УДК 159.9

©2023 Максимова Наталья Александровна*,

*соискатель кафедры «Общая психология» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (Пенза), e-mail: natalya-maksimova-2021@mail.ru

Аннотация: Представлены результаты теоретического осмысления феномена адаптационной готовности и ее формирования у иностранных студентов. Автор развивает идею о том, что в современной науке накоплены, в том числе и противоречивые, данные, раскрывающие содержание феномена адаптационной готовности личности. Тем не менее, имеется конченсус в пониманиии и интерпретации показателей и адаптации и адаптационной готовности личности.

Ключевые слова: иностранные студенты, адаптационная готовность, социально-психологическая адаптация, личность.

On the issue of developing adaptive readiness among foreign students

©2023 Maksimova Natalya Alexandrovna*,

*applicant for the Department of General Psychology, Penza State University (Penza), e-mail: natalya-maksimova-2021@mail.ru

 

Annotation: The results of a theoretical understanding of the phenomenon of adaptation readiness and its formation among foreign students are presented. The author develops the idea that modern science has accumulated, including contradictory, data that reveals the content of the phenomenon of individual adaptive readiness. However, there is a consensus in the understanding and interpretation of indicators of both adaptation and adaptive readiness of the individual.

Key words: international students, adaptation readiness, socio-psychological adaptation, personality.

 

В рамках данной работы нами предпринята попытка осмысления и обобщения актуальных представлений об условиях и факторах формирования адаптационной готовности у иностранных студентов.

Разработка проблем формирования условий адаптационной готовности были посвящены исследования М.В. Григорьевой [5], Р.М. Шамионова [26], С.А.Иванчина [11], В.В. Константинова [12] и др. Данные авторы исследовали различные аспекты адаптационной готовности личности, а именно: роль психологических характеристик субъекта на способность функционировать в разнообразных социальных группах, влияние образовательной среды на адаптированность в ответ на изменяющийся социальный контекст, в ситуации миграции и др.

Появился целый ряд инновационных определений «адаптации», сформулированных в контексте разнообразных сфер жизнедеятельности. Например, трактовка адаптации в педагогической среде, как процесса формирования психологических новообразований, стратегий поведения и способов реагирования личности в ответ на новые противоречивые условия, такие как: новые методы обучения и воспитания, сам процесс, технологии, языковые трансформации, условия деятельности и общения субъектов образовательной среды и т.д. В то же время, адаптированность рассматривается как одно из личностных свойств – готовности к изменчивости. Оно включено в спектр методических инструментов – психодиагностических методик, как свойство обеспечивающее изменчивость индивидуально-психологических и социально-психологических черт для обеспечения динамического равновесия.

Социальная адаптация [4, с. 10], трактуется, в частности, как составляющая процесса социализации, представляет собой процесс (собственно адаптации) взаимодействия человека с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий его участников; результат (адаптированность), отражающий адекватность поведения личности установкам, требованиям и правилам, принятым в обществе, а также её психологическое самочувствие и возможность удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации; характеристику личности (адаптивность), формирующуюся в процессе адаптации и определяющую его результат.

Формирование адаптационной готовности сопряжено с целым рядом  трудностей. Нарушения адаптации, в первую очередь, связаны с искажениями функционирования когнитивного, аффективного и мотивационного компонентов. В процессе получения высшего образования, адаптационный потенциал у иностранных студентов должен быть направлен на преодоление смысловых, когнитивных, семантических барьеров понимания. В условиях обучения при адаптации приобретаются новые умения и навыки, которые облегчают переживание кризиса, снимают эмоциональное напряжение. В рамках мотивационной составляющей происходит трансформация мотивов и целей настоящей учебно-профессиональной деятельности и выстраивается перспективный план деятельности и будущего, повышая удовлетворенность от реализации своих планов [14, С.110].

Внедрение в научный обиход термина «адаптационная готовность» в рамках педагогической психологии стало возможным благодаря активности представителей саратовской школы социальной и педагогической психологии, действующей на базе Саратовского государственного национального исследовательского университета им. Н.Г. Чернышевского [5, 6, 26].

Попытка систематизировать проблемы педагогической, учебно-профессиональной адаптации связаны с необходимостью сопровождения процесса профессионализации студента. Педагогическая адаптация выступает одной из центральных мишеней педагогического процесса в рамках образовательной деятельности. Основные показатели педагогической адаптации студента: эмоциональное благополучие, поддержание высоких показателей самооценки в условиях деятельности и общения, переживание удовлетворенности от реализации своих способностей в условиях учебной деятельности, удовольствие от взаимодействия и выстраивания отношений внутри образовательного процесса, комфортный характер межличностных отношений со всеми субъектами учебной деятельности, наличие конструктивной коммуникации, готовность к изменениям и субъектная позиция в отношениях и др. Совокупность и комбинация динамических показателей обеспечивает высокий адаптационный потенциал личности студента [27, С.82].

В условиях актуальных миграционных процессов и потребности иностранных граждан в получении качественного доступа к образовательным технологиям, знаниям, освоению компетенций в рамках разнообразных направлений и деятельностей, процессы актуализации адаптационного потенциала и готовности к взаимодействию в условиях высшего образования становятся центральными задачами.

В.В. Константинов и Н.В. Путилова [13], исследовали проблему изменений характеристик идентичности иностранных студентов, осуществив психологическую диагностику испытуемых будущих абитуриентов в период предадаптации, подготовки к поступлению в образовательное учреждение. Однако, компоненты языковой и предметной подготовленности лишь уменьшают стресс, дезадаптацию на ранних стадиях приспособления к новой социокультурной и образовательной среде вуза. Довузовская подготовка является предварительным этапом для формирования предпосылок сработанности, синхронизации личностных, социально-психологических, психологических характеристик личности в условиях последующего периода обучения иностранных студентов.

М.В. Григорьева в исследованиях, посвященных формированию адаптационной готовности личности, отмечает, что формирование условий для целенаправленного развития способности личности субъекта деятельности, лежит в поле интеграционных характеристик самой образовательной среды. Открытость, интегрированность системы, способность создавать среду для преодоления трудностей, учет индивидуализированных особенностей развития всех субъектов образовательной деятельности обеспечат формирование адаптационной готовности личности [5].

Важный учет нелинейности процессов формирования адаптационной готовности ставит во главу основных условий трансформации – учет методов оценки формирования адаптационной готовности, типы динамики и сущность изменений показателей адаптационной готовности личности [7].

Условиями формирования адаптационной готовности личности и потенциала интеграции становятся: поэтапное сопровождение процессов инкультурации, аккультурации иностранных студентов. Использование технологий социокультурного самоопределения личности в иноязычной среде, создает условия личностного самоопределения и самореализации в иноязычной среде. Реализуется потребность в самопрезентации, самовыражении, поиск и отбор социокультурных ценностей, поддержании востребованности своей собственной культурной самоценности и своеобразии межкультурных стратегий взаимодействия.

В практическом поле интеграции иностранных студентов в образовательную среду вуза используются разнообразные средства и технологии: языковые и разнообразные выравнивающие курсы, совместные экскурсии, праздники, конкурсы, мероприятия и т.д.

Существующая проблема адаптированности иностранных студентов – неспособность их развиваться в рамках личностно-ориентированной парадигмы образования напрямую связана с трудностями при организации коммуникативного взаимодействия с преподавателями ВУЗа, в ситуации, когда ценностные установки не позволяют им раскрываться и демонстрировать свою позицию, если она не совпадает с позицией статусного педагога или большинства. Особые характеристики коммуникативно-образовательной деятельности иностранных студентов крайне отличаются от российских моделей и методов организации учебного процесса. Препятствием на пути к формированию адаптационной готовности выступают средства обучения, методы и виды заданий, которые диаметрально противоположно отличаются от освоенных иностранными студентами. Так, например, для китайских студентов наиболее понятными и доступными стратегиями обучения являются пассивные, директивные стратегии, которые предполагают механическое, пассивное усвоение знаний. Принудительный характер образования в китайских вузах необходимо переключить на активный, в основе которого лежит личностная заинтересованность, желание сознательно узнать и освоить умения и навыки. Поэтому тенденции при усвоении знаний сталкиваются с когнитивными, стилевыми и поведенческими сопротивлениями.

Соционормативность установок среды, директивность педагогической системы усвоения знания, нормативность в установлении статусного влияния преподавателя, затрудняют интеграцию иностранных студентов в российское образовательное пространство. Подготовка студентов к постепенному переходу от директивных, механических стратегий обучения к диалоговым, личностно-ориентированным парадигмам обеспечат лингвосоциокультурную адаптацию иностранного студента.

Ценности и приверженность идее разделения на «своих» и «чужих» для многих иностранцев является опорой их стратегий поведения и ценностных установок. Данные установки в развитии межличностной идентификации усугубляют тенденции при установлении межличностных отношений, контактности, стимулируют культурную отчужденность и изолированность.

Не теряет своей актуальности интерес со стороны китайских иностранных студентов в получении высшего образования в России. Поэтому в условиях интеграции китайских студентов многими авторами отмечаются большой спектр затруднений, которые глобально нарушают темпы и динамику формирования адаптационной готовности к взаимодействию в образовательной среде российского вуза [1, 3, 8, 9, 10, 17, 18, 25].

В условиях получения иностранными студентами высшего образования, происходит неизбежное обострение противоречий, связанных с наличием этнокультурных, языковых, и, как следтвие, социально-психологических барьеров, что в свою очередь, детерминирует целый комплекс проблем,  решение которых, становится приоритетной задачей для психологических служб ВУЗов в современных условиях.

Литература:

  1. Алдакимова О.В. Психологические особенности китайских студентов и их учет в организации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 2 (77). С. 161-168.
  2. Александров И.А., Овсяник О.А. Анализ классических подходов и современных исследований в вопросе изучения социально-психологической адаптации и ее стратегий // Человеческий капитал. 2022. № 6 (162). С. 30-40.
  3. Бондарь Е.А. Педагогические условия формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4. С. 163-172
  4. Воскрекасенко О.А. Педагогическое сопровождение развития социальной адаптированности студентов в высшей школе. автореф. дисс. д.п.н. - М., 2018. - 40 с.Гаврилов П.С. Иностранные студенты в российских вузах: проблемы адаптации (на примере китайских студентов) // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2021. № 3 (86). С. 47-56.
  5. Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Голубева Н.М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 5. С. 23-30.
  6. Григорьева М.В. Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 1. С. 56-61.
  7. Дёмин А.Н., Дёмина И.В. Проблема адаптации человека к скорости социальных процессов // Человеческий капитал. 2020. № 10 (142). С. 80-88.
  8. Дмитриева О.А., Ермолаева Е.В. Формы психолого-педагогического сопровождения иностранных студентов в институте международного образования ВГСПУ // Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве vol. 2.0. Материалы Международной научно-практической конференции. Псков, 2020. С. 124-131.
  9. Дышин А.В., Демина Д.Ю. Социокультурная адаптация студентов из китайской народной республики в российских вузах (на примере ДВФУ) // Заметки ученого. 2021. № 5-1. С. 348-352.
  10. Злобина Ю.И. Социально-культурные техники интеграции иностранных студентов (на примере китайских студентов алтайского государственного университета) // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2019. Т. 2. № 8. С. 179-186.
  11. Иванчин С.А. Динамика адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов // Пензенский психологический вестник. 2021. № 1 (16). С. 82-89.
  12. Иванчин С.А., Константинов В.В. Приехавшие учиться: формирование адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов. Пенза: Изд-во ПГУ. – 2023. – 200с.
  13.  Константинов В.В., Путилова Н.В. Динамика изменений характеристик идентичности иностранных студентов в условиях получения высшего образования // Актуальные проблемы современной социальной психологии и ее отраслей. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т.В. Дробышева, Т.П. Емельянова, Т.А. Нестик, Н.Н. Хащенко, А.Е. Воробьева.– М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2023.– 893 с.
  14. Краснюк И.Н., Хэ Х. Процесс адаптации китайских студентов к учёбе в байкальском государственном университете (взгляд студента) // Пензенский психологический вестник. 2021. № 1 (16). С. 43-52.
  15. Лю Ц. Когнитивно-поведенческие предикторы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к вузу (на примере российских и китайских студентов): диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет». 2017.
  16. Лян В. Основные актуальные проблемы иностранных студентов в России (на примере китайских студентов) // Современная российская наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 230-232.
  17. Мартынова М.А., Юн Л.Г.К поиску путей адаптации китайских студентов к российским условиям обучения в рамках совместных программ (лингвосоциокультурный аспект) // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2019. № 1. С. 126-133.
  18. Мо Ц. Теоретическое обоснование исследования кросс-культурной адаптации китайских студентов в России // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 5A. С. 193-207.
  19. Молокова О.А. Теоретические предпосылки использования личностно-центрированного подхода к сопровождению студентов на этапе адаптации к новой среде // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 1 (45). С. 79-88.
  20. Никифорова Л.Е., Петухова С.В. Адаптация иностранных студентов: анализ и оценка динамики развития интеллектуального капитала // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 30-38.
  21. Сюй И. Психологические предикторы субъективного благополучия (на примере китайских студентов): диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет". 2020
  22. Танатова Д.К., Погосян В.Г., Королев И.В. Факторы аттрактивности российского образования для китайских студентов // Социальная политика и социология. 2019. Т. 18. № 2 (131). С. 145-154.
  23. Танатова Д.К., Погосян В.Г., Королев И.В. Обучение китайских студентов в российских университетах: мотивация и демотивация // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 150-157.
  24. Тянь Ф. Особенности взаимодействия китайских студентов в системе «преподаватель – студент» в процессе обучения в российском вузе // Казачество. 2023. № 68 (3). С. 16-19.
  25. Чжоу В., Чжан Ц. Исследование социальной интеграции китайских студентов в вузах дальнего востока России // Глобальный научный потенциал. 2019. № 11 (104). С. 52-55.
  26. Шамионов Р.М. Адаптационная готовность личности субъекта социального взаимодействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. № 4. С. 106-112.

References:

  1. Aldakimova O.V. Psihologicheskie osobennosti kitajskih studentov i ih uchet v organizacii obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom vuze // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020. № 2 (77). S. 161-168.
  2. Aleksandrov I.A., Ovsyanik O.A. Analiz klassicheskih podhodov i sovremennyh issledovanij v voprose izucheniya social'no-psihologicheskoj adaptacii i ee strategij // CHelovecheskij kapital. 2022. № 6 (162). S. 30-40.
  3. Bondar' E.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya adaptacionnoj gotovnosti inostrannyh grazhdan k obucheniyu v vuze // Gumanitarnye i social'nye nauki. 2016. № 4. S. 163-172
  4. Voskrekasenko O.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya social'noj adaptirovannosti studentov v vysshej shkole. avtoref. diss. d.p.n. - M., 2018. - 40 s.Gavrilov P.S. Inostrannye studenty v rossijskih vuzah: problemy adaptacii (na primere kitajskih studentov) // Poisk: Politika. Obshchestvovedenie. Iskusstvo. Sociologiya. Kul'tura. 2021. № 3 (86). S. 47-56.
  5. Grigor'eva M.V., SHamionov R.M., Golubeva N.M. Rol' refleksii v adaptacionnom processe studentov k usloviyam obucheniya v vuze // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017. T. 22. № 5. S. 23-30.
  6. Grigor'eva M.V. Tipy adaptacionnoj gotovnosti lichnosti v obrazovatel'noj srede shkoly // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2018. T. 7. № 1. S. 56-61.
  7. Dyomin A.N., Dyomina I.V. Problema adaptacii cheloveka k skorosti social'nyh processov // CHelovecheskij kapital. 2020. № 10 (142). S. 80-88.
  8. Dmitrieva O.A., Ermolaeva E.V. Formy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya inostrannyh studentov v institute mezhdunarodnogo obrazovaniya VGSPU // Mir bez granic: russkij yazyk kak inostrannyj v mezhdunarodnom obrazovatel'nom prostranstve vol. 2.0. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pskov, 2020. S. 124-131.
  9. Dyshin A.V., Demina D.YU. Sociokul'turnaya adaptaciya studentov iz kitajskoj narodnoj respubliki v rossijskih vuzah (na primere DVFU) // Zametki uchenogo. 2021. № 5-1. S. 348-352.
  10. Zlobina YU.I. Social'no-kul'turnye tekhniki integracii inostrannyh studentov (na primere kitajskih studentov altajskogo gosudarstvennogo universiteta) // Social'naya integraciya i razvitie etnokul'tur v evrazijskom prostranstve. 2019. T. 2. № 8. S. 179-186.
  11. Ivanchin S.A. Dinamika adaptacionnoj gotovnosti k uchebnoj deyatel'nosti u inostrannyh studentov // Penzenskij psihologicheskij vestnik. 2021. № 1 (16). S. 82-89.
  12. Ivanchin S.A., Konstantinov V.V. Priekhavshie uchit'sya: formirovanie adaptacionnoj gotovnosti k uchebnoj deyatel'nosti u inostrannyh studentov. Penza: Izd-vo PGU. – 2023. – 200s.
  13. Konstantinov V.V., Putilova N.V. Dinamika izmenenij harakteristik identichnosti inostrannyh studentov v usloviyah polucheniya vysshego obrazovaniya // Aktual'nye problemy sovremennoj social'noj psihologii i ee otraslej. Sbornik nauchnyh trudov / Otv. red. T.V. Drobysheva, T.P. Emel'yanova, T.A. Nestik, N.N. Hashchenko, A.E. Vorob'eva.– M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2023.– 893 s.
  14. Krasnyuk I.N., He H. Process adaptacii kitajskih studentov k uchyobe v bajkal'skom gosudarstvennom universitete (vzglyad studenta) // Penzenskij psihologicheskij vestnik. 2021. № 1 (16). S. 43-52.
  15. Lyu C. Kognitivno-povedencheskie prediktory social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov-pervokursnikov k vuzu (na primere rossijskih i kitajskih studentov): dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk / federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet». 2017.
  16. Lyan V. Osnovnye aktual'nye problemy inostrannyh studentov v Rossii (na primere kitajskih studentov) // Sovremennaya rossijskaya nauka: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii: sbornik statej V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza, 2023. S. 230-232.
  17. Martynova M.A., YUn L.G.K poisku putej adaptacii kitajskih studentov k rossijskim usloviyam obucheniya v ramkah sovmestnyh programm (lingvosociokul'turnyj aspekt) // Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Seriya: CHelovek v sovremennom mire. 2019. № 1. S. 126-133.
  18. Mo C. Teoreticheskoe obosnovanie issledovaniya kross-kul'turnoj adaptacii kitajskih studentov v Rossii // Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. 2017. T. 6. № 5A. S. 193-207.
  19. Molokova O.A. Teoreticheskie predposylki ispol'zovaniya lichnostno-centrirovannogo podhoda k soprovozhdeniyu studentov na etape adaptacii k novoj srede // Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2018. № 1 (45). S. 79-88.
  20. Nikiforova L.E., Petuhova S.V. Adaptaciya inostrannyh studentov: analiz i ocenka dinamiki razvitiya intellektual'nogo kapitala // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021. № 2 (55). S. 30-38.
  21. Syuj I. Psihologicheskie prediktory sub"ektivnogo blagopoluchiya (na primere kitajskih studentov): dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk / federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya "Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet". 2020
  22. Tanatova D.K., Pogosyan V.G., Korolev I.V. Faktory attraktivnosti rossijskogo obrazovaniya dlya kitajskih studentov // Social'naya politika i sociologiya. 2019. T. 18. № 2 (131). S. 145-154.
  23. Tanatova D.K., Pogosyan V.G., Korolev I.V. Obuchenie kitajskih studentov v rossijskih universitetah: motivaciya i demotivaciya // Sociologicheskie issledovaniya. 2019. № 5. S. 150-157.
  24. Tyan' F. Osobennosti vzaimodejstviya kitajskih studentov v sisteme «prepodavatel' – student» v processe obucheniya v rossijskom vuze // Kazachestvo. 2023. № 68 (3). S. 16-19.
  25. CHzhou V., CHzhan C. Issledovanie social'noj integracii kitajskih studentov v vuzah dal'nego vostoka Rossii // Global'nyj nauchnyj potencial. 2019. № 11 (104). S. 52-55.
  26. SHamionov R.M. Adaptacionnaya gotovnost' lichnosti sub"ekta social'nogo vzaimodejstviya // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2015. T. 15. № 4. S. 106-112.