стойкость), мотивация (желание работать, целеустремленность), упорство (сила воли, самоконтроль), креативность (творческое воображение), экстраверсия, доброжелательность, открытость, способность адекватно реагировать, адекватная оценка ситуации), социальным компетенциям (работа в команде, общение и эмоциональный интеллект, лидерство, социальная активность).

Когнитивные и некогнитивные навыки – это неотъемлемые особенности и навыки, которые развивают человеческий и социальный капитал, помогают мне только развивать и приращать профессиональные знания, но и гармонично взаимодействовать друг с другом, выполнять работу самостоятельно, выбираться из трудных ситуаций.

Сосредоточение внимания на некогнитивных навыках иммигрантов имеет важное значение, поскольку помимо знания того, в какой степени неравенство между иммигрантами и коренными жителями на рынке труда может быть объяснено различиями в формальном образовании и обучении, также чрезвычайно важно знать роли уровня некогнитивных навыков и их отдача в создании неравенства доходов. Такие знания об уровнях и экономической отдаче от некогнитивных навыков среди иммигрантов и местных жителей имеют решающее значение для разработки подходящей политики на рынке труда, ориентированной на иммигрантов.

Значительное внимание было уделено изучению экономических результатов иммигрантов. Главный вывод исследования заключается в том, что иммигранты в европейских странах находятся в невыгодном экономическом положении. После прибытия в принимающую страну иммигранты испытывают трудности с поиском работы, а при трудоустройстве часто имеют более низкий статус и низкооплачиваемую работу, чем коренные жители с таким же образованием и опытом работы.

Теория человеческого капитала предполагает, что человеческий капитал, приобретенный в стране происхождения, не окупается так сильно, как тот, который был развит в стране назначения. Ранее человеческий капитал иммигрантов в основном измерялся уровнем образования, опытом работы и языковыми навыками. Лишь недавно исследователи расширили это измерение, включив в него когнитивные навыки. Термин «когнитивные навыки», используемый в литературе, относится к таким факторам, как IQ и другие тесты достижений в основных областях школьной программы.

Обнаружено, что различия в навыках грамотности объясняют около двух третей недостатка доходов иммигрантов по сравнению с коренными жителями. Была изучена роль личностных черт «большой пятерки» (экстраверсия, невротизм, доброжелательность, добросовестность и открытость новому опыту). Было обнаружено, что эти черты объясняют примерно 6% неравенства в оплате труда иммигрантов и местных жителей. Исследования показали, что некоторые личностные черты, о которых сообщают сами люди (например, открытость к новому опыту, добросовестность, склонность к риску, локус контроля и устойчивость) были положительно связаны с овладением языком назначения среди иммигрантов-беженцев.

Большинство исследований в области миграции измеряли человеческий капитал по языковым навыкам, образованию и опыту работы, предполагая, что эти факторы будут отражать другие (ненаблюдаемые) навыки, которые влияют на производительность рабочих-иммигрантов. Совсем недавно расширено измерение человеческого капитала иммигрантов, сосредоточив внимание на прямых измерениях когнитивных навыков иммигрантов. Растущее количество исследований указывает на растущую важность некогнитивных навыков на современных рынках труда, но данные об их важности для работников иностранного происхождения не отражены должным образом в работах современных авторов.

Результаты показывают, что даже после того, как учтено образование, опыт работы и когнитивные навыки, некогнитивные навыки положительно связаны с более высоким ежемесячным доходом, тем самым частично объясняя неравенство в доходах иммигрантов и коренных жителей. Дальнейший анализ показал, что одни только некогнитивные навыки объясняют от 11% (иммигранты из Северной Америки и Западной Европы) до 25% (иммигранты из других регионов) недостатка дохода, с которым сталкиваются иммигранты. Связь между некогнитивными навыками и доходом не только статистически значима, но и экономически значима. Увеличение навыков влияния и планирования на одно стандартное отклонение связано с увеличением показателей ежемесячного дохода на 4 и 1% соответственно. Эти связи гораздо сильнее, чем связи между когнитивными навыками и доходом, и сопоставимы с 6-летним опытом работы или повышением уровня образования на одну единицу. Интересно, что готовность к обучению и выбор задач не имеют значения, если их учитывать вместе с другими аспектами некогнитивных навыков. Эти результаты показывают, что открытость к обучению и проявление самостоятельности в работе действуют через другие некогнитивные навыки. Например, работники, которые более открыты к обучению, с большей вероятностью найдут работу, где они будут применять на работе другие некогнитивные навыки, что, в свою очередь, влияет на их доход. Было обнаружено, что только влияние и планирование были связаны с доходами и профессиональным статусом американских работников. Эти некогнитивные навыки также взаимодействовали с университетским дипломом, заменяя отсутствие диплома у менее образованных работников. Напротив, используя те же данные среди иммигрантов в западных странах и сосредоточив внимание только на готовности к обучению как показателе некогнитивных навыков, показано, что она положительно связана с почасовым заработком иммигрантов.

В соответствии с теориями человеческого капитала и избирательности иммигрантов, результаты исследований ясно показывают, что неравенство между иммигрантами и коренными жителями существенно сокращается за счет различий в когнитивных и некогнитивных навыках. Таким образом, невыгодное положение иммигрантов на рынке труда во многом можно объяснить различиями в производительности труда из-за более низкого уровня когнитивных и некогнитивных навыков. Это важный вывод, поскольку предыдущие исследования в литературе по миграции уделяли мало внимания когнитивным и некогнитивным навыкам, главным образом из-за ограниченности данных.

Когнитивные и некогнитивные навыки являются детерминантой устойчивого развития соответственно человеческого и социального капитала. Если человек имеет возможность наряду с когнитивными навыками в равной степени развить некогнитивные, он мотивирован и обладает способностью обучаться на протяжении всей жизни [4].

Эмоциональный интеллект и его роль в адаптации беженцев. Воспринимаемое здоровье, эмоциональный интеллект, социокультурная адаптация и воспринимаемое общее положение беженцев и мигрантов, не только экономическое, были проанализированы, чтобы подтвердить их влияние на психологический дистресс как меру психического благополучия.

Эмоциональная аккультурация определяется как ряд изменений эмоциональных паттернов вследствие контакта иммигранта с новой культурой [3]. При анализе эмоций и их регулирования одной из наиболее важных переменных, изучаемых в настоящее время, является изучение эмоционального интеллекта (ЭИ). Эта концепция определена как подтип интеллекта, который включает в себя способность воспринимать и интегрировать эмоции, чтобы облегчить мышление, понимать и регулировать эмоции, чтобы способствовать личностному росту. ЭИ относится к адекватному взаимодействию между эмоциями и сознанием, позволяющему человеку адаптироваться к его среде. Уровень эмоционального интеллекта человека может помочь ему лучше справляться со стрессом, вызванным проблемами, связанными с новыми или непредвиденными ситуациями, благодаря наблюдаемой положительной корреляции между высоким уровнем эмоционального интеллекта и меньшим количеством симптомов стресса. Люди с более высоким эмоциональным интеллектом лучше понимают, регулируют и используют эмоциональную информацию, чтобы справляться с повседневными стрессорами (например, повседневными заботами на работе, отношениями с другими, дискриминацией).

В целом, хотя ЭИ может действовать как буфер для психического здоровья, чрезмерное внимание к своим эмоциям может оказать негативное влияние на процесс вовлечения в новую среду. Это может иметь место в отношении мигрантов из-за ограничений, налагаемых обучением жизни в новом социальном, географическом и реляционном контексте. Тем не менее, в литературе мало исследований, в которых используются лонгитюдные или последующие данные для изучения прогностического воздействия ЭИ на здоровье. Это еще более острая проблема в изучении регуляции эмоций и адаптации к миграции из-за практического отсутствия предшествующих исследований в этой области.

Основная цель исследования заключалась в изучении того, как анализ психического благополучия мигрантов может выиграть от включения переменных, связанных с эмоциями. В частности, рассмотрены взаимодействие эмоционального интеллекта и социокультурной адаптации и его влияние на психическое благополучие мигрантов. Следовательно, это исследование постулировало, что ЭИ и социально-культурная адаптация будут иметь прямое влияние на психологический дистресс. Также дана оценка, будут ли со временем мигранты с высоким уровнем восприятия эмоций более подвержены влиянию стресса, чем мигранты с низким уровнем восприятия, предполагая, что будет более слабая связь между аккультурационным стрессом и психическим благополучием среди участников, которые сосредоточивались относительно меньше на негативное настроение и эмоции.

Стресс, аккультурация и социокультурная адаптация являются временными и лонгитюдными процессами, немногие эмпирические исследования действительно выявили эту взаимосвязь, и исследования по-прежнему в значительной степени основаны на схемах перекрестных опросов. Это методологическое несоответствие ограничивает возможности полного охвата и понимания многогранного, последовательного и прогрессирующего характера стресса и психосоциальной адаптации, с которыми сталкиваются мигранты. Таким образом, анализ таких переменных в рамках лонгитюдных или последующих исследований может стать необходимым эмпирическим и теоретическим дополнением к существующей литературе.

Обучение тому, как адекватно регулировать эмоции (на основе как индивидуальных потребностей, так и социальных ограничений), является положительным фактором благополучия, который должен быть включен профессиональными практикующими врачами в программы укрепления здоровья, чтобы избежать усиления негативных результатов.

Психологический дистресс играет важную роль в здоровье и психологической адаптации более года спустя. Те участники, которые заявили, что они были более огорчены, были также теми, кто впоследствии заявил, что их общее состояние здоровья ухудшилось и что они в целом, не только социально-экономически, были хуже в принимающей стране по сравнению с их родной страной. Эти результаты подтверждают, что положительное психическое благополучие имеет последствия в долгосрочной перспективе и что создание благоприятного контекста для взаимодействия мигрантов и управления их жизнью (т.е. влияние на психическое самочувствие).

Анализ значительного влияния эмоций и их регуляции на здоровье мигрантов имеет важные последствия для разработки программ, направленных на снижение психических расстройств. Приспособление к новой культуре, как с точки зрения изучения новых культурных кодов (когнитивных и эмоциональных), так и с точки зрения того, как действовать в различных ситуациях, является важным фактором благополучия. В стрессовых ситуациях люди склонны уделять чрезмерное внимание своим негативным эмоциональным состояниям, что, в свою очередь, может привести к еще большему дистрессу. Эмоции играют жизненно важную роль в стратегиях принятия решений в отношении здоровья и что когнитивные вмешательства могут не учитывать все соответствующие переменные в программах здравоохранения. Вмешательства и консультирование, которые слишком много внимания уделяют своим чувствам, могут оказаться бесполезными для мигрантов, если одновременно не применяются другие меры, такие как обучение тому, как справляться с негативными эмоциональными переживаниями (например, отвлечение внимания, усиление социальной поддержки, восстановление положительных воспоминаний). Во вмешательстве должно быть четко указано, что внимание к своим эмоциям является положительным, если у человека есть возможность регулировать выражение этих эмоций, планировать действия по улучшению своего настроения или переоценивать ситуацию, подчеркивая положительные стороны миграции и дистанцируясь от негативных последствий миграции. Важно понимать влияние того, как эмоции используются с течением времени, чтобы сосредоточить вмешательства и программы помощи на конкретных областях (например, личных отношениях, реакции на стрессовые ситуации, взаимодействии с сообществом и социальных связях), которые могут помочь мигранты улучшают свою способность управлять своей новой средой в различных условиях.

Результаты исследований указывают на уместность включения переменных, связанных с эмоциями и объяснение психического самочувствия мигрантов за счет стойкого воздействия этих факторов. Забота о здоровье мигрантов экономически эффективна, облегчает их социальную и личную адаптацию и способствует более адекватным мерам общественного здравоохранения.

Заключение

Рассмотренные в статье личностные детерминанты играют роль в возникновении и сохранении неравенства на рынке труда коренных иммигрантов. Это подчеркивает необходимость уделять больше внимания некогнитивным и другим навыкам в исследованиях, разработке политики и реализации программ обучения. Но чтобы сделать здесь более окончательный вывод, нам нужно больше понять различия между иммигрантами и коренными жителями в разрыве между существующими навыками и прикладными навыками. Повышенное внимание к некогнитивным навыкам может не только помочь уменьшить неравенство между иммигрантами и коренными жителями на рынке труда, но и лучше подготовить сотрудников – как иммигрантов, так и местных жителей – к требованиям рынка труда двадцать первого века.

Необходим всеобъемлющий подход к проблеме беженцев с точки зрения возможности трудоустройства как возможного инструмента для улучшения их нестабильного экономического положения и снижения риска социальной изоляции. Разумно разработать и внедрить эффективную и действенную программу психосоциального вмешательства для улучшения навыков трудоустройства беженцев. Основываясь на ранней диагностической оценке навыков трудоустройства беженцев подобное вмешательство значительно улучшит возможности трудоустройства беженцев и повлияет на их социальную и экономическую интеграцию.

Литература:

  1. Косякова Ю., Коган И. Положение беженцев на рынке труда в Европе: роль индивидуальных и контекстуальных факторов. doi: 10.3389/fpos.2022.977764.
  2. Kanas, A., & Fenger, M. (2023). Non-cognitive skills and immigrant-native inequalities in the labor market in Europe. Frontiers in Political Science, 5. https://doi.org/10.3389/fpos.2023.1091997
  3. González-Castro, J. L., Ubillos Landa, S., Puente Martínez, A., & Vera Perea, M. (2020). The Role of Emotional Intelligence and Sociocultural Adjustment on Migrants’ Self-reported Mental Well-Being in Spain: A 14 Month Follow-Up Study. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(4), 1206. https://doi.org/10.3390/ijerph17041206
  4. Герман М.В., Каз М.С., Вдовина А.А. Когнитивные и некогнитивные навыки для развития человеческого и социального капитала // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 62. С. 267–279. doi: 10.17223/19988648/62/16
  5. Константинов В.В. Исследование особенностей экономико-психологической адаптации этнических мигрантов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9. № 3. С. 59-63.
  6. Роганова А.Е., Константинов В.В. Психологическое благополучие лиц,находящихся в пунктах временного размещения//Актуальные проблемы исследования массового сознания. Материалы 7-й Международной научно-практической конференции. Отв. ред. В.В. Константинов. Москва, 2023. С. 264-268.
  7. Константинов В.В. Системно-динамический подход к социально-психологической адаптации мигрантов // Человеческий капитал. - 2018. - № 4 (112). - С. 49-62.

References:

  1. Kosyakova YU., Kogan I. Polozhenie bezhencev na rynke truda v Evrope: rol' individual'nyh i kontekstual'nyh faktorov. doi: 10.3389/fpos.2022.977764.
  2. Kanas, A., & Fenger, M. (2023). Non-cognitive skills and immigrant-native inequalities in the labor market in Europe. Frontiers in Political Science, 5. https://doi.org/10.3389/fpos.2023.1091997
  3. González-Castro, J. L., Ubillos Landa, S., Puente Martínez, A., & Vera Perea, M. (2020). The Role of Emotional Intelligence and Sociocultural Adjustment on Migrants’ Self-reported Mental Well-Being in Spain: A 14 Month Follow-Up Study. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(4), 1206. https://doi.org/10.3390/ijerph17041206
  4. German M.V., Kaz M.S., Vdovina A.A. Kognitivnye i nekognitivnye navyki dlya razvitiya chelovecheskogo i social'nogo kapitala // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. 2023. № 62. S. 267–279. doi: 10.17223/19988648/62/16
  5. Konstantinov V.V. Issledovanie osobennostej ekonomiko-psihologicheskoj adaptacii etnicheskih migrantov // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2009. T. 9. № 3. S. 59-63.
  6. Roganova A.E., Konstantinov V.V. Psihologicheskoe blagopoluchie lic,nahodyashchihsya v punktah vremennogo razmeshcheniya//Aktual'nye problemy issledovaniya massovogo soznaniya. Materialy 7-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otv. red. V.V. Konstantinov. Moskva, 2023. S. 264-268.
  7. Konstantinov V.V. Sistemno-dinamicheskij podhod k social'no-psihologicheskoj adaptacii migrantov // CHelovecheskij kapital. - 2018. - № 4 (112). - S. 49-62.